Рыночный расклад , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Купить и съесть

Фото: ru.freepik.com
Фото: ru.freepik.com
Росстат зафиксировал замедление динамики выпуска продуктов питания в России в 2024 году. Однако предприятия пищевой промышленности смотрят на 2025 год с оптимизмом

Как показали результаты совместного опроса аналитического агентства INFOLine и платформы WorldFood Connect, более трети российских производителей пищевых продуктов ожидают увеличения продаж в 2025 году в пределах 25% по сравнению с показателем 2024 года, а 27% опрошенных надеются на более чем 25%-ный рост. О главных трендах пищевой отрасли — в материале РБК Петербург.

Вода — тоже еда

По данным Росстата, объем производства продуктов питания в России в 2024 году вырос по сравнению с 2023 годом на 3,5%, но динамика прироста индекса промышленного производства в этой отрасли замедлилась — в 2023 году ИПП в пищевой промышленности составлял 5,9%. «К сожалению, в 2024 году упала сырьевая база, снизилось производство сельскохозяйственной продукции как в животноводческом секторе, так и в растениеводстве. Однако пугаться не стоит — многие продукты в нашей стране производятся с большим запасом, так что готовить еду есть из чего», — объясняет изменения руководитель направления «Потребительский рынок» группы компаний InfoLine Светлана Силенина.

При этом выпуск напитков в прошлом году вырос на 9,4%, что на 8,3 п.п. превысило показатель 2023 года. Столь стремительный рост, по словам эксперта, был обусловлен жарким летом, увеличением внутреннего туристического потока и продолжающейся активностью производителей по выводу на рынок новых продуктов и аналогов ушедших из России иностранных брендов.

В разные стороны

Среди наиболее актуальных трендов в производстве пищевых продуктов в 2024 году, по оценкам InfoLine, стали брендозамещение, выпуск «здоровых» продуктов, в том числе с высоким содержанием белка, и продуктов «без» — без лактозы, без глютена и т.д. Многие производители вводили в ассортиментные линейки продукты, сочетающие несколько вкусов или текстур, а также порционные упаковки, и расширяли сотрудничество с крупными торговыми сетями в части выпуска продукции под собственными торговыми марками ретейлеров.

Особое значение для производителей продуктов питания в прошлом году приобрела активизация продаж через канал HoReCa

Особое значение для производителей в прошлом году приобрела активизация продаж через канал HoReCa. «Сегмент общественного питания является важным каналом сбыта продуктов питания и напитков, так как здесь ниже уровень консолидации, соответственно, и найти новых партнеров легче», — поясняет Светлана Силенина. Она отметила, что многие крупные производители уже выпускают целые линейки продуктов именно для HoReCa, например, у «Черкизово» через этот канал реализуется до 20% продукции. Российские компании также увеличивают поставки HoReCa-ассортимента не только на внутреннем рынке, но и выходят в регионы Центральной Азии.

Покупать — не строить

Аналитики фиксируют серьезное замедление инвестиционной активности в пищепроме, особенно в части реализации проектов создания новых производственных мощностей. Высокая ключевая ставка заставляет компании пересматривать инвестпрограммы, объемы банковского кредитования на эти цели в прошлом году не росли. Еще одним фактором замедления инвестиционной активности стало отсутствие необходимости строительства импортозамещающих производств — по большинству продуктов импорт уже замещен, говорит Светлана Силенина. Инвестиционное развитие, по ее наблюдениям, продолжается в масложировой и птицеводческой отрасли.

Многие крупные игроки в 2024 году предпочитали приобретать уже готовые активы. Среди крупнейших сделок прошлого года — покупка холдингом «Русагро» ООО «ТК Агро-Белогорье», приобретение ГАП «Ресурс» мясокомбината «Царицыно» и структурами ГК «Черноголовка» российских предприятий компаний Kellogg и Kraft Heintz.

14% компаний в 2025 году планируют приобретать профильные и непрофильные активы

Аналитики уверены, что процесс консолидации отрасли будет продолжаться: крупные компании продолжат поглощать более мелких игроков, а также тех, кто не сможет устоять перед текущими экономическими реалиями. Эту тенденцию подтверждают результаты совместного опроса аналитического агентства InfoLine и платформы WorldFood Connect. Как отметила руководитель WorldFood Connect Александра Кивич, в 2025 году 14% опрошенных компаний планируют приобретать профильные и непрофильные активы.

Деликатесы — антистресс

В прошлом году претерпело значительные изменения потребительское поведение — покупатели адаптировались к текущей экономической ситуации и стали активнее тратиться на продукты питания. Как отметила директор по работе с клиентами РОМИР Анастасия Сидорина, в среднем россияне тратили на продукты в 2024 году на 23% больше, чем в 2023-м, при этом доля трат на продукты повседневного спроса в общей структуре трат составила 32%.

Значительный рост средних трат российских семей обусловлен и увеличением среднего чека, и ростом частоты покупок, однако, подчеркивает Анастасия Сидорина, эта тенденция в основном фиксируется в категории, где «покупатель стремится к дополнительным удовольствиям и комфорту». В 2024 году аналитики РОМИР отметили возросший интерес потребителей к продуктам более высокого ценового сегмента, таким как свежее мясо и птица, рыба, мясные деликатесы.

Вкусная еда в 2024 году стала для людей одним из самых популярных способов снятия стресса — если в 2023 году им пользовались 33% россиян, то к концу 2024 года этот показатель увеличился до 40%, говорит эксперт.

Сегмент «готовой еды» продемонстрировал в 2024 году серьезный рост, показав прибавку в 30% в денежном выражении и 12% — в натуральном. Эта сфера становится все более привлекательной и для производителей, в нее «приходят» даже те компании, которые раньше здесь не были представлены, например молочный холдинг «Эконива».

«Покупатель 2025 года стал более требовательным, ценя комфорт и разнообразие. Мы прогнозируем, что рынок готовых продуктов, а также премиальных категорий будет сохранять устойчивый рост. Важно для компаний адаптироваться к этим изменениям, предлагая продукты, отвечающие современным требованиям качества, удобства и, конечно же, удовольствия», — заключает Анастасия Сидорина.

Скачать Содержание
Закрыть