
«Каждый в современном мире использует преимущества цифровизации, но вместе с удобством приходят и риски: мошенничество, утечки, манипуляции, потеря контроля над собственной информацией. Чтобы снизить эти риски, недостаточно просто развивать технологии — нужно адаптировать к ним людей. Цифровая грамотность — одно из важных условий безопасности общества. Уровень цифровой грамотности населения России зафиксирован на отметке 71 балл. Лидерами являются граждане в возрасте 45-54 лет. При этом цифровая грамотность ниже среди россиян моложе 24 и старше 55 лет. Эти цифры свидетельствуют о том, что нам есть над чем работать: многие граждане зачастую не понимают, какие опасности могут подстерегать их в онлайн-пространстве.
Очевидно, что для повышения цифровой грамотности важна совместная работа государства и граждан. Комитет по информатизации и связи Санкт-Петербурга (КИС) нацелен на рост эффективности работы органов госвласти и развитие электронных государственных услуг. Вместе с тем, мы задействуем все доступные инструменты для профилактики и предотвращения киберпреступлений, касающихся и граждан, и организаций. Петербуржцы, пострадавшие от действий мошенников, уже сейчас могут получить квалифицированную консультацию в Единой информационно-справочной службе 122. Для оказания помощи организациям в сфере ИБ мы рассматриваем возможность организации консультаций также через Службу 122.
Мы понимаем, что создание и развитие цифровых сервисов невозможно без соблюдения баланса: с одной стороны — эффективное использование данных, с другой — безусловное соблюдение прав граждан и сохранение их доверия. Тем более, с 2025 года началась реализация национального проекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства», в котором сделан акцент на человекоцентричность и человекоориентированность. Технологии развиваются очень быстро, поэтому важно как можно эффективнее выстраивать эту работу.
Ключевыми механизмами обеспечения баланса являются информирование о принципах работы и применяемых решениях, обеспечение защиты данных с учетом требований действующего законодательства, а также непрерывный контроль корректной работы систем, в том числе с помощью экспертизы регуляторов в этой области.
Одним из вызовов сегодня является развитие ИИ-технологий, интеграция которых в городские сервисы создает принципиально новые требования к цифровой грамотности населения. Основные изменения связаны с появлением новых форматов взаимодействия с технологиями, а также увеличением объема персональных данных.
Базовые компетенции современного пользователя теперь включают в себя понимание принципов работы ИИ-систем, развитое критическое мышление при взаимодействии с ИИ, навыки верификации информации, а также знание прав в сфере защиты персональных данных. Поэтому необходимо развивать новые форматы обучения, создавать доступные образовательные ресурсы и обеспечивать постоянную актуализацию знаний.
Существующие образовательные программы требуют существенной модернизации для того, чтобы соответствовать современным требованиям цифровой грамотности. Необходимо ускорить процесс обновления учебных планов, увеличить практическую составляющую обучения и обеспечить его доступность для всех групп населения. Только комплексный подход к модернизации позволит подготовить граждан, способных эффективно работать в условиях цифровой трансформации общества.
Мы движемся в этом направлении. В 2024 году КИС инициировал создание учебного курса по кибербезопасности. В 2025 году мы завершим профпереподготовку всех заместителей руководителей органов власти. Также в 2024 году комитет впервые провел масштабную оценку уровня осведомленности об актуальных киберугрозах среди государственных гражданских служащих Санкт-Петербурга. Проделанная работа включала несколько этапов: первичный мониторинг с помощью рассылки учебных фишинговых писем, обучение на специализированном портале, повторную оценку. В ходе имитированных фишинговых рассылок от госслужащего требовалось совершить различные небезопасные действия под вымышленным предлогом. Полученные результаты показали: ряд пользователей не распознают фишинг несмотря на то, что все фишинговые письма имели подозрительные признаки. Измеримые показатели уровня практических навыков распознавания и противодействия ИБ-угрозам после обучения в среднем повысились на 14%. На старте обучения небезопасные действия совершали 18% пользователей, а после — 4%.
Если говорить о повышении цифровой грамотности среди тех, для кого сфера ИБ не является профильной, то наибольшую эффективность показывают форматы, в которых предусмотрен практический компонент. Например, в МФЦ Санкт-Петербурга Комитет по информатизации и связи организовал несколько обучающих программ для разных аудиторий: «Госуслуги вне возраста», «Госуслуги on-line в помощь родителям», «МФЦ — проводник в мир цифровой независимости». С начала 2025 года обучение цифровой грамотности по этим программам прошли более 400 петербуржцев.
Ключевыми элементами трансформации в подходах к обучению является смещение фокуса на поведенческие факторы безопасности, переход от реактивных к проактивным методам защиты, а также интеграция ИИ-инструментов в образовательный процесс. Современные методы подготовки специалистов должны учитывать иммерсивное обучение через симуляторы кибератак, адаптивные программы на основе ИИ и практические кейсы с использованием реальных данных (тесной связи теории и практики). Такой подход позволит готовить специалистов, способных эффективно противостоять современным угрозам в цифровой среде».
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.