
Петербургские предприятия представили последние разработки в области машиностроения, металлургии, радиоэлектроники, добывающей промышленности и беспилотной авиации на выставке «Иннопром. Беларусь — 2025». Что из себя представляют новые разработки, какие еще беспилотные технологии развиваются в Петербурге, как они используются и где будут применяться в будущем — в материале РБК+ Петербург.
Полет без помех
Петербургский НПП «Радар ммс» привез в Минск свою флагманскую модель в линейке беспилотников. Эта разработка оснащена электродвигателем и способна в режиме автономной работы выполнять любые виды мониторинга — геофизические исследования, ледовую разведку, экологический контроль, поисково-спасательные работы.
Резидент «Сколково» научно-исследовательский центр «Аэроскрипт», специализирующийся на разработках в области аэронавигации представил на выставке цифровую платформу для организации полетов беспилотных воздушных судов «Небосвод». Это полноценная система UTM для беспилотной авиации (Unmanned Air Traffic Management — система управления беспилотным воздушным движением), представляющая собой распределенное облачное решение и использующая данные навигации и наблюдения, метеорологическую и аэронавигационную информацию, геопространственные данные, отмечают в компании. Задача «Небосвода» — обеспечение бесконфликтного движения беспилотных воздушных судов (БВС) и предотвращение возможных столкновений беспилотников, а также защита информации о полетах. «Небосвод» позволит упорядочить городское авиасообщение за счет сокращения времени согласования полетов, цифровой сервис будет делать это в автоматическом режиме. «UTM-система — это комплексное решение, которое можно интегрировать в любую корпоративную среду», — отмечают в НИЦ «Аэроскрипт». С марта 2021 года система работает на всей территории России и взаимодействует со всеми центрами Единой системы организации воздушного движения.
По открытым данным Фонда «Сколково», объем привлеченных НИЦ «Аэроскрипт» инвестиций в проект «Небосвода» составил 142,9 млн руб., выручка компании в прошлом году превысила 35,6 млн руб.
Центр компетенций
Представленные в Минске разработки не единственные. Санкт-Петербург обладает высокими компетенциями в области беспилотных технологий: в 2024 году город стал опорной площадкой по реализации национального проекта «Беспилотные авиационные системы». Тогда же специализирующийся на развитии стартапов и подготовке кадров в сфере БАС «Технопарк Санкт-Петербурга» получил статус научно-производственного центра испытаний и компетенций в области развития беспилотных авиационных систем.
В конце 2024 года стало известно о проекте строительства в Санкт-Петербурге второго центра, специализирующегося на беспилотных технологиях, с предположительным объемом инвестиций в 3 млрд руб. Новый НПЦ появится в 2026 году на территории площадки «Шушары» ОЭЗ «Санкт-Петербург». «Центр создаст в нашем городе новые серьезные производственные мощности для разработки и сборки беспилотников», — отмечал губернатор Петербурга Александр Беглов. По его словам, потенциал Петербурга в разработке и производстве БПЛА высок: в городе хорошо проработаны многие направления отрасли беспилотной авиации. Это компонентная база, сырье и материалы, программное обеспечение, двигатели, НИОКР, инфраструктура для эксплуатации БПЛА, подготовка кадров, разработка сценариев применения БАС в городских условиях, а также соответствующего перечня услуг — вплоть до формирования госзаказа на использование БАС при осуществлении государственных функций, пояснял губернатор.

Летом 2025 года в Санкт-Петербурге начал работу единый центр по производству морских дронов на базе ВПК «Кингисеппский машиностроительный завод». Как рассказывал управляющий директор КМЗ Михаил Даниленко, центр одновременно занимается несколькими проектами по поставкам морских дронов для гражданских целей. В частности, речь шла о тяжелых многофункциональных возвращаемых морских дронах универсального назначения на базе безэкипажного катера «Визир», управление которыми осуществляется с помощью технологий искусственного интеллекта.
Беспилотные технологии в городе
В Санкт-Петербурге беспилотные технологии не только разрабатываются, но и активно используются. Летом прошлого года город стал участником трехлетнего пилотного проекта по эксплуатации беспилотных трамваев. По данным Горэлектротранса, с 2022 года все новые трамваи, поставляемые в город в рамках программы обновления подвижного состава городского электротранспорта, оснащены системой Cognitive Tram Pilot. По планам Cognitive Pilot и «Горэлектротранс», полностью беспилотные трамваи в Санкт-Петербурге появятся к 2026 — 2027 годам.

Пробег всех «умных» трамваев за все время эксплуатации в Петербурге превысил 10,5 млн км, они ежедневно перевозят более 60 тыс. человек.
В петербургском аэропорту Пулково начали внедрять новую систему перевозки багажа пассажиров с помощью беспилотных роверов «Пиранья». Роботы будут перевозить багаж маломобильных пассажиров и тяжелый негабаритный груз. В будущем наземные беспилотники могут взять на себя функцию помощи пассажирам в ориентировании внутри терминала, добавили в компании. «В рамках тестирования управление будет удаленно осуществляться оператором. После обучения, которое продлится до полугода, техника будет работать полностью автономно», — отмечали представители оператора «Пулково», компании «Воздушные Ворота Северной Столицы».
Число компаний, занимающихся развитием беспилотных технологий, в Петербурге растет. Первым резидентом нового крупного индустриального парка New Look в Пушкинском районе станет компания Navio, которая занимается беспилотным грузовым транспортом и уже начала беспилотную доставку грузов из Петербурга в Москву. По словам Сергея Чернобривца, генерального директора ООО «Прайм Девелопмент», которое является соинвестором индустриального парка, соседство с Navio поможет привлечь в индустриальный парк логистические компании.