Спрос на рынке новостроек существенно сократился после завершения базовой программы льготной ипотеки. Часть платежеспособного спроса оттягивает «вторичка» — в отсутствии доступной ипотеки стала играть роль полная стоимость квартиры, а на вторичном рынке она ниже. Чтобы удержать внимание покупателей, застройщики должны предлагать современный продукт, который выигрывает за счет качественной жилой среды. В том числе — благодаря созданию соседских комьюнити. Как это реализуется на практике РБК Петербург спросил у девелоперов и экспертов рынка.
Конкурентное преимущество
По данным «Циан.Аналитики», по итогам 11 месяцев 2024 года в новостройках Санкт-Петербурга было продано 42,2 тыс. квартир, в Ленинградской области — зарегистрировано 17,2 тыс. сделок. Это на 15% и 13% меньше, чем за аналогичный период прошлого года соответственно.
В текущих условиях новостройкам стало тяжелее конкурировать со вторичным рынком. «Ипотека стала одинаково недоступной, покупатели смогли выбирать не только по размеру ипотечного платежа, но и по параметрам самой недвижимости — это привело к меньшим масштабам снижения в сегменте готового жилья. Если в новостройках в октябре-ноябре этого года число сделок вдвое ниже прошлогоднего, то на вторичке падение спроса не превышает 20%», — отметил руководитель «Циан.Аналитики» Алексей Попов.
Конкурентным преимуществом застройщиков остается продукт — его качество, наполнение, современные элементы, которые отсутствуют в домах более ранних годов постройки. «Предпочтения покупателя давно перестали ограничиваться ценой, локацией или удобным функционалом квартиры. В центре внимания оказалась качественная жилая среда», — подчеркнула директор клиентского сервиса ГК «Ленстройтрест» Юлия Молчанова.
По ее словам, многих клиентов даже в масс-маркете сформировалась высокая планка ожиданий от наполнения проекта — в плане благоустройства, озеленения, разнообразия общественных зон, игровых пространств и пр. «Причем, клиенты ждут не рядовых типовых решений, а инфраструктуры, которая должна полностью закрывать потребности в спорте, отдыхе, работе, общении и т.д. В этом плане на первое место вышла тема соседских комьюнити — без развития таких форматов уже не обходится проект любого известного девелопера», — отметила Юлия Молчанова.
Места для общения
В частности, «Ленстройтрест» уже создал соседские центры в трех проектах — «Янила», «Юттери» и «Окла». «Уровень вовлеченности у нас довольно высокий — по нашим опросам, до 68% жителей наших кварталов так или иначе принимают участие в жизни соседских клубов. Ежегодно это примерно 740 различных по масштабам мероприятий, и где-то 10 тыс. посещений каждого центра в месяц», — рассказала Юлия Молчанова.
КВС в мае этого года открыл первый соседский центр в кварталах «ЮгТаун». «Уникальное пространство очень полюбилось нашим жителям: ежемесячно центр посещает более тысячи человек. Внутри есть многофункциональный спортивный зал, коворкинг, зал для хобби и детская игровая комната. Здесь жители знакомятся, вместе занимаются спортом, празднуют дни рождения, танцуют, смотрят фильмы, посещают мастер-классы и еще множество других интересных мероприятий», — рассказала генеральный директор Агентства недвижимости «КВС» Анжелика Альшаева.
В сентябре два комьюнити-центра открылись в проектах Setl Group. «Наша цель — сделать так, чтобы люди начали общаться, соседи знали друг друга, объединялись и проводили вместе досуг, — комментировал открытие директор департамента развития проектов Setl Group Павел Мельников. — В дальнейшем «SetlКомьюнити» будут появляться в большинстве крупных проектов Setl Group».
Для создания атмосферы добрососедства управляющие компании организуют разнообразные мероприятия. При этом, например, компания «Главстрой Санкт-Петербург» часто придает им профориентационную направленность. Так, в этом году в «Юнтолово» прошло семейное мероприятие «Город Профессий», организованное управляющей компанией «Эксплуатация ГС-СПб».
«Управляющая компания — неотъемлемая часть соседского комьюнити жилого комплекса, — отметил Николай Крысько, заместитель генерального директора управляющей компании «Эксплуатация ГС-СПб». — Поэтому организация мероприятий для жителей, где люди могут не только интересно и с пользой провести свой выходной, но и поближе познакомиться со своими соседями, найти единомышленников, попробовать новое хобби, — важное направление нашей работы. Различные активности помогают укреплять атмосферу добрососедства в экорайоне, следовательно, положительно влияет на комфорт проживания в «Юнтолово».
Практическая польза
Комфорт и атмосфера — не единственный результат работы соседских центров. Это еще и дополнительные рабочие места для жителей. «Профессиональные тренеры и преподаватели, а также бьюти-мастера из числа жителей ЖК смогут проводить собственные занятия или оказывать услуги в комьюнити-центрах. На приоритетных условиях и по специальным ценам они смогут арендовать помещения для своей деятельности, а в придачу получить поддержку в соцсетях и информирование всех гостей комьюнити-центра», — отметил Павел Мельников.
«Нянями для малышей, тренерами, спикерами и комьюнити-менеджерами становятся сами жители кварталов: это помогает им найти интересную работу в шаге от дома», — рассказала, в свою очередь, Анжелика Альшаева.
Этот эффект отметила и Юлия Молчанова: «До 15% респондентов воспринимают «Живи-Клубы» как «работу мечты». То есть наши жители хотят когда-нибудь прийти сюда работать, творить и преподавать. В «Живи-Клубах» сегодня заняты руководители, администраторы, а также свыше 60 профессиональных преподавателей и педагогов в разных сферах, все в качестве самозанятых».
При этом прямой прибыли соседские центры девелоперу не приносят — во всяком случае, пока. «Содержание таких пространств, работа педагогов требует немалых затрат — в основном они идут за счет застройщика. Но у нас уже есть клубы, которые близки к самоокупаемости. Наша стратегическая задача — сделать это направление не дотационным, и в перспективе заняться продвижением идей «Живи-Клубов» далеко за пределами Петербурга», — подчеркнула Юлия Молчанова.