
Турпоток в Ленобласть за последние десять лет удвоился, но многие ниши для загородного отдыха по-прежнему пусты. Почти нет премиальных отелей, мало кемпингов для экономичного отдыха и колоссальные дефициты в сегменте детского отдыха — нет лагерей современного уровня. Спрос на них огромный, а предложение пополняется лишь раз в несколько лет, отмечают участники дискуссии РБК Петербург «Рекреация нового поколения: какие объекты для отдыха ждут под Петербургом». Будут ли заполнены эти и другие ниши — читайте в материале РБК+ Петербург.
Ключевые дефициты
По словам заместителя председателя комитета по культуре и туризму Ленинградской области — начальника департамента по туризму Ольги Голубевой, за последние 10 лет туристический поток в Ленобласть вырос минимум вдвое — с 3,5 до 7 млн человек в год. На территории области находится 950 объектов размещения, и их количество постоянно растет — в частности, глэмпинги прирастают на 10-12% в год. Новые отели и курорты премиум-класса появляются реже. «Туристу зачастую не хватает действительно современных и комфортабельных средств размещения. У нас преобладают глэмпинги, турбазы, отели 3-4*, а пятизвездочных отелей у нас всего три на сегодняшний день», — отметила Ольга Голубева.

В свою очередь, генеральный директор «Комфортел» Дмитрий Петров отметил дефицит на противоположном полюсе — проектов, где можно отдыхать «с минимальным чеком и максимальными эмоциями», а именно кемпингов, к которым подведены вода, электричество, и оборудованы туалеты.

Огромный неудовлетворенный спрос накопился в сегменте детского отдыха, добавил сооснователь и руководитель компании «АРТ Личность» Айдар Фаррахов. «В феврале 2025 года мы открыли продажи на сайте. Из 1170 путевок за сутки у нас было забронировано 1000, за следующие две недели ушло еще 170. И, по данным отдела продаж, у нас спрос превысил предложение в три раза», — рассказал он.

Премиальный отклик
Спрос на премиальные средства размещения вызвал отклик у крупных инвесторов. Так, «Группа ЛСР», еще несколько лет назад заявившая о выходе на отельный рынок, недавно создала отдельную управляющую компанию «ЛСР. Отельный бизнес». Холдинг, в частности, реализует проект по реконструкции санатория «Сестрорецкий курорт» в Курортном районе Петербурга. «У нас достаточное количество туристов, семей с детьми, которые пользуются услугами гостеприимства и санатория, и аналитика показывает, что объектов соответствующего качества на всех не хватает», — отмечает заместитель генерального директора «ЛСР. Отельный Бизнес» Наталья Дрожникова.

Запрос на премиальные курорты подтвердила и директор по продажам Строительного Холдинга «Сенатор» Юлия Орлова. Холдинг реализует проект «Морская Ривьера» в Зеленогорске. «Изначально мы планировали просто создать сервисные апартаменты. После успешного старта продаж и большого интереса к проекту мы поняли, что такая локация просто обязывает нас сделать что-то большее. В двух минутах ходьбы от песчаного пляжа расположено здание на участке в 1,2 га, где вся инфраструктура предназначена только для жителей. Это большой детский комплекс, теннисный корт, настольный теннис и открытый подогреваемый бассейн, который стал настоящей точкой притяжения», — рассказала Юлия Орлова.

Спрос на небольшие объекты тоже есть, отметила директор УК Vezhan Hospitality Евгения Вежан, как и интерес к ним со стороны инвесторов. «Поскольку мы работаем с бутиковым сегментом, то он всегда развивается, интерес к таким объектам есть. При этом важно проанализировать рынок: для кого этот объект и как, исходя из этого, правильно развить его инфраструктуру», — подчеркнула она.

Источники спроса
Места на рынке качественных объектов хватит всем, убеждены участники дискуссии. «Рынок совсем пустой. Через несколько лет появится поезд, который будет идти от Москвы два часа, и мы станем Подмосковьем. Состоятельные туристы из Москвы пополнят наш рынок, если мы будем соответствовать их запросу», — считает соинвестор курортного комплекса премиум-класса «Рощино Residence» Георгий Рыков.

При этом, как отметил генеральный директор и совладелец Лизинговой компании «Роделен» Денис Левицкий, пандемия и последующие события привели к тому, что люди находятся в постоянном стрессе, плюс «подрастающему поколению зумеров, которое все время не в ресурсе, нужно этот ресурс где-то пополнять» — отсюда дополнительный спрос на рекреацию.

Но и соответствовать запросу состоятельных москвичей, да и в целом современного искушенного туриста, не так просто. По словам участников дискуссии, они обращают внимание на каждую деталь, от предложенных активностей до качества Wi-Fi. Новые объекты стараются этой планке соответствовать. «Недавно мы подключили новый рекреационный комплекс в Ленинградской области, где владельцы уделили особое внимание качеству связи. Мы построили для них полноценную телеком-инфраструктуру: оптику, резервирование и внутренние сервисы. В итоге проект получил надежную основу для обслуживания гостей, а для бизнеса это означает более высокий спрос и заполняемость», — подчеркнул Дмитрий Петров, генеральный директор «Комфортел».
Инструменты инвестиций
Источники для инвестиций в инфраструктуру есть. Это, в первую очередь, льготные кредиты в рамках национального проекта «Туризм и гостеприимство». «Мы получили от государства поддержку на реконструкцию и строительство «Сестрорецкого курорта». Инвестиции в проект составят более 12 млрд руб.», — привела пример Наталья Дрожникова.
Работает также модель привлечения частных инвесторов по принципу инвестиционного апарт-отеля. «У нас есть инвесторы, которые часть времени отдыхают сами, а остальное время передают апартаменты в управление, и есть покупатели, которые берут исключительно для себя», — рассказала Юлия Орлова. Как отметили участники дискуссии, при такой модели возможно привлечение финансирования, аналогичного проектному финансированию для жилых комплексов.
Дополнительные ресурсы инвесторы находят на рынке лизинга, облигационном рынке, используют закрытые паевые инвестиционные фонды, добавил Денис Левицкий. По его словам, лизинг, в частности, помогает добрать финансирование там, где не хватило льготного федерального кредита. «В нашей многолетней практике есть истории, когда мы финансировали в лизинг мебель, одеяла, постельное белье, ложки-поварешки, посуду и так далее, потому что люди достроили коробку, а «на ложки» не хватило», — рассказал он.
Подобный кейс есть, например, у управляющего партнера ГК Золотая Долина и генерального директора парк-отеля «Золотая Долина» Ольги Бурдаевой: «Когда мы построили новый ресторан, как раз оборудование для кухни и инвентарь мы брали в лизинг. Это вполне работающая история, потому что при рыночной ставке кредита в 22% лизинг нам обходится в 15%».

Несмотря на все сложности, инвестиции в рекреационный сегмент идут. «Во-первых, город Санкт-Петербург маленький, тесный. Здесь очень строгое регулирование. Во-вторых, мы там сами проживаем. Сама земля заманивает этих пионеров, сумасшедших девелоперов, чтобы они строили курорты в Сестрорецке, в Рощино и в Зеленогорске», — говорит Георгий Рыков.
Болевая точка
К сожалению, инвесторы за редким исключением обходят сегмент детского отдыха. «В советские времена в Ленинградской области было 400 лагерей. В этом году работает всего 71 стационарный лагерь», — привела данные президент Санкт-Петербургской общественной организации руководителей и организаторов детского отдыха и оздоровления «Ассоциация «Взрослые и дети» Надежда Сухолапова. Помимо стационарных лагерей, существуют еще программные — они не имеют собственной территории и арендуют площади у других объектов.

Новые детские лагеря открываются раз в несколько лет. «В Санкт-Петербурге в прошлом году открылся лагерь на территории отеля в Зеленогорске, в области — один лагерь в Выборгском районе», — поделилась данными Надежда Сухолапова. Инвесторы, по ее словам, «не стоят в очереди». При этом спрос настолько велик, что администрация Петербурга предоставляет услуги детского отдыха уже в 18 регионах России.
Базовая проблема, по словам Айдара Фаррахова — это нехватка земли. «На протяжении уже 8 лет мы ищем землю, смотрим на заброшенные базы, которые мы могли бы взять в управление, но, к сожалению, таких вариантов нет, либо требуются миллиардные вложения, чтобы привести в порядок руинированные здания», — рассказал он. Причем просто отремонтировать разрушенный лагерь недостаточно — современных родителей уже не устраивает размещение детей в 6-8-местных номерах и туалет на улице или на этаже.
Второй момент, который отпугивает инвесторов — неуверенность в долгосрочном спросе. На количестве детей, готовых отдохнуть в Ленобласти, может сказаться и возможное открытие границ, и прогнозируемая демографическая яма. «В данном случае инвестору нужно подумать, как быть многоплановым. Летом, в весенние, осенние, зимние каникулы объект может быть лагерем, а в межсезонье — это корпоративный отдых, семейный отдых. И, конечно же, нужно придумать те точки притяжения, ради которых люди будут приезжать к нему», — подчеркнул Айдар Фаррахов.
Комплексный дефицит
Многоплановость – то, на что должны обратить внимание все инвесторы и операторы средств размещения, уверены участники дискуссии. «Вкладываться нужно во всесезонность, это должен быть круглогодичный отдых, — подчеркивает Наталья Дрожникова. – Так, у нас в «Сестрорецком курорте» есть уникальная природа, вода и лечебная грязь. И у нас есть огромный литературно-исторический пласт нашего санатория, это курзал, который мы сейчас восстанавливаем по чертежам и эскизам — это событийный туризм, туризм впечатлений, которого не хватает для комплексного отдыха и заботы о себе».
«Золотая Долина в этом году отмечает 35-летие, но только последние 10 лет мы развиваемся как всесезонный курорт. У нас появились летние виды отдыха, сертифицированный пляж, вейк-парк. Наш подъемник не выключается целый год и летом работает для велосипедистов. И мы видим, что это безусловно востребовано», — подтверждает выбор стратегии Ольга Бурдаева. На востребованность курорта, по ее словам, влияет также и ориентация на семейный отдых от мала до велика — тот же детский лагерь на территории позволяет не задумываться о загрузке в определенные периоды. Одно поколение приводит другое, и вот уже спортсмены-отцы требуют пеленальные столики в мужских раздевалках. «Задача для нас сейчас — это обеспечение интересных точек притяжения в межсезонье. Зима и лето у нас заняты, а вот в нашу осенне-весеннюю нерадостную погоду надо хорошо подумать, чем привлечь гостей», — добавила Ольга Бурдаева.

Одним из решений для межсезонья может быть спа-комплекс, их дефицит в рекреационной зоне вокруг Петербурга отметили многие эксперты. Запрос на спа-процедуры и в целом на велнес-инфраструктуру поддерживается общим спросом на укрепление физического и ментального здоровья, на снижение уровня стресса. «Мы ориентировались на покупателей премиум-класса: они все активнее вкладываются в здоровье, в качество жизни, в чистый воздух — и при этом не хотят отказываться от привычного уровня комфорта. Поэтому в «Морской Ривьере» все продумано в одном месте. На цокольном этаже мы реализовали полноценный спа-комплекс и тренажерный зал с выходом к бассейну. Таким образом мы создали собственный курорт с инфраструктурой, которая востребована круглый год», — рассказала Юлия Орлова.
«Второе, что приходит в голову — это корпоративные истории, возможность принимать деловые мероприятия. Для организации досуга индивидуальных гостей можно также придумывать обучающие мастер-классы — на наших объектах мы эти темы разрабатываем», — добавила Евгения Вежан.
«Нам не хватает комплексного турпродукта на месте, куда прибывает турист. Заглянув на сайт объекта, турист должен понимать, что у него все под рукой, сегодня ресторан, завтра игра, послезавтра мастер-класс. Как только у него возникает необходимость обратиться в интернет с вопросом: «Чем заняться? Куда сходить? Где поесть?» — это уже плохо. Создание такого комплексного продукта — перспективная задача для всей отрасли», — заключила Ольга Голубева.