— Тяжелым ли оказался 2015 год для петербургского телеком-рынка?
— К сожалению, говорить об очень позитивных результатах не приходится: рынок по итогам прошлого года сократился. Это обусловлено тем, что общая экономическая ситуация в стране далека от совершенства, а рынок Петербурга уже близок к насыщению. Новых клиентов очень мало: новостройки в городе, конечно, есть, но их не так много, чтобы расти только за их счет. Новые бизнес-центры строятся, но заселяются арендаторами они медленно, так что стать драйвером роста этот сегмент сейчас не может. Заходить в новые бизнес-центры на этапе строительства тоже опасно: в нынешних условиях стройка может быть заморожена в любой момент. Инвестировать с неопределенным сроком возврата вложений мало кто готов. Поэтому сейчас как на массовом рынке, так и в бизнес-сегменте идет передел уже существующих клиентов, а это не может обеспечить высоких темпов роста операторам.
— Какие тренды на телекоммуникационном рынке в 2015 году проявились наиболее ярко?
Один из самых заметных трендов — экономия на всем, связанная с нестабильностью курса рубля. Это касается и операторов — игроков рынка, и наших клиентов. Телекоммуникационные компании сейчас находятся в сложных условиях. С одной стороны, они должны развивать свои сети, улучшать качество и расширять спектр услуг, иначе удержать клиентов будет очень сложно. С другой стороны, серьезно инвестировать в строительство проблематично, ведь выручка не растет, а оборудование дорожает, так как стоимость весомой его доли зависит от курса валют.
Клиенты тоже пытаются оптимизировать затраты и хотят либо платить меньше, либо получать больше услуг за те же деньги. Приобретение любого сервиса происходит более обдуманно и взвешенно. Правда, полностью отказываться от услуг связи клиенты не намерены — все-таки телекоммуникационные услуги уже давно превратились в сервисы первой необходимости.
Сейчас на рынке сложилась ситуация, когда маржинальность услуг падает, а их себестоимость возрастает. Развиваться в таких условиях тяжело всем игрокам рынка, и в среднесрочной перспективе легче вряд ли будет. Я уверен, что в ближайшем будущем бизнес небольших операторов фиксированной связи станет нерентабельным, поэтому количество сделок M&A увеличится.
— Изменилось ли что-то еще в профиле абонентов в прошлом году?
— Некоторая трансформация наблюдалась, но все-таки это были не столь глобальные перемены, как те, которые обусловлены экономическим кризисом. В бизнес-сегменте клиенты все чаще интересуются виртуальными услугами, они востребованы у все большего числа абонентов, однако основная доминирующая услуга — доступ в Интернет. Более того, если раньше, в прежние годы, спрос на телефонию и доступ в Интернет был соразмерный, сопоставимый, то в 2015 году доступ в Интернет превалировал. И это важно для нас как для оператора: делать ставку нужно именно на интернет-сервисы и связанные с ними инновации.
— Как же операторы выходят из такой сложной ситуации?
— Один из действенных инструментов — это совместное использование инфраструктуры связи. Операторы стали легче идти на контакты, взаимодействовать, договариваться. Это позволяет оптимизировать затраты на развитие сетей, снизить издержки — в нынешних условиях это большой плюс. Благодаря совместному использованию инфраструктуры операторы могут выделять деньги на другие направления развития, работать над инновациями. Получается, что кризис оказал и некоторое положительное влияние на рынок: мы стали больше ценить деньги и инвестировать разумнее.
— Помогает ли импортозамещение справиться со сложной экономической ситуацией?
- Импортозамещение — это тоже важный тренд прошлого года. Однако, как уже неоднократно подчеркивали все игроки рынка, к нему надо подходить осторожно. Что касается сетевого оборудования, то российских аналогов зачастую просто нет на рынке. Мы бы и рады сделать выбор в их пользу, но выбирать не из чего. Операторский бизнес, особенно в нынешних экономических условиях, ориентирован на снижение затрат. И если бы рынок предлагал отечественно оборудование или программное обеспечение конкурентоспособного качества по более привлекательным (или хотя бы не растущим вместе с курсом доллара) ценам, то мы бы, безусловно, его покупали. Пока же импортозамещение чрезвычайно узко сегментировано — по крайней мере в телеком-отрасли.
— Изменилась ли в связи с этим стратегия компании за последний год?
— Стратегия не изменилась. Мы считаем, что выбранный нами курс развития позволяет добиваться успеха, что доказано временем и опытом работы. Так что в прошедшем году и в настоящее время основной упор «Смарт Телеком» делает на развитие в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. За 2015 год наша выручка увеличилась на 8% — до 867 миллионов рублей. По большей части рост обеспечивается экстенсивным развитием, завоеванием новых территорий и клиентов. По нашей оценке, на конец 2015 года доля рынка «Смарт Телеком» в В2В-сегменте рынка фиксированной связи Петербурга составляет 8-10%.
— Каковы планы «Смарт Телеком» на следующий год?
— Мы хотим расти, и для этого необходимо увеличиваем охват территории — в том числе за счет покупки конкурентов. Мы ведем активные переговоры по поводу покупки очередной компании — сейчас рыночная ситуация благоприятствует покупкам.