
«Исторически интернет развивался как некая свободная среда для технически грамотных людей — только они могли туда попасть. Правоохранительные органы интересовались происходящим в интернете только с точки зрения раскрытия преступлений, совершаемых технически подготовленными преступниками — хакерами. Но со временем интернет стал доступен всем. Вот прямо вообще всем — от детей до пенсионеров, от бездомных до миллиардеров, для этого есть множество разнообразных устройств, а стоимость дата-трафика невысока. Соответственно интерес правоохранительных органов тоже изменился.
Теперь служители закона следят за тем, чтобы никто не написал в неположенном месте что-нибудь неположенное. Прибавилось ли от этого безопасности? Уверен, что нет. Детям поисковики и онлайн-видеосервисы продолжают подсовывать неподходящий по возрасту контент, а пенсионерам продолжают звонить мошенники, всем продолжает приходить по почте спам и вирусы. Только вдумайтесь: за первые 6 месяцев 2025 года только один из отечественных почтовых интернет-сервисов заблокировал около 14 млрд спам-писем, другой — еще несколько десятков, а ведь блокируется далеко не все.
У мошенников множество разнообразных и очень изощренных вариантов достучаться до самой уязвимой аудитории — детей: они пользуются соцсетями, а там злоумышленники предлагают поучаствовать «в розыгрыше» модных игрушек и крадут аккаунты. Или пишут через мессенджер и представляются сотрудниками школы — просят коды из SMS или данные членов семьи. Статистика очень настораживает: по данным МВД России, число атак кибермошенников на детей выросло на четверть всего за 5 месяцев. Одна из российских компаний, специализирующихся на кибербезопасности, подсчитала, что в России количество атак на несовершеннолетних с декабря 2024 года по середину 2025 года выросло в шесть раз и речь идет о нескольких тысячах инцидентов. Все эти цифры говорят о том, что применяемый подход не работает.
Как отец, я много занимался поиском решения, как обезопасить своих детей при работе на ПК в интернете и при использовании мобильного телефона. К сожалению, полностью подходящего мне и детям решения так пока и не нашел, потому что все они построены на ограничениях — все тех же заборах. Однажды я даже пожалел, что нет больше того советского телевидения с пятью программами, которых было очень мало и по которым часто показывали всякую полезную скучность. Но за то перед таким телевизором можно было безбоязненно оставить своих детей. Более того — была вероятность, что они даже узнают что-то новое и полезное.
Очевидно, что сейчас нужен принципиально новый подход. Не нужно пытаться ограничить то, что по природе своей безгранично — надо создавать на базе этого новые безопасные среды, в которых люди добровольно соблюдали бы принятые правила. Подобным механизмом могла бы стать система маркировки интернет-адресов, доменных имен и телефонных номеров. Такая маркировка должна формировать различные среды. Например: «детские сайты», «взрослые сайты», «телефонные номера из записной книжки», «телефонные номера банков». И при желании любой человек сможет подписаться на определенную, подходящую именно ему информационную среду — то есть фактически оформить подписку на нужный тип контента. Причем, установление правил и отслеживание их выполнения внутри каждой среды должно осуществлять ее сообщество. Необходимо разработать некую схему наподобие СРО — саморегулируемых организаций. Потому что на государственном уровне и с помощью исключительно запретительных мер этого добиться невозможно — требуется очень быстрая реакция на стремительно изменяющуюся ситуацию, а регулирование — сложная и не слишком динамично подстраивающаяся под обстоятельства машина. Поэтому государство должно ограничиться созданием инфраструктуры и борьбой с перегибами и злоупотреблениями, которые при такой системе тоже, разумеется, могут возникать».
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.