Тенденции⁠, Санкт-Петербург и область ,
0

Повесьте трубку: как не попасться на уловки кибермошенников

Фото: ru.freepik.com
Фото: ru.freepik.com
«Война» с кибермошенниками не утихает. Фроддеры изобретают новые схемы отъема денежных средств у населения, а банки усиливают виртуальную защиту россиян. Как не попасться на уловки мошенников — в материале РБК Петербург

В прошлом году кредитные организации предотвратили хищение 13,5 трлн руб. со счетов россиян, что в 2,3 раза больше, чем годом ранее, но и мошенникам удалось похитить на 74% больше денег — рекордные 27,5 млрд руб. Как меняется ситуация с цифровым мошенничеством, какие новые уловки появились в арсенале преступники и что делать обычным гражданам, чтобы на них не попасться — обсудили участники круглого стола, организованного РБК Петербург «Код безопасности».

Позитивная динамика

Комплексная работа по противодействию кибермошенникам, которую ведет ЦБ РФ совместно с финансово-кредитными организациями, приносит плоды — антифрод-системы банков отражают более 99,7% атак злоумышленников. В первом полугодии 2025 года российские банки предотвратили 82,5 млн мошеннических операций на сумму более 8 трлн руб., что в два раза больше аналогичного показателя 2024 года. Однако и объемы похищенных денежных средств тоже выросли — по данным банковской статистики, за первые шесть месяцев текущего года мошенники совершили почти 570 тыс. операций на сумму около 13 млрд руб. Эти данные привел начальник отдела информационной безопасности Северо-Западного ГУ Банка России Андрей Кобзарь.

Главное следственное управление ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленобласти за 9 месяцев 2025 года в регионе зарегистрировало более 18 тыс. несанкционированных хищений денежных средств граждан, в том числе 15 тыс. мошенничеств и 3 тыс. краж, а ущерб от таких операций вырос на 30% до 13 млрд руб., а средняя сумма хищения составила 700 тыс. руб., рассказал заместитель начальника Следственной части по расследованию преступной деятельности ГСУ Алексей Байло. В то же время, отметил он, общее количество зарегистрированных преступлений в сфере кибермошенничества в этом году снизилось на 1,5 тыс. «В основном снижение произошло из-за уменьшения количества краж, когда деньги похищаются путем неправомерного доступа к счетам граждан», — отметил Алексей Байло.

В 2025 году правоохранительные органы раскрыли 18,2 тыс. киберпреступлений, что на 7% больше, чем за аналогичный период 2025 года. В основном правоохранительные органы выводят «на чистую воду» дропперов – тех, кто принимает на свои счета похищенные у потерпевших деньги и потом переводят их дальше, также привлекают к ответственности лиц, которые обслуживают технические устройства, через которые злоумышленники дозваниваются до потерпевших, рассказал Алексей Байло.

Новые уловки

Мошенники постоянно придумывают уловки. Сейчас у них «в ходу» дипфейки и многоходовая многодневная схема, когда каждый день в среднем на протяжении недели человеку звонят злоумышленники, представляющиеся сотрудниками различных социальных служб или учреждений, органов финансового контроля и правоохранительных органов, отметил участники круглого стола. «В последнее время все чаще детей, задействованных в схеме обмана, впоследствии заставляют совершать преступления террористического характера», — рассказал Алексей Байло.

Пожилые люди, находясь под давлением мошенников, могут продавать свои квартиры или автомобили, добавляет партнер бюро юридических стратегий крупного юридического бюро Дарья Филина. В случае оспаривания потерпевшими таких сделок купли-продажи в судах, последние согласно текущей судебной практике обычно встают на сторону истцов и признают сделки недействительными. «С одной стороны, это хороший сигнал — пожилые люди, особенно одинокие, защищены. Но с другой стороны, пострадавшими в итоге оказываются покупатели, которые остаются и без имущества, и без денег», — поясняет Дарья Филина и предупреждает, что такие ситуации ведут к обострению социальной напряженности. Юрист не исключает, что в будущем появятся «новые мошеннические схемы, где пожилые люди будут не просто пострадавшими, а непосредственными участниками организованной преступной схемы».

Техническая защита

Банки и сотовые операторы стараются противодействовать кибермошенникам, активно внедряя и усовершенствуя информационные антифрод-системы. Например, многие IT-системы банков могут распознавать транзакцию, которая проводится в непривычных для клиента условиях и, возможно, под давлением со стороны, отмечает руководитель Центра противодействия электронному мошенничеству крупного банка Сергей Харечко.

Сотовые операторы устанавливают многоступенчатые защитные системы, оберегающие абонентов от мошеннических звонков, добавляет Александр Фадеев, руководитель направления по управлению фродом одного из сотовых операторов «большой четверки». «В месяц мы фиксируем почти 400 тыс. звонков, имеющих признаки спама или мошенничества. Примерно половину из них мы снабжаем соответствующей «этикеткой» и предупреждаем клиента о «нехорошем» звонке, вторую половину просто блокируем. Часть звонков все же проходит, и тогда включается следующий контур защиты — автоматическое информирование банка клиента и правоохранительных органов об угрозе мошенничества», — пояснил Александр Фадеев.

Защитой граждан от мошенников занимается государство. Так, по инициативе ЦБ РФ за последний год приняты и вступили в силу три закона — о периоде охлаждения в части денежных переводов, кредитов и снятия наличных, а также о самозапрете на оформление кредитов, напомнил Андрей Кобзарь. Вступившие в силу с 1 сентября 2025 года новые правила маркировки звонков для организаций и индивидуальных предпринимателей также помогут гражданам защититься от фроддеров, уверен Алексей Байло. «Очевидно, что если человеку звонит служба доставки, то звонок промаркирован. А если звонит никак не обозначенный номер, то это может быть мошенник. Простая логика может спасти от попадания в неприятную ситуацию», — пояснил Алексей Байло.

Вылезти из пузыря

Главным оружием фроддеров остаются методики социальной инженерии, уверены участники дискуссии. «Недостатка в технических решениях нет — этот рынок уже является конкурентным, и у банков есть ресурсы на их приобретение. Настоящей проблемой становится именно психологическая сторона вопроса — как научить граждан противостоять давлению мошенников. Ни один IT-разработчик не может влезть людям в голову и объяснить, что под прицел фроддеров может попасть каждый», — констатирует Сергей Полунин, руководитель группы защиты инфраструктурных ИТ-решений одного из крупнейших в России системных интеграторов в области безопасности и разработчиков средств защиты информации.

«Причина, по которой кибермошенничество так распространено, в готовности человека поверить голосу из телефона и отдать ему свои накопления. Нужно отучать людей верить в то, что они не могут подтвердить», — согласен генеральный директор оператора связи Дмитрий Петров. Поэтому, уверен он, единственным инструментом противодействия фроддерам в долгосрочной перспективе является работа с населением и просвещение в области финансовой грамотности.

Уроки безопасности

Существующая Стратегия повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года содержит, как следует из самого названия, два важных направления, отмечает Елена Братковская, директор Центра «Межрегиональный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования» НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге. «Очень важно повышать финансовую грамотность у педагогов. Если им это правильно объяснить, то потом они будут делиться этими знаниями с детьми и подростками, а те, в свою очередь, с родителями. Когда ты получаешь информацию о близкого человека, то она воспринимается более эмоционально и запоминается лучше. Работа с семьей— это уже вклад в формирование правильных установок, ценностей и соответственно финансовой культуры», — считает Елена Братковская.

Андрей Кобзарь рекомендует гражданам устанавливать самозапрет на кредиты — это можно сделать в любом МФЦ или через «Госуслуги». Это защитит от импульсивных кредитов и дальнейших их переводов на всевозможные безопасные и спецсчета, которыми оперируют мошенники. Если нужно взять кредит, то самозапрет можно снять и через два дня оформить займ, а потом вернуть эту «галочку», объясняет Андрей Кобзарь.

В случае подозрительного звонка от начальника, из поликлиники, полиции, банка или еще откуда-то, нужно не постесняться и перезвонить в данную организацию, чтобы удостовериться, что звонил действительно ее представитель, напоминает Алексей Байло. Не нужно вступать в дискуссии, подшучивать над злоумышленниками, просто повесьте трубку, резюмируют участники дискуссии.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.

Инструменты Сам решу: как вернуть контроль над своим цифровым следом
Содержание
Закрыть