Инструменты , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Франшиза, массаж и прямые договоры: как бизнесу оптимизировать ДМС

Фото: ru.freepik.com
Фото: ru.freepik.com
Инфляция и увеличение частными клиниками цен на медуслуги в 2024 году провоцируют существенное удорожание полисов ДМС, но не сказываются на востребованности услуги

Наличие в соцпакете полиса добровольного медицинского страхования (ДМС) по-прежнему является конкурентным преимуществом компаний в борьбе за новые кадры. О том, какие именно опции должен включать оптимальный пакет ДМС для сотрудников, почему до сих пор не получила широкого распространения практика франшизы и как влияет цифровизация на стоимость полиса добровольного медицинского страхования — обсудили представители страховых, частных клиник и самих компаний на сессии «Стоимость и наполнение программ. Как найти правильный баланс», прошедшей в рамках страхового медицинского форума «СОПОС ДМС 2025», организованного при участии РБК Петербург, СОПОС и Ассоциации частных клиник Санкт-Петербурга.

Неудержимый спрос

По оценкам участников форума, в 2024 году медицинская инфляция составила 11,2%, в 2025 году ее уровень окажется еще больше, около 11,5-11,8%. Высокий уровень медицинской инфляции вынудил подавляющее большинство частных клиник пересмотреть стоимость своих услуг, оказываемых в рамках программ ДМС, в сторону увеличения. По данным генерального директора Ассоциации частных клиник Санкт-Петербурга Александра Солонина, этот процесс еще не закончен: ведущие игроки уже определились с ценовой политикой на 2025 год, менее крупные завершает его к концу весны. В результате стоимость пролонгированного договора ДМС для заказчиков в этом году может вырасти до 30%, если не проводить настоящие тендеры, полагает генеральный директор ООО «Совет по страхованию» (СОПОС) Юрий Волков.

Несмотря на столь существенный рост цен, компании по-прежнему заинтересованы в покупке программ ДМС для своих сотрудников, констатировали участники дискуссии. «Сейчас, по разным оценкам, ДМС есть у 40-50% работодателей, в перспективе 3-4 лет это количество вырастет до 70%», — прогнозирует директор по развитию и цифровой трансформации «Клиники СМТ» Анна Миронова. В топ-5 отраслей, наиболее активно использующих ДМС в качестве одного из инструментов привлечения новых и удержания действующих сотрудников, по данным Анны Мироновой, входят финансовая, где 59% работодателей уже покупают программы ДМС, нефтегазовая (57%), IT (41%), логистическая (34%) и автомобильная (29%).

Анна Миронова, «Клиника СМТ»
Анна Миронова, «Клиника СМТ» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Сами работодатели подтверждают, что по-прежнему, несмотря на рост цен, заинтересованы в приобретении полисов ДМС, однако пытаются более экономно расходовать выделенные на эти цели корпоративные бюджеты.

Привыкание к франшизе

Многие компании стремятся сохранить и уже привычный для сотрудников объем медицинских услуг, и наличие в страховке клиник премиального уровня с помощью франшизы, когда часть расходов на лечение при возникновении страхового случая возмещает не страховая компания, а сам застрахованный сотрудник. Однако в подавляющем большинстве случаев практика ДМС-франшизы в компаниях внедряется тяжело.

Например, в компании «Вертекс» «привыкание» к новым условиям ДМС заняло несколько лет, отметила заместитель генерального директора по управлению персоналом фармпроизводителя Оксана Адамчик. «В какой-то момент мы решили ввести франшизу, и нам понадобилось почти два года, чтобы пропало сопротивление и сотрудники начали ей пользоваться. Мы приглашали представителей страховых компаний, страхового брокера, проводили информационные кампании, рассказывали, что это выгодно. В итоге все заработало, сейчас у нас много сотрудников пользуются франшизой, все довольны», — рассказала Оксана Адамчик.

Оксана Адамчик, «Вертекс»
Оксана Адамчик, «Вертекс» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Сеть гипермаркетов «Лента» стала внедрять франшизу в ДМС с этого года, пока сотрудники с осторожностью принимают новые реалии, подтвердила координатор медицинских программ торговой сети Ирина Назарова. «Мы ведем разъяснительную работу, объясняем преимущества франшизы. Уверена, что в итоге сотрудники поймут все плюсы такого подхода», — сказала Ирина Назарова.

Ирина Назарова, «Лента»
Ирина Назарова, «Лента» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Важным преимуществом франшизы, помимо возможности для работодателя сохранить нужный объем и качество медпомощи, является более дисциплинированное отношение сотрудников к данной льготе, отметил руководитель направления комплексного страхования/ДМС корпоративного блока продаж ООО «СК «Согласие» Евгений Рапопорт. «Человек, заплативший хотя бы небольшую часть собственных денег за страховку, более тщательно обдумает свое обращение за медуслугами и выберет именно то, что ему действительно необходимо», — пояснил он.

Евгений Рапопорт, ООО «СК «Согласие»
Евгений Рапопорт, ООО «СК «Согласие» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

По мнению руководителя проектов Дирекции медицинского страхования ООО СК «Сбербанк страхование» Владимира Яковлева, одной из причин непопулярности франшизы является ее высокая стоимость для сотрудников. «В ДМС франшиза необходима, но сейчас ее порог — 20% — слишком высок. Необходимо его снижать, но это потребует консенсуса между страховыми компаниями и медицинским клиниками», — уточнил Владимир Яковлев. По оценкам участников дискуссии, комфортным для застрахованных был бы уровень франшизы в 10%.

Владимир Яковлев, ООО СК «Сбербанк страхование»
Владимир Яковлев, ООО СК «Сбербанк страхование» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Франшиза в первую очередь позволяет расширить доступ в клиники для застрахованных, уточняет Юрий Волков.«Например, в любую бюджетную программу можно включить «Скандинавию», «СМТ», «Белоостров» с какой-то расчетной франшизой. И в этом ее польза для сохранения клиник в программах», — добавляет он.

Юрий Волков, ООО «Совет по страхованию» (СОПОС)
Юрий Волков, ООО «Совет по страхованию» (СОПОС) (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Приятное лечение

Одним из способов оптимизации расходов на ДМС для заказчиков может стать выведение части процедур на франшизу или исключение из пакета дорогостоящих «около страховых» процедур, например, массажа.

Согласно внутренней статистике сети клиник «Скандинавия» (ООО «АВА Петер») за 2024 год, «остеохондроз» вошел в топ-3 диагнозов по ДМС. Траты на лечение составляют около 15% от общего бюджета, что является существенной частью расходов. Для сравнения: расходы на лечение лор-заболевания составляет не более 2% от общей суммы затрат, приводит данные начальник отдела по работе с ДМС сети клиник «Скандинавия» (ООО «АВА Петер») Наталия Стрелкова. «Таким образом, можно сделать вывод, что выделенные бюджеты работодателя в рамках заботы о своем сотруднике, выглядят малоэффективными. Это доказывает, в том числе, тот факт, что пациенты за наличный расчет с аналогичным диагнозом не готовы тратить деньги на «приятное лечение», — говорит эксперт. — Куда точно я бы рекомендовала инвестировать бюджеты ДМС, так это в профилактику и динамичное наблюдение за критическими хроническими заболеваниями».

Наталия Стрелкова, «Скандинавия» (ООО «АВА Петер»)
Наталия Стрелкова, «Скандинавия» (ООО «АВА Петер») (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Как оказалось, к такому подходу не готовы ни работодатели, ни страховые компании. «Продать такую программу с франшизой сотрудникам будет тяжело. Массаж сейчас является важным маркером качества полиса ДМС, и перестроить сознание сотрудников на то, что «приятное лечение» должно стать софинансируемым, сложно», — говорит Оксана Адамчик.

ДМС продвигается работодателем и воспринимается сотрудниками как льгота, и если все время увеличивать процент ее софинансирования, она таковой быть перестанет и станет неинтересной для работников, что в итоге может вызвать негативную реакцию, согласна Ирина Назарова.

«Все элементы восстановительного лечения ДМС в виде массажа, мануальной и иглорефлексотерапии, физиотерапии останутся, так как они нам нужны», — говорит руководитель направления медицины труда пивоваренной компании «Балтика» Ульяна Исаева.

Ульяна Исаева, «Балтика»
Ульяна Исаева, «Балтика» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Несмотря на то, что массаж относится к медуслугам, назначение которых с медицинской точки зрения не всегда оправдано, а действующие клинические рекомендации Минздрава относят ее к процедурам с низким уровнем доказательности, в большинстве программ ДМС он все же есть, констатирует начальник экспертного отдела ДМС компании «СОПОС» Юрий Воротынов. «Причина в том, что наличие массажа в программе ДМС является одним из конкурентных преимуществ страховой компании. Кроме того, такие процедуры очень востребованы у пациентов, и многие, не получая их в рамках полиса ДМС, когда врач отказывает в их назначении, мотивируя тем, что «они не положены», остаются недовольны и клиникой, и страховой», — поясняет Юрий Воротынов.

Юрий Воротынов, «СОПОС»
Юрий Воротынов, «СОПОС» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

«Массаж в наших программах есть, и мы никуда от этого не денемся, так как это — требование рынка», — согласен Владимир Яковлев.

Страховая компания формирует программу ДМС исходя из спроса и востребованности услуг, поэтому массаж останется в предложении, это востребована опция, подтверждает Евгений Рапопорт. «Мы уберем из программы то, что нам продиктует рынок. Это может быть экстренная госпитализации или скорая помощь, конечное решение за нашими клиентами», — рассуждает он.

«Получается, что страховая компания сознательно включает в программы не страховые медицинские услуги. Это приводит к конфликтам застрахованных с врачами при отказе в оказании таких услуг по ДМС, а затем клиник со страховыми компаниями при неоплате счетов, если эти услуги все же были оказаны. Было бы правильно все это четко назвать профилактикой, отдельно прописывать в программах и тарифицировать, или вводить на них франшизу», — резюмирует Юрий Волков.

Способы оптимизации

Альтернативой договору ДМС может стать прямой договор, заключаемый между работодателем и клиникой, считает Наталия Стрелкова. «У нас есть ряд организаций, с которыми мы уже работаем в таком формате, и я наблюдаю устойчивый тренд на рост такого взаимодействия. В прямом договоре нет понятия «страховой случай». Работодатель вправе выделить сотруднику фиксированную сумму для оплаты медицинских услуг в рамках корпоративной поддержки. Пациент получает лечение по специальным тарифам клиники. Стоит отметить, что в рамках прямого договора могут быть также включены члены семьи сотрудников. Оплата идет только за фактически оказанные услуги, то есть пациент сам решает, как ему распорядиться «своей» суммой — пойти ли на массаж или, например, вылечить ринит», — поясняет Наталия Стрелкова.

Еще одной альтернативой программам ДМС для работодателей может стать прикрепление коллектива компании или определенной группы сотрудников к выбранной клинике, полагает Анна Миронова. Этот путь уже выбирает государство, страхуя чиновников и судей. По аналогичному пути — выбору базового медицинского центра — могли бы пойти и страховые компании. «Для страховщика это выгодно, так как существенно сократится объем работы по просчету страховых предложений», — полагает она.

Но такой подход чреват убытками для страховой, возражает Владимир Яковлев. «Мы работали по такой схеме, прикрепляли коллективы компаний к удобному для них с точки зрения локации медцентру. В итоге столкнулись с тем, что перерасход средств, предоплаченных страховой клинике за обслуживание застрахованных, составлял 7-10% в разные годы», — поясняет он.

Цифровизация в помощь

Несмотря на бурное развитие цифровых технологий, участники рынка ДМС осторожно оценивают их ближайшие перспективы в данной сфере. Многие клиники и страховые компании разрабатывают и внедряют собственные мобильные приложения и платформы для пациентов, но речь об их интеграции друг с другом пока не идет. «Мы сделали платформу для согласования оплаты услуг с клиниками, весь процесс занимает максимум пять минут. Думаете, клиники обрадовались? Нет, они сопротивляются, не хотят переходить на новый сервис, потому что им так неудобно», — приводит пример руководитель медицинской дирекции Северо-Западного регионального центра ОСАО «РЕСО-Гарантия» Оксана Попова.

Некоторые страховые компании предлагают цифровые сервисы для онлайн согласования услуг пациентам. Однако для того, чтобы перейти на стороннюю цифровую платформу, клиникам нужно кардинально менять уже отлаженные бизнес-процессы, и зачастую — менять кардинально, это занимает время и стоит денег, отмечает Анна Миронова. «Кроме того, это единичные предложения, а если каждая страховая компания предложит свое цифровое решение, то как медицинским центрам работать одновременно в десятках цифровых платформ? Единая платформа, которая объединит разные процессы взаимодействия между страховыми компаниями и медицинскими центрами — вот выход из ситуации», — считает эксперт.

Отсутствие программного обеспечения у клиник сдерживает развитие услуги дистанционного мониторинга состояния здоровья пациентов, добавляет Анна Миронова. «Разработка подобного программного обеспечения очень дорогая, и на данном этапе разработчики ориентируются прежде всего на государственные медицинские учреждения, на крупные госконтракты. На уровень частных клиник они еще не спустились, хотя частные центры более гибкие и могли бы уже сейчас брать на апробацию или внедрять существующие решения», — говорит она.

При этом, констатируют представители клиник, разрабатываемые и внедряемые частными медицинскими организациями собственные цифровые продукты пока не способствуют сокращению стоимости медуслуг для пациентов — таких проекты требуют значительных инвестиций и имеют достаточно долгий срок окупаемости.

Частные медицинские организации не могут конкурировать с государственными на поле цифровизации, подтверждает Александр Солонин. «Частная клиника должна выделять из своего бюджета дополнительные средства на развитие цифровых технологий, ни на какие дополнительные вливаний на эти цели со стороны она рассчитывать не может, в отличие от государственных учреждений здравоохранения, финансируемых из госбюджета. Бюджет клиники ограничен и прежде всего ориентирован на оказание качественных медуслуг и предоставление качественного сервиса для пациентов», — поясняет он.

Александр Солонин, Ассоциация частных клиник Санкт-Петербурга
Александр Солонин, Ассоциация частных клиник Санкт-Петербурга (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Однако со временем, полагает Александр Солонин, когда порог входа в цифровые экосистемы снизится и будет соответствовать уровню рентабельности клиник, цифровые технологии получат более широкое распространение.

Содержание
Закрыть