MICE-рынок: сможет ли Петербург заработать на деловом туризме?
Материалы выпуска
На петербургской орбите: какие проекты-миллионники станут полноценными мини-городами? Рынок Форсайт-2015: в поисках идеального «спутника» Решения Диалог на троих: как повысить качество жизни в Петербурге? Рынок MICE-рынок: сможет ли Петербург заработать на деловом туризме? Рынок «Большой проект позволяет реализовать красивую концепцию» Рынок Другие среди нас Рынок Создатели блокбастеров Рынок Петербург в тумане: Как экономический кризис может изменить жизнь города Рынок Кризис – не повод отказывать в помощи Рынок «Инициативы властей способны существенно поменять правила игры на строительном рынке» Рынок
Рынок Санкт-Петербург и область
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

MICE-рынок: сможет ли Петербург заработать на деловом туризме?

О том, как Петербург будет дальше бороться за лидирующие места на мировом рынке делового туризма, рассказал в интервью РБК Петербург генеральный директор «ЭкспоФорум-Интернэшнл» Сергей Воронков
Сергей Воронков, «ЭкспоФорум-Интернэшнл» (Фото: Пресс-служба)

Ввод в строй конгрессно-выставочного центра «ЭкспоФорум» потенциально меняет место Петербурга на мировом рынке деловых событий. Обладая серьезными предпосылками для развития в качестве международной коммуникационной площадки – культурная столица, окно в Европу, крупный образовательный, научный и промышленный центр – Петербург пока в небольшой степени использовал эти возможности. Его места в рейтингах городов-участников рынка конгрессов и выставок (MICE-рынок) очень скромны.

Неразвитая материальная инфраструктура приема гостей была одной из важнейших причин такого отставания. Появление нового аэропорта и крупного выставочного центра современного уровня значительно расширили возможности города, но эти шаги необходимо дополнить интеллектуальными и организационными усилиями. О том, как Петербург будет дальше бороться за лидирующие места на мировом рынке делового туризма, рассказал в интервью РБК Петербург генеральный директор «ЭкспоФорум-Интернэшнл» Сергей Воронков.

Какова стратегия привлечения клиентов в кризис для игроков MICE-рынка?

Общая стратегия остается прежней: участники MICE-индустрии работают над объединением тематически схожих проектов под одним брендом и привлечением в город мероприятий мирового уровня. Идет работа по развитию новых тематических направлений, ведь кризис создает не только ограничения, но и возможности для развития.

Как объединение проектов происходит на практике?

В пример можно привести Петербургский международный форум здоровья. Это зонтичный проект, который консолидирует под одним выставочным брендом крупнейших игроков MICE-индустрии ‒ «ЭкспоФорум-Интернэшнл», «Мессе Дюссельдорф Москва», «Примэкспо». Компании на одной площадке представляют специализированные выставки «Медиз Санкт-Петербург», «Фармация», «Биоиндустрия», Healthcare tourism, «Эстетическая медицина».

Другой пример – один из крупнейших проектов компании «ЭкспоФорум-Интернэшнл», Петербургский международный газовый форум, в его рамках, помимо Международного конгресса специалистов нефтегазовой индустрии, проходят три выставки, организатор одной из них – компания «Фарэкспо».

Пример укрупнения – выставка «Энергетика и электротехника», которую мы дополнили обширной конгрессной программой, создав Российский международный энергетический форум.

Вы говорите о привлечении в город мероприятий мирового уровня, но сейчас это практически невозможно. Такие мероприятия требуют единовременного принятия тысяч человек. Как конкурировать с Гамбургом или Гонконгом, где уже развита вся необходимая инфраструктура?

Номерной фонд Петербурга в состоянии обслужить до 30 тысяч гостей одновременно. Дальнейшему развитию туристической инфраструктуры поспособствует Чемпионат мира по футболу в 2018 году.

Программа по подготовке Петербурга к Чемпионату-2018 предусматривает, помимо прочего, повышение квалификации работников гостиниц, подготовку железнодорожных и морских вокзалов города, строительство новых станцией метрополитена, покупку новых автобусов и вагонов метро, ремонт парков и многое другое. Конечно, это позитивно отразится на туристическом и деловом имидже Петербурга.

Конкурентные цены и возможность предоставления скидок у нас и так имеются. «ЭкспоФорум-Интернэшнл», например, ведет гибкую ценовую политику, предоставляя скидки и особые условия участия.

С логистикой также нет проблем: открыт новый аэропорт, согласно тому же плану подготовки в Чемпионату, в пиковые периоды петербургский аэропорт должен ежечасно принимать и отправлять по 2 тысячи пассажиров международных и столько же внутренних рейсов.

Как конкурировать с другими российскими городами? С Москвой? С Сочи?

Во-первых, у Петербурга есть большое преимущество – мощный туристический бренд. Он более привлекателен с точки зрения культуры и имиджа. Это подтверждают и международные рейтинги: наш город входит в топ-25 самых привлекательных туристических дестинаций по версии Trip Adviser, а известная британская газета Daily Express назвала Петербург самым красивым и элегантным городом России. Почему это важно? Место бизнес-встреч выбирается зачастую с учетом культурно-развлекательной программы – в заявке на международные конгрессы мы описываем, например, возможности неофициальной составляющей мероприятия: музеи, театры, достопримечательности – и у нашего города в этом случае нет конкурента в России.

Есть и еще одно преимущество: Петербург имеет крепкие позиции в сфере судостроения, энергетического машиностроения и пр. Это важный промышленный и транспортно-логистический центр, привлекательный объект для инвестиций.

Ну и если говорить о рейтингах, в списке конгресс-городов Европы, сделанном ICCA, Петербург занимает 41 место, Москва – лишь строчкой выше, Сочи там нет вовсе.

Для вхождения в топ конгрессных городов мира и Европы нужны новые выставочные площадки и гостиницы. В условиях кризиса инвесторы не готовы вкладываться в такие проекты, бюджет -тоже. Вложения Газпрома в «Экспофорум» отчасти были простимулированы ПМЭФом. Что сейчас может стать стимулом для крупной госкорпорации или частного инвестора вкладываться с конгрессно-выставочный проект?

Отмечу, что появление «Экспофорума» простимулировано не только и не столько ПМЭФ. Это самостоятельный проект, который рассчитан в том числе и на международные рынки. Строительство нового конгрессно-выставочного комплекса было обусловлено тем, что мы увеличили объем мероприятий более чем в два раза, и возможностей «Ленэкспо» уже не хватало. Еще один фактор – отсутствие у города площадки для приема мероприятий мирового уровня с количеством участников свыше пяти тысяч.

Что касается выставочных площадей, их достаточно – «Экспофорум» удовлетворит все потребности города. О гостиницах я говорил чуть раньше – Чемпионат мира по футболу простимулирует развитие этого сегмента.

Как можно войти в мировой топ-10 конгрессных городов (такая задача обозначена в стратегии развития СЗФО до 2020 года), если нет ни конкретных проектов с деньгами (еще же пять-шесть лет будет вестись стройка), ни предпосылок прихода крупных инвесторов?

Рейтинг ICCA формируется исходя из числа проведенных деловых мероприятий. В 2014 году в тройку лидеров среди европейских городов попали Париж, Вена и Мадрид, которые провели 200 и более мероприятий. При этом из 214 парижских событий 160 имели до 500 участников. Если говорить об этом сегменте встреч, то Санкт-Петербург имеет всю необходимую инфраструктуру: исторические дворцы и особняки с конференционными возможностями, конгресс-отели высокого уровня и т.п. В привлечении таких мероприятий в город теперь задействовано Конгрессно-выставочное бюро, созданное правительством Петербурга год назад. Для приема крупных форумов и выставок работает «Экспофорум» и «Ленэкспо».

Так что все-таки нужно делать для вхождения в топ-10 через пяти лет?

Всем участникам рынка работать над привлечением международных ротируемых мероприятий. Город должен еще активнее и эффективнее продвигать Петербург и его конгрессный потенциал на международном уровне. Здесь важная составляющая – развитие бренда территории.

Отмена или смягчение визового режима также является крайне важным моментом в развитии делового туризма. Уже более пяти лет действуют безвизовые 72 часа для пассажиров паромов, в Государственной Думе на рассмотрении находится законопроект о 72-часовом безвизовом пребывании для транзитных авиапассажиров.

Результаты уже есть: в 2016 году на наших площадках состоятся Симпозиум международного общества по атеросклерозу «Дни Аничкова», Международная конференция Объединения исследовательских Центров подземного пространства мегаполисов, Всемирная конференция и выставка газомоторной индустрии.

«ЭкспоФорум-Интернэшнл» планирует организовывать не менее трех-пяти международных конгрессов в год с количеством делегатов от 3 тысяч человек. Крупные мероприятия принимают заявки за несколько лет, требуя для участия в конкурсе серьезный пакет документов. Мы уже подали заявки на проведение Ежегодного конгресса Ассоциации сердечной недостаточности Европейского кардиологического общества, Всемирного саммита по гастрономическому туризму, Всемирной конференции по титану.

Как практически ведется работа по привлечению выставок в город? Это обычно тендерная система или процесс переговоров? Насколько велика коррупционная составляющая в таких тендерах?

Тут речь идет скорее о конгрессах, чем о выставках. Заявочная кампания на крупные конгрессы начинается за несколько лет до мероприятия, например уже сейчас идет отбор площадок на события в 2021 году. Да, это своего рода тендер, когда комиссия выбирает место проведения на основе объективных оценок. В заявку обычно входит справка о состоянии отрасли (в соответствии с тематикой мероприятия) в России и в Санкт-Петербурге, обоснование актуальности проведения мероприятия, характеристики площадки, транспортной доступности, описание компании-организатора, перечень дополнительных услуг, справка по отелям, предложение по культурно-развлекательным мероприятиям и мн. др. Коррупционной составляющей тут нет.

Как оцениваете перспективы делового туризма в новых геополитических условиях?

Поток деловых туристов стабильно растет. По данным Ассоциация бизнес-туризма, в 2012 году объем российского рынка бизнес-тревел составил 440 млрд рублей, в 2013 году этот показатель достиг 471 млрд рублей, а в 2014 году – 560 млрд рублей. По итогам 2015 года ожидается небольшой, но рост.

А что будет с выставочным рынком?

В краткосрочной перспективе рынок будет более-менее стабилен. Интересно, что показатели снижаются количественно по площадям и посетителям, но растут по выручке. По итогам 2014 г. Российский союз выставок и ярмарок привел такую статистику: выставочные площади уменьшились на 3%, общее число экспонентов – на 8,9%, отечественные участники – на 9,95%, иностранные участники – на 5%, общее число посетителей – 0,8%, при этом годовой оборот рынка увеличился на 5%.

Если говорить о нашей компании, то мы растем: по итогам 2014 года выручка «ЭкспоФорум-Интернэшнл» увеличилась на 42% относительно 2013 года, количество мероприятий выросло с 90 в 2013 году до 120 в 2014 году. Первые два квартала 2015 года для нас также успешны: в «Экспофоруме» и «Ленэкспо» мы провели более сотни мероприятий. Что важно – у нас не было падения по посетителям на новой площадке, куда переехало большинство проектов, мы показали рост. Хотя при переносе мероприятия в другое место в мировой практике, как правило, наблюдается уменьшение потока до 30%.

В долгосрочной перспективе мы прогнозируем рост выставочного рынка Северо-Запада. В наших, например, планах – до 2018 года удвоить выручку, наращивая портфель по каждому из сегментов (конгрессы, ивенты, выставки) и укрупняя текущие мероприятия. Серьезную ставку мы делаем на ивенты, от спортивных до культурно-массовых, это направление у нас растет активнее всего. Хорошим опытом для «ЭкспоФорум-Интернэшнл» как организатора спортивных мероприятий станет Чемпионат мира по хоккею – 2016, мы выступаем оператором его этапов в Петербурге, используя опыт организации мировой конвенции «Спортаккорд-2013».

Рассчитываем и на приток зарубежных участников – всё четче проявляется интерес со стороны китайских партнеров.

Можете привести данные, подтверждающие указанный вами тренд интереса с Востока?

Начну с нашего проекта Китайский деловой центр, открытого в марте этого года. Площадку посетили уже порядка 30 делегаций из разных провинций Китая – Сычуань, Шэньси, Цинхай, Хубэй, Гуйчжоу. Интерес у китайцев большой, это обусловлено и их политикой. Во-первых, реализуется проект «Новый шелковый путь» – торговый коридор от Шанхая до Берлина. Во-вторых, правительство Китая весной выпустило документ, где обозначена стратегическая цель по развитию выставочной деятельности Китая, там в том числе поставлена задача по участию в зарубежных выставках для продвижения китайской продукции.

На прошедшей в августе выставке «Агрорусь» с экспозициями приехали 12 китайских компаний – производители чая, алкоголя, мебели, оборудования; на судостроительной выставке «НЕВА» на Китайском национальном стенде были представлены около 30 компаний, плюс участники с индивидуальными стендами.

Как строится бизнес-модель выставочного комплекса?

У нас есть два типа мероприятий: собственные и гостевые. Гостевые – это те, которые арендуют площадь в «Ленэкспо» или «Экспофоруме» (выставки, конгрессы, конференции, семинары, круглые столы и т.п.). Параллельно они могут заказывать у нас как у площадки сопутствующие услуги: застройку стендов, кейтеринг, клининг, логистика и т.п. Собственные – организованные компанией «ЭкспоФорум-Интернэшнл» самостоятельно, для B2C- и B2B-аудитории.

В общем объеме площадей по итогам 2014 г. разбивка по сегментам выглядит так: выставки – 48%, ивенты – 26%, конгрессы – 26% (в 2013 году конгрессов было только 8%).

Также в этом году запустились стратегическое проекты компании на базе «Ленэкспо» – Китайский деловой центр, деловой центр «Россия – Латинская Америка» и Центр импортозамещения и локализации совместно с Правительством города.

Почему после официального открытия «Экспофорума» потребовалось еще два года на докрутку проекта?

Мы официально открылись год назад, в октябре 2014-го. Сейчас функционируют три выставочных павильона, идет отделка и обустройство конгресс-центра, бизнес-центра и двух гостиниц Hilton. Сдвиг по срокам вызван увеличением расходов из-за валютного скачка – большинство материалов и оборудования зарубежные.

ПМЭФ-2016 будет все-таки в «Экспофоруме» или в «Ленэкспо»?

В «Экспофоруме».

В этом году в первый день ПМЭФ была серьезная транспортная проблема с шаттлами - они встали в пробке перед автомобильно-пропускном пунктом на площадку форума. Однако Васильевский остров дает разные возможности добраться до основных павильонов. У «Экспофорума» шаттлы – единственный вариант. Как вы планируете предотвращать подобные ситуации впредь?

В «Экспофорум» можно добраться не только на бесплатном шаттле или городском социальном автобусе, но и на личном автомобиле, не имея проблем с парковкой – там огромная бесплатная автостоянка на 4700 мест. Петербургское шоссе от поворота с Пулковского и до «Экспофорума» уже расширено до четырех полос, начались работы по расширению шоссе до Витебского проспекта, завершается строительство колпинской развязки на Московском шоссе. То есть хороший подъезд к комплексу скоро будет с двух сторон, что исключит пробки. Также в планах до ПМЭФ завершить строительство второго въезда на территорию «Экспофорума».

Если говорить о более далеком будущем, то существует проект магистрали легкорельсового транспорта, который подразумевает остановку у «Экспофорума». Пока этот вопрос в проработке, но мы надеемся на быстрое решение со стороны администрации Петербурга.