Рыночный расклад , Санкт-Петербург и область ,  
0 

MICE-рынок: сможет ли Петербург заработать на деловом туризме?

Сергей Воронков, «ЭкспоФорум-Интернэшнл»
Сергей Воронков, «ЭкспоФорум-Интернэшнл» (Фото: пресс-служба)
О том, как Петербург будет дальше бороться за лидирующие места на мировом рынке делового туризма, рассказал в интервью РБК Петербург генеральный директор «ЭкспоФорум-Интернэшнл» Сергей Воронков

Ввод в строй конгрессно-выставочного центра «ЭкспоФорум» потенциально меняет место Петербурга на мировом рынке деловых событий. Обладая серьезными предпосылками для развития в качестве международной коммуникационной площадки – культурная столица, окно в Европу, крупный образовательный, научный и промышленный центр – Петербург пока в небольшой степени использовал эти возможности. Его места в рейтингах городов-участников рынка конгрессов и выставок (MICE-рынок) очень скромны.

Неразвитая материальная инфраструктура приема гостей была одной из важнейших причин такого отставания. Появление нового аэропорта и крупного выставочного центра современного уровня значительно расширили возможности города, но эти шаги необходимо дополнить интеллектуальными и организационными усилиями. О том, как Петербург будет дальше бороться за лидирующие места на мировом рынке делового туризма, рассказал в интервью РБК Петербург генеральный директор «ЭкспоФорум-Интернэшнл» Сергей Воронков.

Какова стратегия привлечения клиентов в кризис для игроков MICE-рынка?

Общая стратегия остается прежней: участники MICE-индустрии работают над объединением тематически схожих проектов под одним брендом и привлечением в город мероприятий мирового уровня. Идет работа по развитию новых тематических направлений, ведь кризис создает не только ограничения, но и возможности для развития.

Как объединение проектов происходит на практике?

В пример можно привести Петербургский международный форум здоровья. Это зонтичный проект, который консолидирует под одним выставочным брендом крупнейших игроков MICE-индустрии ‒ «ЭкспоФорум-Интернэшнл», «Мессе Дюссельдорф Москва», «Примэкспо». Компании на одной площадке представляют специализированные выставки «Медиз Санкт-Петербург», «Фармация», «Биоиндустрия», Healthcare tourism, «Эстетическая медицина».

Другой пример – один из крупнейших проектов компании «ЭкспоФорум-Интернэшнл», Петербургский международный газовый форум, в его рамках, помимо Международного конгресса специалистов нефтегазовой индустрии, проходят три выставки, организатор одной из них – компания «Фарэкспо».

Пример укрупнения – выставка «Энергетика и электротехника», которую мы дополнили обширной конгрессной программой, создав Российский международный энергетический форум.

Вы говорите о привлечении в город мероприятий мирового уровня, но сейчас это практически невозможно. Такие мероприятия требуют единовременного принятия тысяч человек. Как конкурировать с Гамбургом или Гонконгом, где уже развита вся необходимая инфраструктура?

Номерной фонд Петербурга в состоянии обслужить до 30 тысяч гостей одновременно. Дальнейшему развитию туристической инфраструктуры поспособствует Чемпионат мира по футболу в 2018 году.

Программа по подготовке Петербурга к Чемпионату-2018 предусматривает, помимо прочего, повышение квалификации работников гостиниц, подготовку железнодорожных и морских вокзалов города, строительство новых станцией метрополитена, покупку новых автобусов и вагонов метро, ремонт парков и многое другое. Конечно, это позитивно отразится на туристическом и деловом имидже Петербурга.

Конкурентные цены и возможность предоставления скидок у нас и так имеются. «ЭкспоФорум-Интернэшнл», например, ведет гибкую ценовую политику, предоставляя скидки и особые условия участия.

С логистикой также нет проблем: открыт новый аэропорт, согласно тому же плану подготовки в Чемпионату, в пиковые периоды петербургский аэропорт должен ежечасно принимать и отправлять по 2 тысячи пассажиров международных и столько же внутренних рейсов.

Как конкурировать с другими российскими городами? С Москвой? С Сочи?

Во-первых, у Петербурга есть большое преимущество – мощный туристический бренд. Он более привлекателен с точки зрения культуры и имиджа. Это подтверждают и международные рейтинги: наш город входит в топ-25 самых привлекательных туристических дестинаций по версии Trip Adviser, а известная британская газета Daily Express назвала Петербург самым красивым и элегантным городом России. Почему это важно? Место бизнес-встреч выбирается зачастую с учетом культурно-развлекательной программы – в заявке на международные конгрессы мы описываем, например, возможности неофициальной составляющей мероприятия: музеи, театры, достопримечательности – и у нашего города в этом случае нет конкурента в России.

Есть и еще одно преимущество: Петербург имеет крепкие позиции в сфере судостроения, энергетического машиностроения и пр. Это важный промышленный и транспортно-логистический центр, привлекательный объект для инвестиций.

Ну и если говорить о рейтингах, в списке конгресс-городов Европы, сделанном ICCA, Петербург занимает 41 место, Москва – лишь строчкой выше, Сочи там нет вовсе.

Для вхождения в топ конгрессных городов мира и Европы нужны новые выставочные площадки и гостиницы. В условиях кризиса инвесторы не готовы вкладываться в такие проекты, бюджет -тоже. Вложения Газпрома в «Экспофорум» отчасти были простимулированы ПМЭФом. Что сейчас может стать стимулом для крупной госкорпорации или частного инвестора вкладываться с конгрессно-выставочный проект?

Отмечу, что появление «Экспофорума» простимулировано не только и не столько ПМЭФ. Это самостоятельный проект, который рассчитан в том числе и на международные рынки. Строительство нового конгрессно-выставочного комплекса было обусловлено тем, что мы увеличили объем мероприятий более чем в два раза, и возможностей «Ленэкспо» уже не хватало. Еще один фактор – отсутствие у города площадки для приема мероприятий мирового уровня с количеством участников свыше пяти тысяч.

Что касается выставочных площадей, их достаточно – «Экспофорум» удовлетворит все потребности города. О гостиницах я говорил чуть раньше – Чемпионат мира по футболу простимулирует развитие этого сегмента.

MICE-рынок: сможет ли Петербург заработать на деловом туризме?

Как можно войти в мировой топ-10 конгрессных городов (такая задача обозначена в стратегии развития СЗФО до 2020 года), если нет ни конкретных проектов с деньгами (еще же пять-шесть лет будет вестись стройка), ни предпосылок прихода крупных инвесторов?

Рейтинг ICCA формируется исходя из числа проведенных деловых мероприятий. В 2014 году в тройку лидеров среди европейских городов попали Париж, Вена и Мадрид, которые провели 200 и более мероприятий. При этом из 214 парижских событий 160 имели до 500 участников. Если говорить об этом сегменте встреч, то Санкт-Петербург имеет всю необходимую инфраструктуру: исторические дворцы и особняки с конференционными возможностями, конгресс-отели высокого уровня и т.п. В привлечении таких мероприятий в город теперь задействовано Конгрессно-выставочное бюро, созданное правительством Петербурга год назад. Для приема крупных форумов и выставок работает «Экспофорум» и «Ленэкспо».

Так что все-таки нужно делать для вхождения в топ-10 через пяти лет?

Всем участникам рынка работать над привлечением международных ротируемых мероприятий. Город должен еще активнее и эффективнее продвигать Петербург и его конгрессный потенциал на международном уровне. Здесь важная составляющая – развитие бренда территории.

Отмена или смягчение визового режима также является крайне важным моментом в развитии делового туризма. Уже более пяти лет действуют безвизовые 72 часа для пассажиров паромов, в Государственной Думе на рассмотрении находится законопроект о 72-часовом безвизовом пребывании для транзитных авиапассажиров.

Результаты уже есть: в 2016 году на наших площадках состоятся Симпозиум международного общества по атеросклерозу «Дни Аничкова», Международная конференция Объединения исследовательских Центров подземного пространства мегаполисов, Всемирная конференция и выставка газомоторной индустрии.

«ЭкспоФорум-Интернэшнл» планирует организовывать не менее трех-пяти международных конгрессов в год с количеством делегатов от 3 тысяч человек. Крупные мероприятия принимают заявки за несколько лет, требуя для участия в конкурсе серьезный пакет документов. Мы уже подали заявки на проведение Ежегодного конгресса Ассоциации сердечной недостаточности Европейского кардиологического общества, Всемирного саммита по гастрономическому туризму, Всемирной конференции по титану.

MICE-рынок: сможет ли Петербург заработать на деловом туризме?

Как практически ведется работа по привлечению выставок в город? Это обычно тендерная система или процесс переговоров? Насколько велика коррупционная составляющая в таких тендерах?

Тут речь идет скорее о конгрессах, чем о выставках. Заявочная кампания на крупные конгрессы начинается за несколько лет до мероприятия, например уже сейчас идет отбор площадок на события в 2021 году. Да, это своего рода тендер, когда комиссия выбирает место проведения на основе объективных оценок. В заявку обычно входит справка о состоянии отрасли (в соответствии с тематикой мероприятия) в России и в Санкт-Петербурге, обоснование актуальности проведения мероприятия, характеристики площадки, транспортной доступности, описание компании-организатора, перечень дополнительных услуг, справка по отелям, предложение по культурно-развлекательным мероприятиям и мн. др. Коррупционной составляющей тут нет.

Как оцениваете перспективы делового туризма в новых геополитических условиях?

Поток деловых туристов стабильно растет. По данным Ассоциация бизнес-туризма, в 2012 году объем российского рынка бизнес-тревел составил 440 млрд рублей, в 2013 году этот показатель достиг 471 млрд рублей, а в 2014 году – 560 млрд рублей. По итогам 2015 года ожидается небольшой, но рост.

А что будет с выставочным рынком?

В краткосрочной перспективе рынок будет более-менее стабилен. Интересно, что показатели снижаются количественно по площадям и посетителям, но растут по выручке. По итогам 2014 г. Российский союз выставок и ярмарок привел такую статистику: выставочные площади уменьшились на 3%, общее число экспонентов – на 8,9%, отечественные участники – на 9,95%, иностранные участники – на 5%, общее число посетителей – 0,8%, при этом годовой оборот рынка увеличился на 5%.

Если говорить о нашей компании, то мы растем: по итогам 2014 года выручка «ЭкспоФорум-Интернэшнл» увеличилась на 42% относительно 2013 года, количество мероприятий выросло с 90 в 2013 году до 120 в 2014 году. Первые два квартала 2015 года для нас также успешны: в «Экспофоруме» и «Ленэкспо» мы провели более сотни мероприятий. Что важно – у нас не было падения по посетителям на новой площадке, куда переехало большинство проектов, мы показали рост. Хотя при переносе мероприятия в другое место в мировой практике, как правило, наблюдается уменьшение потока до 30%.

В долгосрочной перспективе мы прогнозируем рост выставочного рынка Северо-Запада. В наших, например, планах – до 2018 года удвоить выручку, наращивая портфель по каждому из сегментов (конгрессы, ивенты, выставки) и укрупняя текущие мероприятия. Серьезную ставку мы делаем на ивенты, от спортивных до культурно-массовых, это направление у нас растет активнее всего. Хорошим опытом для «ЭкспоФорум-Интернэшнл» как организатора спортивных мероприятий станет Чемпионат мира по хоккею – 2016, мы выступаем оператором его этапов в Петербурге, используя опыт организации мировой конвенции «Спортаккорд-2013».

Рассчитываем и на приток зарубежных участников – всё четче проявляется интерес со стороны китайских партнеров.

Можете привести данные, подтверждающие указанный вами тренд интереса с Востока?

Начну с нашего проекта Китайский деловой центр, открытого в марте этого года. Площадку посетили уже порядка 30 делегаций из разных провинций Китая – Сычуань, Шэньси, Цинхай, Хубэй, Гуйчжоу. Интерес у китайцев большой, это обусловлено и их политикой. Во-первых, реализуется проект «Новый шелковый путь» – торговый коридор от Шанхая до Берлина. Во-вторых, правительство Китая весной выпустило документ, где обозначена стратегическая цель по развитию выставочной деятельности Китая, там в том числе поставлена задача по участию в зарубежных выставках для продвижения китайской продукции.

На прошедшей в августе выставке «Агрорусь» с экспозициями приехали 12 китайских компаний – производители чая, алкоголя, мебели, оборудования; на судостроительной выставке «НЕВА» на Китайском национальном стенде были представлены около 30 компаний, плюс участники с индивидуальными стендами.

Как строится бизнес-модель выставочного комплекса?

У нас есть два типа мероприятий: собственные и гостевые. Гостевые – это те, которые арендуют площадь в «Ленэкспо» или «Экспофоруме» (выставки, конгрессы, конференции, семинары, круглые столы и т.п.). Параллельно они могут заказывать у нас как у площадки сопутствующие услуги: застройку стендов, кейтеринг, клининг, логистика и т.п. Собственные – организованные компанией «ЭкспоФорум-Интернэшнл» самостоятельно, для B2C- и B2B-аудитории.

В общем объеме площадей по итогам 2014 г. разбивка по сегментам выглядит так: выставки – 48%, ивенты – 26%, конгрессы – 26% (в 2013 году конгрессов было только 8%).

Также в этом году запустились стратегическое проекты компании на базе «Ленэкспо» – Китайский деловой центр, деловой центр «Россия – Латинская Америка» и Центр импортозамещения и локализации совместно с Правительством города.

Почему после официального открытия «Экспофорума» потребовалось еще два года на докрутку проекта?

Мы официально открылись год назад, в октябре 2014-го. Сейчас функционируют три выставочных павильона, идет отделка и обустройство конгресс-центра, бизнес-центра и двух гостиниц Hilton. Сдвиг по срокам вызван увеличением расходов из-за валютного скачка – большинство материалов и оборудования зарубежные.

ПМЭФ-2016 будет все-таки в «Экспофоруме» или в «Ленэкспо»?

В «Экспофоруме».

В этом году в первый день ПМЭФ была серьезная транспортная проблема с шаттлами - они встали в пробке перед автомобильно-пропускном пунктом на площадку форума. Однако Васильевский остров дает разные возможности добраться до основных павильонов. У «Экспофорума» шаттлы – единственный вариант. Как вы планируете предотвращать подобные ситуации впредь?

В «Экспофорум» можно добраться не только на бесплатном шаттле или городском социальном автобусе, но и на личном автомобиле, не имея проблем с парковкой – там огромная бесплатная автостоянка на 4700 мест. Петербургское шоссе от поворота с Пулковского и до «Экспофорума» уже расширено до четырех полос, начались работы по расширению шоссе до Витебского проспекта, завершается строительство колпинской развязки на Московском шоссе. То есть хороший подъезд к комплексу скоро будет с двух сторон, что исключит пробки. Также в планах до ПМЭФ завершить строительство второго въезда на территорию «Экспофорума».

MICE-рынок: сможет ли Петербург заработать на деловом туризме?

Если говорить о более далеком будущем, то существует проект магистрали легкорельсового транспорта, который подразумевает остановку у «Экспофорума». Пока этот вопрос в проработке, но мы надеемся на быстрое решение со стороны администрации Петербурга.

Рыночный расклад «Большой проект позволяет реализовать красивую концепцию»
Скачать Содержание
Закрыть