Создатели блокбастеров
Материалы выпуска
На петербургской орбите: какие проекты-миллионники станут полноценными мини-городами? Рынок Форсайт-2015: в поисках идеального «спутника» Решения Диалог на троих: как повысить качество жизни в Петербурге? Рынок MICE-рынок: сможет ли Петербург заработать на деловом туризме? Рынок «Большой проект позволяет реализовать красивую концепцию» Рынок Другие среди нас Рынок Создатели блокбастеров Рынок Петербург в тумане: Как экономический кризис может изменить жизнь города Рынок Кризис – не повод отказывать в помощи Рынок «Инициативы властей способны существенно поменять правила игры на строительном рынке» Рынок
Рынок Санкт-Петербург и область,
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Создатели блокбастеров

Проекты, вошедшие в лонг-лист номинантов премии РБК Петербург, представляют совершенно разные отрасли. Они существенно отличаются по масштабу деятельности, обороту, прибыли, но их объединяет предпринимательский подход к бизнесу: ставка не на административный ресурс либо сырьевую ренту, а на управленческие и технологические инновации, дающие конкурентные преимущества. За этими проектами интересно следить — они стали настоящими «хитами» на своих рынках. РБК+ представляет портреты некоторых людей и компаний, чей бизнес в 2015 году не мог остаться незамеченным.

Не надо плестись за клиентом

Менее чем за десять лет «А Плюс Девелопмент» из небольшой петербургской фирмы сумела вырасти в одного из ведущих федеральных игроков рынка строительства и аренды складской недвижимости.

В 2006 году, когда появилась «А Плюс Девелопмент», в штате компании состояло 20 человек и практически не было активов, вспоминает основатель и гендиректор компании Петр Гавырин. Правда, добавляет он, «эти люди очень хорошо представляли свои цели». На текущий момент в активах компании порядка 150 тыс. кв. м складской недвижимости в собственности, еще 200 тыс. кв. м достраиваются.

Когда для многих игроков этого рынка наступили по-настоящему тяжелые времена, «А Плюс Девелопмент» ежегодно удваивает прибыль. В частности, в 2015 году компания рассчитывает заработать порядка 6 млрд руб. Правда, в 2016 году Петр Гавырин прогнозирует более скромный темп роста своего бизнеса — всего примерно на 50%, «но это неплохо, если учесть, что рынок уже не растет». По его словам, сейчас компания занимает порядка двух третей петербургского рынка.

Идея, которая обеспечила «А Плюс Девелопмент» успех, состояла в том, что участник рынка складской недвижимости должен быть более продвинутым, чем его клиент. «Задолго до появления собственного бизнеса я увидел определенную отсталость рынка, — рассказывает Гавырин. — Глядя на типичного арендатора из Петербурга, можно было заметить, что это арендатор локальный, у него нет понимания того, что именно он формирует требования к продукту. Поэтому, работая в Петербурге, мы пришли к выводу: если просто следовать за клиентом, мы идеологически будем развиваться слишком медленно. И мы выбрали другую стратегию: формировать продукт, который соответствует всем современным требованиям, а уже потом продвигать его клиенту».

Эта стратегия вывела компанию на строительство многофункциональных индустриальных парков. «Типовой склад в России морально устаревает за пять-шесть лет, после чего найти арендатора на него очень сложно, — объясняет Петр Гавырин.

«Типовой склад в России морально устаревает за пять- шесть лет, после чего найти арендатора сложно»

— Мы стремимся создать продукт, который отвечал бы максимальному спектру требований, что позволяет легко обеспечивать ротацию арендаторов и увеличивать жизненный цикл объекта». Такой подход оказался эффективным и позволил «А Плюс Девелопмент» вырасти в крупного федерального игрока. Сегодня компания развивает семь своих индустриальных парков в разных регионах России.

Кругосветное путешествие Biocad

Основанная в 2001 году предпринимателем Дмитрием Морозовым фармкомпания Biocad в 20115 году вложила в создание нового R&D-комплекса на территории Петербурга свыше 200 млн руб. и в десять раз увеличила инвестиции в строительство второй очереди своего петербургского завода — до 3 млрд руб. Частью прорыва, совершенного Biocad, стала и успешная экспортная политика.

«Сегодня нет смысла перенимать западные технологии в области фармацевтики. Жизненный цикл инновации в среднем не превышает пяти лет. Поэтому пока заимствованные технологии будут внедрены в России, они уже устареют. Единственный успешный путь развития российской фармотрасли — это создание принципиально новых лекарств, прорывных блокбастеров», — считает Дмитрий Морозов, генеральный директор компании Biocad. За восемь месяцев команда Морозова заключила контракты на поставку препаратов в Египет, Алжир, Кубу, Вьетнам, Малайзию, Индонезию и Таиланд. Объем этих сделок превысил $500 млн.

По словам Морозова, стратегия активной международной экспансии Biocad строится на базе технологического отрыва: «Когда вы в рамках одной компании накапливаете большое количество компетенций, создаете уже не один продукт, а некую технологическую платформу, это значит, что вы можете делать то, чего не могут делать другие. Мы сейчас регистрируем наши препараты более чем в 20 странах. В каждой стране работа по входу на рынок занимает один—три года. Лекарства в целом намного сложнее вывести на внешние рынки, чем металлы и прочее сырье. Надо работать с врачами, экспертным сообществом».

Дмитрий Морозов считает, что отдача может быть большая: «Экспортная выручка, как показывает мировой опыт, может существенно превосходить выручку внутри страны. Крупные американские фармацевтические компании, к примеру, извне получают более 60% выручки, хотя их внутренний, американский, рынок — крупнейший в мире. У Biocad сейчас на экспорт приходится менее 20% выручки, но мы каждый год наращиваем эту долю».

В следующем году компания рассчитывает начать регистрацию двух препаратов на очень сложном для российских фармацевтов рынке — в ЕС. «Мы сначала не очень хотели идти на европейские рынки, но сочли момент для входа очень выигрышным. Европа беднеет, и система здравоохранения в Европе не выдерживает высоких цен на самые современные лекарства. Европейцы хотят экономить, что дает хороший шанс новым игрокам, готовым предложить конкурентную цену — таким, как мы», — считает Морозов.

3 млрд руб. направит компания Biocad на строительство второй очереди своего завода в Санкт-Петербурге

Перевозки с азиатским акцентом

Компания Vozovoz, созданная в 2014 году одним из основателей «Деловых линий», Сергеем Демидовым, внедряет на рынок так называемую азиатскую модель перевозок. Она предполагает, что груз все время перемещается, поэтому компания не содержит больших складов.

Кроме того, Vozovoz не несет затрат на содержание своего автопарка, поскольку весь транспорт арендуется. Эти два фактора, по словам Демидова, позволяют предложить клиенту самую быструю и дешевую перевозку. Сейчас компания готовится к выходу на китайский рынок перевозок — в конце сентября фирма, зарегистрированная Сергеем Демидовым на территории КНР, получила лицензию на осуществление этого вида деятельности.

С января по сентябрь 2o15 года число заказов компании выросло до 70 тыс., ежемесячно увеличиваясь в среднем на 50%. В день компания принимает 400-500 заказов. Оборот Vozovoz за восемь месяцев 2015 года составил 70 млн руб. В числе сложностей, с которыми сталкивается бизнес, Сергей Демидов называет необходимость борьбы за качество при постоянном ценовом демпинге, существующем на рынке грузоперевозок: «В текущем году было сложно выдержать заданный темп развития, не утратив конкурентных преимуществ, которые мы определили для себя в качестве главных. Сложно было переключать на себя клиентов. В 2016 году мы можем столкнуться с демпингом цен со стороны конкурентов и имиджевыми потерями. Мелкие игроки, теряя долю, будут демпинговать, пытаясь набрать оборот. Это может привести к шараханью клиентов, разорению региональных перевозчиков. Крах каждого регионального игрока влияет на репутацию всех перевозчиков».

Прибор с острым зрением

Производитель медицинского оборудования ЗАО «НИПК «Электрон», созданный более 25 лет назад, стремится воспользоваться тенденцией импортозамещения для вывода на рынок высокотехнологичных приборов. Покупатели, ранее не признававшие отечественную продукцию, сейчас обратили на нее внимание. Но последняя разработка «Электрона» имеет, как считают в компании, и серьезный экспортный потенциал.

«В 2015 году мы выводили на рынок наш новый продукт — систему визуализации для ангиографических комплексов, — говорит генеральный директор НИПК «Электрон» Александр Элинсон. — Этой разработкой мы занимались три года; в конце 2014-го состоялся ее запуск в серийное производство. Практически сразу мы вышли с ней на отечественный и глобальный рынки. Общий объем инвестиций в новую разработку составил 1 млрд рублей».

Система визуализации — это только один из компонентов ангиографического комплекса, главного инструмента в борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Но не просто компонент, а важнейшая составляющая — «глаза» и «мозг». «Нам удалось добиться того, что эти «глаза» позволяют хирургам видеть сосуды толщиной даже с человеческий волос, — объясняет Элинсон. — В России мы продвигаем не отдельно систему, а уже оснащенный ею аппарат. Фактически мы выводим на рынок новую модификацию сложного высокотехнологичного оборудования. В этом заключается основная сложность, учитывая общее сокращение емкости рынка».

С другой стороны, резкий скачок валютных курсов и повсеместное урезание бюджетов сыграли в развитии «Электрона» и положительную роль. Российский потребитель стал чаще рассматривать отечественных производителей в качестве поставщиков товаров и услуг — в том числе в узкоспециализированных сегментах. Этому способствует и вектор на импортозамещение. «Мы уже заключили несколько контрактов на поставку наших ангиографов с новой системой визуализации в различные российские клиники, — рассказывает Александр Элинсон. — За рубежом мы продвигаем нашу систему именно как компонент диагностических систем, там наша цель — ОЕМ-рынок [Original Equipment Manufacturer, то есть производители оригинального оборудования]. Пока, на наш взгляд, все получается: мы ведем предконтрактные переговоры сразу с несколькими зарубежными производителями медицинского оборудования».

Учитывая актуальность проблемы сердечно-сосудистых заболеваний — а это причина смертности номер один в стране и мире, — востребованность разработки «Электрона» высока. Вероятно, интерес к ней как в России, так и за рубежом сохранится и в 2016- м, и в последующие годы. Вопрос в том, насколько платежеспособным будет спрос на фоне сложной экономической ситуации. «Однако мы с рациональным оптимизмом смотрим в будущее. Страх плохо сочетается с культурой компании-разработчика; он сковывает, мешает креативу, инновациям. Сейчас мы ведем еще ряд разработок», — говорит руководитель «Электрона».

Александр Бобков, исполнительный директор МФК «Лахта центр»: «В выигрыше остались те компании, которые рассчитывали на свои силы»

В кризис в выигрыше остались те компании, которые рассчитывали на свои силы. Обобщая, можно сказать, что успешными оказались бизнес-проекты, ориентированные на капитализацию человеческого ресурса. Думаю, эта стратегия будет себя оправдывать и в дальнейшем.

Если говорить конкретно о нашем проекте, то мы видим, что на рынке сейчас происходят определенные изменения, которые позволяют нам по-другому взглянуть на наших контрагентов. Мы видим, что появляются более эффективные распределители ресурсов, и вовлекаем их в свой проект. Появились контрагенты, которые расширяют арсенал используемых технологий и локализуют производство некоторых компонентов в России. Таким образом, рублевая составляющая нашего проекта увеличивается по мере того, как меняется рынок.

Успешность проектов, построенных на капитализации интеллектуальных ресурсов, дает ответ и на вопрос о том, как Петербург сможет обеспечивать свою конкурентоспособность в будущем. Городу пора перестать заявлять, что он может развиваться во всех направлениях одновременно. Пора перестать выращивать цветы на всех клумбах. Такой подход оправдывал себя в условиях благоприятного политического и экономического климата, чего в ближайшее время едва ли стоит ожидать. Нужно быть реалистами и переходить на мобилизационную модель экономики — определить точки роста, которые оправдают себя при любой конъюнктуре. Для меня главная точка роста — человеческий капитал, который в Петербурге однозначно конкурентоспособен. Но этот капитал можно потерять, если в центре нашего внимания не окажется подготовка новых кадров.

«Полисан» вызвал сильную зависимость

Петербургская фармацевтическая компания «Полисан» и международный концерн Bayer в этом году подписали контракт на производство препаратов Bayer на мощностях петербургского предприятия. Сделка стала одним из первых примеров локализации производства иностранных лекарственных препаратов в регионе.

В рамках десятилетнего контракта Bayer содействует модернизации «Полисана» в целях организации выпуска трех рентгеноконтрастных препаратов, применяемых при лучевых методах исследования. Как объяснял в интервью РБК гендиректор российского ЗАО «Байер» и генпредставитель Bayer в СНГ Нильс Хессманн, компания будет поставлять на петербургский завод активную субстанцию, а все остальное — от закупки ингредиентов и производства препарата до упаковки — будет делать «Полисан».

«Все мировые фармацевтические компании стараются сосредоточить производство API, активного фармацевтического ингредиента, на малом количестве заводов, чтобы контролировать качество. Смешивание этой субстанции с неактивными ингредиентами и производство лекарственной формы рассредоточены по многим предприятиям, и это то, что мы планируем локализовать в Петербурге», — рассказал Нильс Хессманн.

Особенность сделки в том, что это один из немногих в России случаев реального трансфера технологий. «Полисан» получает от Bayer технологию, уникальное оборудование, инвестиции. Сумму сделки стороны не раскрывают. По оценке директора Центра социальной экономики Давида Мелика-Гусейнова, верхний предел контракта может составлять $50 млн.

«Мы будем передавать множество ноу- хау, и это отнюдь не маленькое вложение. Мы, если хотите, таким образом попадаем в зависимость от местного производителя; мы действительно передаем технологии и делаем российскую индустрию сильнее», — отметил в интервью представитель Bayer.

«Петербург закупил много диагностической аппаратуры, связанной с технологиями рентгеноконтраста, — объясняет значение сделки Евгений Кардаш, исполнительный директор ООО «НТФФ Полисан». — Получилось так, как будто купили дорогостоящие ручки «паркер», а чернил нет — нужно закупать за границей. Сейчас «чернила» — рентгеноконтрастные препараты — будут производиться здесь. Это позволит вывести применение современных технологий диагностирования на новый уровень как в городе, так и в стране».

Медики, нашедшие нефть

Текущий год стал ударным для проекта «Полис. Участковые врачи», созданного Euromed Group. Сеть входящих в группу центров первичной медицинской помощи, где пациенты обслуживаются по полисам ОМС, за год выросла вдвое и по количеству объектов, и по числу прикрепленных граждан. «Полис» шагнул в российские регионы и планирует дальнейшую экспансию в сфере ОМС. И открыл путь другим — модель работы частной амбулатории, альтернативной государственной поликлинике, акцептована городом, методически описана, удобна для тиражирования. У Euromed Group появились последователи среди медицинских компаний (в частности, крупный игрок — медицинский центр «XXI век»), а представители российских регионов ездят в Санкт-Петербург перенимать опыт государственно- частного взаимодействия.

«Один чиновник, когда мы начинали, удачно пошутил: вы хотите сказать, что нашли сланцевую нефть? — говорит управляющий партнер Euromed Group Александр Абдин.

— Да, мы применили современное горизонтальное бурение и действительно получили нефть, которая работает не только на нас, но и на конечного потребителя». Первые девять небольших амбулаторий компании открылись в садоводствах Ленинградской области, первые петербургские «Полисы» — в Приморском районе города. Сейчас сеть «Полис. Участковые врачи» насчитывает 17 медцентров в Петербурге, шесть — в Ульяновске и Ульяновской области, готовится открытие центров в Ленобласти и Татарстане. К концу текущего года численность постоянно обслуживаемых пациентов сети должна достичь 700 тыс. человек, и в следующие годы, по словам управляющего партнера Euromed Group Александра Абдина, «Полис. Участковые врачи» будет расти на 80–100% ежегодно.

Работа в сфере ОМС привлекательна для бизнеса, и бизнес будет туда стремиться все активнее, уверен исполнительный директор Euromed Group Илья Иванов. «Это классический «голубой океан», как он описан в менеджменте, — продолжает представитель Euromed. — Потребность в услуге огромная, а конкуренции, по сути нет. Компании, способные работать на этом новом рынке, смогут быстро расширять свою долю и получать неплохой доход».

Инвестиции Euromed Group в существующие центры составили 180 млн руб., в новые объекты будет вложено порядка 150 млн руб. Выручка по ОМС-проектам группы за восемь месяцев 2015 года увеличилась вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2014-го, прибыль выросла в 3,5 раза. Ключом к созданию рынка стала организационная инновация. «Мы применили стандартные для современного бизнеса инструменты, как, например, автоматизация процессов, корпоративный университет, корпоративная социальная сеть. Но мы сделали это в архаичной отрасли, куда ранее не ступала нога субъекта рынка, поэтому обычные методы дали быстрый и заметный эффект», — добавил он. Каждая частная компания, приходящая в петербургскую сферу ОМС, будет применять свои подходы, но на базе опыта Euromed, то есть воспользуется созданным группой «голубым океаном».

Представители Euromed подчеркивают, что их центры первичной медицинской помощи создаются в самых дефицитных с точки зрения наличия медицинской инфраструктуры микрорайонах. По их мнению, появление формализованных требований государства к частным операторам и взаимное доверие, возникшее в ходе первых проектов, снизили основной барьер для входа бизнеса в отрасль ОМС. Как считает Илья Иванов, если страна захочет тиражировать петербургский опыт, применяя апробированную здесь модель работы компактных центров оказания первичной медицинской помощи, то это будет «главная реформа здравоохранения со времен академика Николая Семашко».

Перечень номинаций и полный список номинантов см. на сайте Премии РБК Петербург.

Кризис не повод отказывать в помощи

В номинации премии РБК Петербург  «Благотворитель года» награда присуждается за эффективную социальную деятельность, изменившую к лучшему жизни многих людей. О том, что такое эффективная благотворительность, рассуждает исполняющий обязанности директора Северо-Западного филиала компании «Мегафон» Алексей Титов.

«Номинанты Премии РБК в этом году — Любовь Аркус, Ксения Раппопорт и Лариса Афанасьева — удивительные женщины, которые готовы изменить мир. Характерно, что созданные ими благотворительные фонды не только собирают средства, но, что еще важнее, привлекают внимание общества к проблемам детей, от которых людям проще отвернуться. Именно такой подход я считаю эффективной благотворительностью — менять отношение общества, делать страну добрее.

Мы в компании «МегаФон» делаем ставку на проекты, которые способны оказать позитивное влияние на людей, вызвать у них отклик. Так, недавно в Петербурге завершился V Международный турнир по теннису на колясках MegaFon DreamCup — единственный в России турнир уровня ITF 3 Series, на котором участники могут заработать необходимые рейтинговые очки. Поддержка следж-хоккеистов, теннисистов-колясочников, да и в целом поддержка паралимпийских видов спорта привлекает внимание очень многих зрителей и может пошатнуть их равнодушие к проблемам людей с ограниченными возможностями.

Изменение отношения общества ко всем нашим согражданам, кто находится в трудной ситуации и нуждается в помощи, — это очень большая цель, которая требует соответствующих средств. Я говорю не столько об объемах финансовых затрат на благотворительность, которые в случае нашей компании значительны, сколько о необходимости длительной, последовательной работы. Важны системные программы, а не разовые пожертвования, только так можно достичь эффекта. Последовательная работа не терпит перерывов, поэтому кризис не повод сокращать наши программы и отказывать в помощи. Наоборот, социально уязвимые группы в период экономической нестабильности могут еще острее нуждаться в поддержке и сейчас требуют повышенного внимания с нашей стороны.

Помимо петербургского турнира есть несколько масштабных федеральных проектов, в которых участвует вся компания «МегаФон». Это, например, чемпионат по мини-футболу «Будущее зависит от тебя» — он проводится для ребят из детских домов и школ-интернатов по всей стране. По статистике, в России судьба детей, оставшихся без родителей, очень часто складывается драматично. Наш чемпионат — реальная возможность изменить печальную статистику.

Только в этом году мы осуществили более 50 благотворительных проектов, в которых поучаствовали около 17 тыс. человек по всей стране. Мы не ограничиваемся собственными проектами, поддерживаем и других благотворителей. Мы стараемся вовлечь в благотворительность новых людей, поддерживаем и наших сотрудников, которые хотят стать волонтерами. Это, кстати, важно: иногда человек настроен помогать, но как-то не представляется случай, отвлекает ежедневная рутина. Или даже осознанно стремится помочь, но не знает, как это лучше и эффективнее сделать. Мне кажется, что все наши проекты не просто дарят надежду, а дают уверенность в том, что человек способен на многое, что от каждого многое зависит и каждый может преодолеть любые препятствия, если чувствует поддержку.

У нас есть слоган: «По-настоящему рядом». И для всех, кто идет к успеху, очень важно, чтобы в ответственный момент кто-то был по-настоящему рядом. Если есть четко поставленная цель, сила воли и есть поддержка в трудную минуту, то все получится».