Телеком-рынок: Не время для оптимизма
Материалы выпуска
Расчет на буквы: IT-компании делают ставку на "облачные" перспективы Инновации МТС выходит на рынок системной интеграции Рынок Телеком-рынок: Не время для оптимизма Рынок "Лидер в телекоме тот, кто задает новые стандарты" Инструменты Стратегия "одного" окна Компетенция Время сотрудничать и покупать Решения
Рынок Санкт-Петербург и область
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Телеком-рынок: Не время для оптимизма

2015 год для петербургского телеком-рынка не стал провальным: сформировавшаяся у абонентов потребность в услугах связи не позволяет от них отказаться. Однако и тратить больше клиенты не хотят или не могут, поэтому и доходы операторов не растут. При этом эксперты ожидают, что в 2016 году ситуация может ухудшиться.
megafon.ru

Эксперты сходятся во мнении, что телекоммуникационный рынок в России перешел из эпохи стабильного роста к периоду стагнации. Операторы показывают либо отрицательный рост выручки по итогам года, либо совсем небольшой в сравнении с предыдущими годами. В особенности это касается таких крупных городов, как Петербург, где конкуренция операторов достаточно высока, проникновение услуг достигло «потолка» и расти за счет новых клиентов уже тяжело. Между тем, 2015 год для телеком-отрасли все-таки не стал таким разочарованием, как для ряда других, сильно пострадавших от «новой экономической реальности». Однако и в телекоме определенные тревожные сигналы есть, так что операторы ожидают, что в 2016 году ситуация может ухудшиться.

Работа на «ноль»

По данным «ТМТ Консалтинг», объем российского рынка телекоммуникаций в 2015 году достиг 1674 млрд рублей при росте 2,1%. Годом ранее рост был лишь 1,7%, однако аналитики не видят в этом особого позитива. Дело в том, что одной из наиболее весомых причин роста стал «эффект от изменения курса иностранной валюты при расчетах за ряд межоператорских услуг, оказываемых на международных направлениях». Т.е. для телеком-рынка валютные колебания оказались со знаком «плюс».

Чего не скажешь о ситуации с классическими телекоммуникационными сервисами. Так, в «ТМТ Консалтинг» убеждены, что сегмент сотовой связи, который в последнее время был драйвером рынка, в 2015 году показал рост ниже среднерыночного. Причина тому — падение ARPU (средняя выручка на одного пользователя).

Аналогичная ситуация наблюдается и на рынке широкополосного доступа в Интернет. При устойчивом тренде к росту спроса на более высокоскоростные тарифы платить за них абоненты больше не готовы. Наблюдается падение и в сегменте фиксированной телефонии. И только сегмент платного ТВ выглядит вполне благополучно: здесь наблюдается рост ARPU (на 14% в целом по России). Поэтому именно платное ТВ заместило сотовую связь в качестве драйвера рынка.

И это касается не только России в целом, но и Санкт-Петербурга. Проникновение сотовой связи в Санкт-Петербурге по итогам 2015 года превысило 220%, как сообщают аналитики AC&M-Consulting. По данным ФОМ, проникновение Интернета в Санкт-Петербурге на конец осени 2015 года составляло 79%, что выше, чем в целом по России. Работать на таком высококонкурентном рынке тяжело и хлопотно: рост возможен практически только за счет доли других игроков и поднимать цены нет возможности. Такая ситуация наблюдается как в сегменте B2C, так и B2B.

«В 2015 году усилилась конкуренция между операторами, работающими на рынке В2В. Из-за этого можно было наблюдать снижение тарифов на услуги связи. Все сотовые операторы уже давно приобрели проводные активы и являются активными игроками в B2B-сегменте, — отмечает Виктория Тихонова, директор Санкт-Петербургского филиала «ВестКолл». — В бизнес-сегменте наблюдаются увеличивающиеся потребности высоких скоростей для доступа в сеть Интернет. Если годом ранее средняя скорость подключаемого Интернета была 5-10-25 Мбит/с, то сейчас запросы начинаются от 20 до 100 Мбит/сек. Это связано с переходом в так называемые «облака». Кроме того, на фоне кризиса большинство компаний ориентируются на сокращение издержек и затрат на развитие собственной инфраструктуры».

В сотовом сегменте в 2015 году продолжали делать ставку на передачу данных: она была и, по мнению аналитиков, останется точкой роста для сотового рынка. Именно поэтому операторы, несмотря на неблагоприятную экономическую ситуацию, продолжают инвестировать в развитие сетей 3G и 4G.

«Драйвером рынка мобильных услуг остается передача данных. Так как сейчас высокие скорости передачи данных играют большую роль, операторы активно развивают сети четвертого поколения. У «МегаФона» в Северо-Западном филиале доступ к 4G есть во всех региональных отделениях, а LTE-A работает во всех районах Санкт-Петербурга, — рассказывает Павел Корчагин, директор Северо-Западного филиала компании «МегаФон». — Это отражается на потреблении: средний объем трафика передачи данных на одного абонента «МегаФона» вырос в третьем квартале 2015 года до 3,2 Гбайт в месяц, что на 26% больше, чем за аналогичный период 2014 года. Одна из причин такого роста — в увеличении числа дата-передающих устройств в сети. Например, в Санкт-Петербурге более 60% абонентов «МегаФона» пользуются планшетами, модемами, смартфонами, а 40% трафика приходится на сети четвертого поколения».

«В последние годы абоненты все меньше говорят и все больше пользуются возможностями мобильного Интернета, например, общаются в мессенджерах. Это общеотраслевой тренд, поэтому развитие сетей 3G и LTE стало приоритетным направлением для Tele2, — подтверждает Олег Телюков, директор макрорегиона «Северо-Запад» Tele2. — Мы запустили скоростной мобильный интернет в 60 регионах России, в том числе 3G на всем Северо-Западе, 4G в Петербурге и Коми. В прошлом году мы также первыми запустили 3G и 4G на всех станциях петербургского метрополитена и на данный момент Tele2 — единственный оператор, который обеспечивает 4G-интернет на всех станциях метро: такого больше нет нигде в России».

В Tele2 акцентируют внимание на том, что сети 3G и 4G были построены меньше, чем за год, когда у конкурентов этот процесс занял годы. И несмотря на колоссальные инвестиции, оператору удалось сохранить бизнес-модель дискаунтера, предлагая низкие цены на трафик.

Так что инвестиции — инвестициями, а цена услуг для абонента должна оставаться конкурентной, иначе он уйдет к другому оператору. Из-за этого у некоторых игроков телеком-рынка в 2015 году появились проблемы.

«Новая экономическая реальность или, если смотреть правде в глаза, экономический кризис привел к тому, что маржинальность услуг связи стала падать, тогда как себестоимость возрастает. Это в 2015 году оказало существенное влияние на рынок фиксированной связи. Бизнес небольших телеком-компаний становится нерентабельным. Я уверен, сложившаяся ситуация приведет к том, что в скором времени количество сделок M&A увеличится», — отмечает генеральный директор «Смарт Телеком» Андрей Суходольский.

Дмитрий Петров, генеральный директор компании «Комфортел», также говорит о наличии заметной M&A-активности на телеком-рынке. «Несмотря на то, что ни одна значимая для рынка сделка так и не состоялась, потенциальные покупатели и инвесторы на рынке замечены были. При этом завершились несколько небольших сделок», — подтверждает он.

Экономь, платя больше

Несмотря на то, что в 2015 году операторы старались не увеличивать цены, тренд к снижению ARPU их не может устраивать: выручка должна расти. Именно поэтому игроки рынка вынуждены были делать новые предложения, позволяющие получить с каждого абонента если не больше, то хотя бы столько же, сколько и раньше.

Таким образом комплексные предложения приобрели особую актуальность: абоненты экономят, покупая сразу несколько услуг у одного оператора дешевле, чем эти же сервисы обошлись по отдельности.

Подобная ситуация наблюдается не только в сегменте фиксированной связи, где комплексные предложения, включающие телефонию, ШПД и телевидение, являются уже знакомым традиционным решением, но и на сотовом рынке. В 2015 году мобильные операторы очень активно продвигали пакетные тарифы, в которых абонент получал определенный пакет минут, интернет-трафик и SMS-сообщений.

О том, что такие условно «тяжелые» предложения абонентов уже давно не пугают, свидетельствует тот факт, что Tele2, позиционирующий себя как дискаунтер, запустил сети 3G и 4G в Петербурге именно с такими тарифами.

К слову, аналитики отмечают, что именно желание потребителей сэкономить повлияло и на популярность сервисов платного ТВ. Вынужденные сократить затраты на развлечения россияне вновь воспылали любовью к телесмотрению — пусть и с некоторыми изменениями в приоритетах. В частности, эксперты отмечают рост популярности сериалов, которые по уровню ожидаемости и популярности готовы потеснить киноновинки. А платное ТВ вполне способно удовлетворить потребность в сериалах, да и появление новинок кинопроката сейчас происходит не с таким существенным отставанием, как несколько лет назад.

«Как показывает практика, на услугах доступа в Интернет и платного ТВ, которые являются нашими «якорными» продуктами, даже в непростых экономических условиях экономят в последнюю очередь. А зачастую даже увеличивают потребление телекоммуникационных сервисов, например, предпочитая походу в кинотеатр домашний просмотр новинок сезона через нашу IPTV-платформу, — отмечает Андрей Балаценко, директор макрорегионального филиала «Северо-Запад» компании «Ростелеком». — Востребованность нашего сервиса видео по запросу растет, поскольку семейный просмотр любимого сериала у себя дома оказывается значительно дешевле покупки билетов в кино. Так образом, в части В2С сегмента мы не наблюдаем существенного изменения потребления услуг. Несколько другая ситуация в В2В и В2G-сегментах, где наши клиенты сталкиваются с бюджетными ограничениями и более продуманно подходят и к приобретению телеком-услуг. Здесь наша задача — сохранить клиента, предлагая ему оптимальные решения, мы также стремимся расширить объем оказываемых услуг, предлагая скидки при увеличении потребления или предлагая новые сервисы, которые позволяют наших клиентам повысить эффективность своего бизнеса».

Телеком и немного больше

Конечно, операторы вынуждены были изменять не только продуктовую и маркетинговую стратегии: были изменения и другие изменения, связанные с появлением новых технологических трендов. В особенности это коснулось B2B-сегмент.

Один из них — облака. Так, Дмитрий Петров уверен, что «рынок B2B наконец-то принял облачные сервисы. То, что раньше казалось чем-то абстрактным, на сегодняшний день стало мейнстримом».

«Рынок коммерческой фиксированной связи в течение 2015 года претерпевал и продолжает претерпевать изменения. Спрос на традиционную телефонию снижается огромными темпами и, как следствие, наращивают свою популярность услуги VoIP и альтернативных мессенджеров — Viber, WhatsApp и других, — рассказывает Виктория Тихонова. — Растет спрос на облачные решения, которые позволяют получить практически любой сервис по более экономичной цене. Изменения эти закономерны, в первую очередь, из-за обострившейся финансовой ситуации, а во-вторых, из-за повышения уровня грамотности представителей бизнеса и их зрелости с точки зрения ИТ».

Это объясняет, в частности, результаты работы в Петербурге «Манго Телеком», специализирующейся на облачных телеком-сервисах. По данным компании, клиентская база в Северной столице за 2015 год увеличилась на 14%, а выручка — на 30%.

«Облачная телефония остается самым быстрорастущим сегментом рынка корпоративных коммуникаций. При этом изменился портфель клиентских сервисов. Один из главных трендов, который мы отметили: из-за кризиса и уменьшения потребительского спроса обострилась конкуренция, малые и средние компании в регионе стали гораздо внимательнее следить за уровнем клиентского обслуживания. Если раньше облачные сервисы использовали в основном, чтобы не тратить деньги на оборудование и инфраструктуру, то теперь бизнес с их помощью хочет зарабатывать и выгодно отличаться от конкурентов, — поясняет Алексей Горбунов, руководитель филиала «Манго Телеком» в Санкт-Петербурге. — Опережающими темпами растет спрос на опции, помогающие повысить уровень контроля работы персонала, выявить ошибки сотрудников и устранить их, увеличить качество сервиса в целом. Популярность записи разговоров среди наших клиентов увеличилась за год на 44%. Аналитика по звонкам и переговорам, помогающая найти и нивелировать недочеты в обслуживании клиентов, стала применяться на 43% чаще. Количество компаний, использующих «умные» алгоритмы распределения вызовов, выросло на 37%. Эти алгоритмы распределяют входящие обращения оптимальным для конкретных бизнес-условий способом, сокращают время ожидания на линии и процент пропущенных звонков».

В «Манго Телеком» видят и еще несколько точек роста для рынка. «Наряду с облаками драйвером рынка будут конвергентные услуги. Интересный пример — объединение офисной и мобильной связи (Fixed Mobile Convergence, FMC). Другое направление конвергенции — интеграция коммуникационных сервисов с системами CRM, ERP, клиентскими базами, движками интернет-магазинов и отраслевыми приложениями», — отмечает Алексей Горбунов.

Заметим, что этим путем идут не только операторы фиксированной связи, но и сотовые. Все они в 2015 году активно продвигали инновационные бизнес-сервисы — облачные услуги, M2M и так далее. Все это позволяет создать дополнительную стоимость классическим услугам связи. МТС еще более углубился в процесс и приобрел системного интегратора «Энвижн Груп».

«Потребности бизнеса в телекоммуникационных услугах не только растут, но и претерпевают существенные изменения. Поэтому в 2015 году мы приняли решение о приобретении системного интегратора NVision Group. Подобная консолидация позволила нам не только контролировать производителя своей билинговой системы, но и диверсифицировать бизнес, — поясняет Дмитрий Рылов, директор филиала МТС «Северо-Запад». — Благодаря «Энвижн Груп» МТС сегодня предлагает своим клиентам комплексные услуги в сфере ИТ, связи и системной интеграции. Мы уверены, что предоставление B2B-клиентам комплексных услуг, куда кроме телеком-сервисов входят создание сетей, ИТ-услуги, ИТ-консалтинг и системная интеграция открывает колоссальные возможности не только перед оператором, но также и перед бизнесом, который в результате сотрудничества получает готовое решение, учитывающее все его особенности, и способное оперативно масштабироваться и развиваться вместе с ним».

Игра на чужой территории

Еще один из трендов последнего времени — быстрый рост популярности OTT-сервисов и в частности — мессенджеров. «Рынок OTT-сервисов, безусловно, растет, о чем свидетельствует динамичное увеличение аудитории Viber. И, конечно, увеличивается и конкуренция между мессенджерами. Мы очень рады, что в этой активной борьбе за пользователя мы смогли стать самыми популярными в России по январским данным J’son & Partners Consulting, согласно которым Viber пользуется 61% обладателей смартфонов», — комментирует Евгений Рощупкин, глава Viber России.

OTT-сервисы — это тоже один из способов экономии для клиентов телекоммуникационных операторов. Речь идет о том, что, приобретая интернет-трафик у оператора, абонент не тратится на покупку голосового трафика и SMS— или MMS-сообщений. Таким образом, OTT-сервисы отбирают у операторов, особенно у сотовых, некоторую долю ARPU абонентов. Например, данные сервисы позволяют вести разговоры с другими регионами и странами, не платя за роуминг или межгород.

В связи с этим операторы давно считают OTT-сервисы своими конкурентами, не желая становиться исключительно трубой для перекачки трафика. Разговоры о сопротивлении их развитию, в том числе на законодательном уровне, идут уже давно, но особых результатов не принесли. Сейчас, когда ARPU абонентов падает, для операторов каждая копейка на счету, поэтому и конкуренция обострилась: голосовой трафик на ряде сотовых тарифов предоставляется бесплатно или включен в предоплаченный пакет. Это позволяет сдерживать уход голоса в OTT-сервисы.

Однако представители самих OTT-сервисов не сильно волнуются по этому поводу, считая себя одним из стимулов роста операторского бизнеса, а вовсе не конкурентами.

«Согласно регулярно публикуемым данным различных компаний, мы создаем для операторов комфортные условия для увеличения интернет-трафика. По информации J’son & Partners Consulting, опубликованной летом 2015 года, доля SMS-трафика у мобильных операторов падает. Однако это продиктовано развитием самого рынка интернет-коммуникаций в мире, — считает Евгений Рощупкин. — Сейчас практически каждый пользователь смартфона общается с родными и близкими через какой-либо мессенджер. Доход от интернет-трафика будет неуклонно расти, и мы в том числе вносим свою долю в рост дохода оператора. В связи с эти, операторы, вероятно, должны рассматривать нас как партнеров. По крайней мере, мы их так воспринимаем. Viber готов активно сотрудничать с операторами по вопросам борьбы со спамом, и вносить свой вклад в развитие качественных коммуникационных каналов для российских пользователей».

Назад в будущее

2016 год для телекоммуникационных операторов обещает стать куда более сложным, чем год 2015. Часть компаний уверена в том, что выбранная ранее стратегия позволит не только удержаться на плаву, но и получить хорошие результаты. Так, Дмитрий Петров так комментирует планы: «За 2015 год мы выросли в полтора раза по выручке. Существенных изменений не заметили, кроме увеличения числа переездов среди клиентов. Поэтому и планы на 2016 год уверенные: вырасти на 40% относительно прошлого года».

«В 2015 году мы делали упор на строительство новых базовых станций, благодаря чему нам удалось не только почти вдвое увеличить покрытие сети МТС в Петербурге и Ленинградской области, но и сделать так, что сигнал появился в самых труднодоступных местах. В 2016 году мы продолжим стройку, а также по мере необходимости будем модернизировать сеть. Если говорить о конкретных примерах, то сейчас ведутся финальные работы по обеспечению качественной связи, высоких скоростей на новой площадке для проведения ПМЭФ (Экспофорум) в Шушарах, — рассказывает Дмитрий Рылов. — Кроме того, в 2016 году мы сделаем упор на продолжающееся развитие собственной сети ВОЛС в Ленинградской области. Так, например, один из первых объектов этого года — подводный волоконно-оптический кабель на Кронштадт, он позволил увеличить скорость мобильного интернета и улучшить качество голосовой связи на острове Котлин и в акватории Финского залива».

С другой стороны, игроки рынка понимают, что инвестиционные аппетиты придется сдерживать. Да и клиенты переживают далеко не лучшие времена и рассчитывать на «тучный» год уже не приходится.

«В 2016 году мы намерены оставаться на стороне клиентов и помогать им выживать в сложных экономических условиях», — отмечает Виктория Тихонова.