С ростом внутреннего туризма посещаемость общественных пространств Санкт-Петербурга увеличилась по меньшей мере на 30% и фактически достигла доковидных показателей. Однако, как отмечают представители рынка, несмотря на повышенный спрос со стороны горожан, предпринимательской активности в городе становится меньше, как и площадей для новых открытий. О том, что изменилось в креативных кластерах Петербурга, где за последний год открывались новые площадки и с какими проблемами сталкивается бизнес публичных пространств — в материале РБК Петербург.
Единая концепция
В начале года власти Петербурга отчитались, что за последние 5 лет в Петербурге было создано 226 общественных пространств, из которых 72 — только в прошлом году. В 2024 году город намеревался открыть еще 12 таких мест. Кроме того, что количество открытий снизилось, не все из новых мест можно, по мнению представителей рынка, назвать общественными пространствами.
«Мало поставить скамейки — нужно, чтобы посетитель пространства мог интересно провести время. Важно предусмотреть какой-то плейсмейкинг — наполнить место функциями», — отмечает главный архитектор проектов архитектурного бюро MLA+ Алена Барсукова. Гендиректор управляющей компанией пространства Seno Александр Осипов добавляет, что для успешной работы руководителям креативных кластеров необходимо тщательно подбирать арендаторов и постоянно проводить ротацию на основе посещаемости — это позволяет удалять непопулярных резидентов.
«Мало поставить скамейки — нужно наполнить место функциями, чтобы посетитель пространства мог интересно провести время»
О важности тщательного подбора арендаторов говорит и генеральный директор холдинга «Бронка Групп» (реализует общественно-деловой квартал на территории бывшего Прядильно-ниточного комбината имени Кирова) Никита Муров. По его словам, успешный проект требует создания полноценной экосистемы, в которой арендаторы разделяют с инвестором принципы соучастия в развитии рабочего пространства и окружающей территории. Кроме того, по словам сооснователя компании Urban Context Алексея Онацко, для успешного креативного кластера необходима единая концепция.
«Думаю, у поcетителей есть спрос на тематические общественные пространства, которые ставят своей целью не только развлечение гостей и продажи в шоурумах, но и продвижение какой-то единой концепции — к примеру, посвященной локальной моде и ремеслам», — считает эксперт.
Город в городе
Одним из недавних открытий стал проект Hideout. Отель и общественное пространство начали работу на месте бывших казарм императорского морского гвардейского корпуса в этом году. Авторы проекта сделали упор на камерность и историю. Здания казарм были построены еще в XIX веке и признаны памятником истории и культуры регионального значения в самом начале нулевых. Спустя двадцать лет их преобразовали в резиденции для проживания, а на территории квартала создали скандинавский сад, арт-мастерские и функциональные пространства для отдыха. Кроме того, на 2025 год запланировали открытие отеля в самом раннем из сохранившихся строений — особняке Гаскойна, примыкающем к казармам. Статский советник Карл Гаскойн построил его в начале XIX века, но спустя пару лет власти выкупили дом под Морскую типографию.
Несмотря на то, что место расположено вблизи Мариинского театра, квартал скрыт от внимания горожан и туристов. Сейчас в нем работают четыре резидента, включая пекарню, студию йоги и пилатеса, салон красоты и гастробар. Кроме того, 10 резиденций в историческом здании можно арендовать для проживания. Управляющий партнер Hideout Анастасия Баранова подчеркивает, что задача проекта заключается в том, чтобы «создать город в городе» — превратить знаковую территорию в экосистему полного цикла. На текущем этапе спрос на пространства квартала, по ее словам, довольно высокий. Об этом говорят очереди в кафе Aster и полная посадка в ресторане Jam, считает управляющий партнер проекта.
Александр Осипов отмечает, что объекты размещения и общественное пространство вместе дают хорошее сочетание и могут обеспечить высокую посещаемость в совокупности с коворкингами, несетевыми магазинами, гастроконцепциями, а также выставочными и концертными проектами. Эффективность такого тандема подтверждают показатели «Никольских рядов». К примеру, за год посещаемость клуба по игре в мини-гольф в кластере выросла в 1,5-2 раза. По словам директора по маркетингу и связям с общественностью АО «Никольские Ряды» Виктории Красовской, увеличение показателей произошло в том числе за счет роста туристического спроса на две гостиницы в здании Никольских рядов.
Еще один проект этого года — кластер «АТС», открывшийся в здании Некрасовского телефонного узла в апреле. Его площадь составляет 15 тыс. кв. м, из которых в настоящий момент занято около 5 тыс. кв. м. Пока в кластере открыли двери 15 резидентов, в числе которых представители гастрозоны и барного сообщества и коворкинги. В ближайший год в пространстве заработают фитнес-клуб, салоны красоты, рестораны, компьютерный клуб, бары, студия звукозаписи, театральный коворкинг, студии танца, фэшн-зона российских дизайнеров, школа обучения DJ и т.д. — всего ожидается порядка 200 резидентов. По словам инвестора и идеолога порядка Ивана Смирнова, несмотря на неполный запуск, посещаемость оправдала ожидания — как отмечает Смирнов, гости уже сейчас приходят в кластер, оставляют позитивные отзывы и ждут открытия новых пространств.
Драйверы роста
Продолжают развиваться и существующие креативные кластеры. Так, пространство Seno отчиталось о десятикратном росте посещаемости — по словам Александра Осипова, такая динамика обусловлена тем, что большая часть резидентов открылась в новом году, и на их раскрутку потребовалось около 6 месяцев.
Кроме того, по словам Осипова, на посещаемость Seno повлияло создание Сенного бульвара (неофициальное название) — новой улицы, ведущей от двора Гороховой, 49 до ТРК «Пик». Авторы проекта реализовали ее самостоятельно — снесли все препятствия, укрепили стены, посадили деревья. Таким образом, за год горожане привыкли к комфортному пути до улицы Ефимова и обратно, что, в свою очередь, дало положительную динамику пространству.
Основатель BS Art Development Group Александр Басалыгин видит в подобных преобразованиях большой потенциал. По его мнению, дворы, которые сейчас закрыты, в будущем должны стать частью городской экосистемы, чтобы петербуржцы могли сокращать расстояния через них, а предприниматели — открывать на первых этажах преобразованных мест кофейни или мастерские. Такими пространствами, расположенными во дворах городских домов, сейчас управляет его компания. По данным Басалыгина, этим летом посещаемость кластеров «Вавилов Лофт» и «Флигель» выросла на 30-40%. В то же время спрос на «Третий кластер» не изменился. По словам Басалыгина, низкая динамика связана с тем, что там не проводилась ротация арендаторов.
«Дворы, которые сейчас закрыты, в будущем должны стать частью городской экосистемы»
При этом директор по маркетингу «Бертгольд центра» Игорь Уманский отмечает, что посещаемость креативного кластера по сравнению с прошлым годом не изменилась и остается высокой.
Директор по маркетингу культурного квартала «Брусницын» Татьяна Максютенко также фиксирует прирост на 30% год к году. Драйверами роста, по ее словам, стало открытие новых резидентов и насыщенная событийная программа.
Тренд на разгрузку
О том, что спрос на мероприятия, проводимые в кластерах, растет, говорят и другие эксперты. Как отмечает сооснователь общественного пространства «Двор Гостинки» Яков Трахман, за год посещаемость пространства увеличилась на 30% за счет роста спроса на концерты. Александр Басалыгин добавляет, что на посещаемости «Флигеля» положительно отразилось наличие крупной площадки для проведения стендапов. Как добавляет Максютенко, гости, которые приходят на мероприятия, вовлекаются и в другие сценарии, которые предлагает им пространство — в спортивные игры, экскурсии, квесты и т.д. А главное, по словам Александра Осипова, пространство должно вызвать эмоции, чтобы человек вернулся в него еще раз.
«Мы создаем экономику эмоций. У нас не обычные бизнес-центры, а с сервисом завтрашнего дня. Не сетевые рестораны и кафе, а заведения, подающие блюда, которые можно попробовать только в Петербурге. Не просто одежда, а уникальные вещи, которые в других местах не купишь», — рассказывает Осипов. По словам Басалыгина, люди приходят в креативные кластеры за досугом, чтобы не думать о проблемах. Как следствие, в последние годы успешными резидентами пространств стали компании, которые специализируются на психологической помощи и творчестве.
«После ковида и начала СВО во всех крупных площадках появился большой запрос от людей, которые помогают людям с эмоциональной разгрузкой. У нас открывается какое-то безумное количество комнат ярости, школ пения, кабинетов психологов, мастерских с гончарными и различными мелкими ремесленниками», — рассказывает Басалыгин. В кластерах, которыми управляет компания, работает чуть менее 1 тыс. арендаторов, и практически каждый второй-третий арендатор специализируется на творчестве и психологической поддержке.
При этом спросом неизменно продолжают пользоваться заведения общепита. Однако предпринимательская активность, как говорит Басалыгин, снизилась. По его мнению, это произошло из-за того, что рестораны и кафе дорого и сложно содержать — удерживать рентабельность в случае каких-либо негативных изменений в общественно-политической повестке практически нереально, в отличие от комнат ярости и психологических кабинетов.
Проблемы развития
В то же время, несмотря на рост спроса на общественные пространства, темпы их запуска также снизились. Как отмечает Яков Трахман, для реализации успешного проекта нужны мультиформатные пространства, в которых есть как крытые помещения, так и пространства для мероприятий на открытом воздухе. Однако подобных привлекательных локаций, указывает Александр Осипова, в городе осталось немного. Кроме того, стоимость их освоения, согласно его данным, за последние 4 года выросла в 10 раз.
«Креативные пространства — это ответ на разруху. Если есть что-то заброшенное, то всегда первым витком джентрификации может стать креативное пространство — веселое, легкое, с низкими ставками и молодыми стартапами. Я занимаюсь этим больше 12 лет и за это время заброшенной недвижимости стало намного меньше», — говорит Басалыгин. По его словам, с годами количество выбора сокращается и в городе остаются вакантными наиболее сложные объекты — памятники, которые требуют масштабной реконструкции и более крупных вложений. Эксперт полагает, что в будущем креативные кластеры будут открываться на базе дворцов, исторических дач и т.д.
«Креативные пространства — это ответ на разруху»
«В этом смысле, нам очень повезло, что реставрация зданий будущего Seno началась 15 лет назад. Сейчас невозможно было бы все это реализовать даже крупной структуре», — говорит Осипов. При этом госкомпании и городские власти, напротив, по словам Басалыгина, заинтересовались созданием общественных пространств.
Как отмечает Алена Барсукова, в городе стало появляться больше благоустроенных набережных, обращенных к воде. К примеру — набережная Карповки и у «Лахта Центра», проект благоустройства Суздальских озер. Однако, по мнению эксперта, пока что набережные не связаны между собой, и многим из них недостает природности. Инициативы властей по-прежнему закрывают не все потребности города, считает эксперт.
«Основой для креативных пространств остаются частные инвестиции»
«В Петербурге, на мой взгляд, городом делается пока не очень много — вероятно, средства уходят на какие-то более первостепенные вещи», — говорит Барсукова. Несмотря на возросший интерес властей к благоустройству, основой для креативных пространств остаются частные инвестиции.