
В 2025 году в России завершился нацпроект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». За пять лет его действия число занятых в МСП в Санкт-Петербурге увеличилось почти на 600 тыс. Однако с его завершением рост замедлился. Как чувствует себя малый и средний бизнес Петербурга сегодня и на какую поддержку может рассчитывать от государства и банков — представители власти, финансовых организаций и малого бизнеса обсудили на круглом столе «Малый бизнес в Петербурге», организованном РБК Петербург.
От количества к качеству
По данным заместителя председателя городского Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Ольги Горышиной, за пять лет численность занятых в сфере МСП, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, выросла с 1,35 млн человек до 1,94 млн человек. Оправдал себя и эксперимент по введению новой формы хозяйствования, самозанятости — на сегодня в Санкт-Петербурге зарегистрировано 934 тыс. человек с этим статусом, добавила Ольга Горышина. «За время действия нацпроекта в Петербурге создана развитая инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства, которая на данный момент практически вся переведена в цифровой формат. В этом контуре работают восемь организаций, в числе которых Центр развития и поддержки предпринимательства, Фонд развития субъектов МСП, Центр поддержки экспорта, Технопарк Санкт-Петербурга», — добавила Ольга Горышина.

В рамках нового федерального проекта «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в Санкт-Петербурге с 2025 года реализуется региональный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Он призван обеспечить достижение показателей и мероприятий одноименного федерального проекта, входящего в состав национального проекта «Эффективная и конкурентная экономика». «Мы видим трансформацию государственных установок. Вместо количественных показателей в сфере МСП теперь в приоритете показатели качественные. Один из них — увеличение реального дохода на одного работника субъекта малого и среднего предпринимательства к 2030 году», — пояснила Ольга Горышина. Поэтому существующие меры поддержки по большей части сохранятся, но «переориентируются на качественное развитие малого и среднего бизнеса».
Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» был запущен в 2019 году и работал до конца 2024 года. Его целью было улучшение условий ведения предпринимательской деятельности и увеличение численности занятых в сфере МСП.
Для Петербурга речь идет о сотнях миллионов рублей, которые бюджеты всех уровней уже в этом году планируют направить для помощи МСП. Среди наиболее востребованных мер господдержки Ольга Горышина выделила компенсацию затрат на лизинг оборудования, субсидии на сертификацию продукции, на участие в международных выставках, на переобучение кадров, а также отраслевые меры поддержки — легкой промышленности, общественного питания и др.
378 тыс. малых, средних и микропредприятий и ИП зарегистрировано в Петербурге на середину сентября 2025 года, по данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства
Поддержать деньгами малые предприятия готовы и крупные банки. Например, Сбер совместно с государством предлагает владельцам малых и микропредприятий льготные программы, которые нацелены на развитие предпринимательства на территории Северо-Запада, подчеркнул директор управления развития малого бизнеса Северо-Западного банка Сбербанка Василий Корх. В их числе — предоставление финансирования с зонтичным поручительством Корпорации МСП. За первые 7 месяцев 2025 года на Северо-Западе Сбер заключил 420 кредитных договоров на общую сумму 3,4 млрд руб., из них 2,2 млрд руб. пришлись на долю Санкт-Петербурга, где поручительство корпорации МСП составило 50%.

Глубокое партнерство
Представители малого бизнеса в ходе дискуссии отметили, что широкого ассортимента инструментов финансовой поддержки от банков уже недостаточно — для многих из них кредиты по предлагаемым ставкам стали фактически недоступны. По данным ЦБ РФ, в СЗФО в первое полугодие средневзвешенная ставка по кредитам для малых и средних предприятий на срок до 1 года составляла 23,95%, и 18,97% — на срок свыше 1 года.
Снижение спроса на кредиты со стороны малого бизнеса в Санкт-Петербурге зафиксировала и статистика Центробанка. В первом полугодии 2025 года банки города выдали МСП на 15,3% кредитов меньше, чем в аналогичном периоде 2024 года, при этом просроченная задолженность МСП по банковским кредитам за полгода выросла на 36,3% и достигла к 1 июля 62,7 млрд руб. Доля «плохих» долгов в общем объеме задолженности выросла в Петербурге до 7%, в то время как в среднем по стране этот показатель составляет 4,9%.
Для того, чтобы малый бизнес рос качественно, необходимо «глубокое партнерство» банка и предприятия, уверен собственник бутик-отеля «Павловские апартаменты» Валерий Фенько. «Мы строили отель 20 лет, пришлось взять 28 кредитов, это было тяжело. Мы видели, что банки заинтересованы лишь в том, чтобы выдать деньги на короткий срок, обеспечить их залогом, взять проценты, вместо того чтобы выстраивать с нами партнерские отношения», — поделился опытом Валерий Фенько.

Отношение к малому бизнесу нужно менять всем без исключения, уверен генеральный директор химико-биологического объединения «Фирма «Вита» Михаил Борц. «Малый бизнес, микробизнес — это те ручейки, из которых рождаются бурные реки экономики. Но этого понимания нет, и оно не внедряется в умы. Пока этого не будет, не будет и развития экономики», — говорит Михаил Борц.

Со сложностями предприниматели сталкиваются и при общении с госорганами, констатирует генеральный директор ООО «МФ Астра» Алена Дорина. «Есть действительно эффективные и нужные меры господдержки, например, программа кредитования по льготной ставке для обрабатывающих производств. Чтобы подать заявку, нужно собрать колоссальный пакет документов, потом ждать до 3 месяцев результата. И отказ в удовлетворении заявки, без объяснения причин, порой эмоционально демотивирует предпринимателя. Бизнес есть и будет расти там, где к людям относятся хорошо», — говорит Алена Дорина, отмечая необходимость упрощения процедуры получения мер государственной поддержки для МСП.

Финансовая помощь
Целый ряд крупных банков пересматривают подходы к клиентам из числа МСП. Например, политика «СДМ-Банка» все больше ориентирована на то, чтобы такой заемщик мог справиться с долговыми обязательствами и не допустил просрочки, рассказывает директор петербургского регионального центра «СДМ-Банка» Светлана Саюнова. «Банк хочет, чтобы у заемщика все было хорошо, чтобы наше сотрудничество было взаимовыгодным, — говорит эксперт. — У одного из клиентов банка недавно возникли проблемы с продажами продукции, был риск просрочки по кредиту. Мы нашли ему покупателя в одном из регионов присутствия банка. Просрочки нет, клиент вышел на новый рынок», — привела пример такого сотрудничества Светлана Саюнова.

Благодаря такому подходу в петербургском отделении «СДМ-Банка» нет просроченной задолженности, и банк смог запустить новый продукт — кредитование МСП на пополнение оборотных средств по ставке, соответствующей ключевой, добавила Светлана Саюнова.
Суть кредитования малого бизнеса заключается в том, чтобы предоставить предпринимателям возможность развивать свой бизнес, увеличивать оборотные средства и реализовывать новые проекты без необходимости ждать накопления собственных средств, поэтому адекватная оценка своих возможностей, финансового состояния и перспектив становится сегодня одной из ключевых компетенций бизнеса, говорит руководитель дирекции привлечения и развития клиентов среднего бизнеса банка «Уралсиб» Наталья Бахтиярова.

«Забота банка о бизнесе не всегда означает немедленное удовлетворение всех финансовых запросов малого предприятия. Если у него не растет выручка, но оно хочет большой кредит, мы ему отсоветуем его брать, и объясним, почему именно. Подскажем, где что нужно подтянуть, как улучшить экономику, чтобы быть в состоянии выполнить обязательства. Такой подход как раз и есть партнерство», — уверена Светлана Саюнова.
Кредитование предпринимательства в любом случае для банка сопряжено с определенными рисками. «Каждый банк выбирает свой аппетит к риску и своего целевого клиента, поэтому в каждом банке существуют различные требования к клиентам и разнообразные кредитные продукты, — говорит Наталья Бахтиярова. — На сегодняшний день банк «Уралсиб» имеет широкую линейку продуктов, которые базируются как на скоринговой оценке, так и на полном или упрощенном финансовом анализе. Мы стараемся рассматривать всех клиентов с привлечением кредитного аналитика, т.е. с финансовым анализом (полным или упрощенным), поскольку критерии оценки скоринга более жесткие и не учитывают индивидуальные особенности клиента. Это позволяет лучше понять бизнес клиента, подобрать наиболее оптимальный кредитный продукт, а также дать свое экспертное мнение клиентам — о целесообразности использования кредитного плеча с учетом текущей рыночной ситуации».
Сбер с 2022 года запустил для бизнеса бесплатные отраслевые решения, напоминает, в свою очередь, Василий Корх. Они автоматизируют рутинные задачи, повышают эффективность продаж в таких сферах, как недвижимость и ЖКХ, розничная и оптовая торговля, транспорт и другие. «Многие уже оценили эти сервисы: так, решение, которое позволяет управлять продажами, в среднем повышает доход предпринимателей на 18,2% по сравнению с теми, кто им не пользуется. Сегодня к отраслевым решениям прибегают 57% клиентов банка сегмента b2c, 44% — из b2b и 30% — из e-commerce. Почти половина всех пользователей отмечают, что эти услуги ускоряют рабочие процессы и в целом работают на эффективность бизнеса», — приводят данные в банке. Одним из самых популярных инструментов стало решение для b2c, когда предприниматели получают аналитику на основе уникальных данных из внешних источников, геоаналитику — список мест для размещения рекламы бизнеса, прогнозы выручки, информацию о возвращаемости клиентов и их детальный портрет.
В перспективе снижение ставки ЦБ повысит активность бизнеса, уверены эксперты. «Кредит для малого бизнеса — это важный инструмент для его развития, при этом процентная ставка, срок кредитования и условия погашения являются ключевыми при принятии решения предпринимателями о привлечении заемного капитала. В настоящее время существует ряд программ, позволяющих клиентам МСП получать льготное финансирование, позволяющее экономить на заемном капитале. При этом при экономической целесообразности широкий круг клиентов пользуются кредитами и под коммерческие ставки. Поэтому, безусловно, снижение ставки ЦБ постепенно сказывается на оживлении рынка корпоративного кредитования», — говорит Наталья Бахтиярова.
Правильная последовательность
Качественный рост малого и среднего бизнеса возможен только при наличии диалога между предпринимательским сообществом, банками и властью, уверены участники дискуссии. Для этого в каждой отрасли необходимо формировать сообщества предпринимателей, в которые бы, наряду с бизнесом, входили и представители органов власти, считает Ольга Горышина.
Такие сообщества, согласна Виктория Тишина, владелица бренда «Модный Дом Виктории Тишиной», транслировали бы власти то, что бизнесу необходимо, будь то сфера регулирования, актуальные субсидии. «Они могли бы участвовать в разработке стратегий развития отрасли и ставить задачи науке. Если мы сейчас не заложим эти основы, то потом получим ненужные или недоступные субсидии и некорректные законы. Инициатива должна идти снизу вверх хотя бы потому, что чиновник не может знать всех нюансов малого бизнеса во всех отраслях», — поясняет Виктория Тишина.

По мнению владелицы сети «Фешенебельный секонд-хэнд», производителя и создателя бренда уходовой косметики Ulti.Matte Евгении Гомма, для сферы торговли было бы актуальным включение этой отрасли в число приоритетных в рамках стартовавшего федерального проекта по поддержке МСП. «Рыночная ставка кредитования микропредприятиям неинтересна, в «Корпорации МСП» даже для получения небольшого займа в несколько миллионов рублей требуется серьезный залог. Микробизнесу такое не под силу, а вот кредит, аналогичный льготному на производство под 5%, мог бы помочь «малышам» реально развиться», — объясняет Евгения Гомма.

Михаил Борц уверен, что необходимо «снижать налоги на научные разработки, которые делаются малыми и средними промышленными предприятиями».
Алена Дорина напомнила о возвращении льгот для работодателей при трудоустройстве людей с ограниченными возможностями. «Раньше при трудоустройстве таких сотрудников компания получала понижающий коэффициент. Сейчас его нет, и вся прибыль уходит на налоги», — посетовала предпринимательница.
Власти же необходимо за 2025 год отладить систему поддержки бизнеса в рамках нового проекта. Сегодня государство находится «между двух огней»: с одной стороны, есть стратегическая цель поддерживать уже растущий бизнес, а с другой стороны, надо не оставить без внимания начинающих, иначе они могут не вырасти в будущем.