От первого лица , Санкт-Петербург и область ,  
0 

От «обязаловки» к концептуальному проекту: эволюция школы от застройщика

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Генеральный директор девелопера Arsenal Арсений Лаптев — о том, что должна включать современная школа и почему девелоперу выгодно инвестировать в такие объекты

С 2021 года петербургские девелоперы не могут получить разрешение на строительство без прохождения Градостроительной комиссии, которая определяет, в частности, какой объем социальной инфраструктуры должен построить девелопер. Впрочем, практика выдачи разрешений «в обмен» на обязательство по строительству школ и садиков существовала и раньше, и девелоперы успели превратить ее из дополнительной нагрузки в конкурентное преимущество. О том, как это происходило и как выглядит современная школа от застройщика, — в интервью РБК Петербург рассказал генеральный директор группы компаний Arsenal Арсений Лаптев.

Смена парадигмы

— Город собирается уже к началу следующего года закрыть дефицит социальных объектов. Как вы оцениваете роль девелоперов в этом достижении?

— Город в целом со своей задачей справился, и роль девелоперов здесь, безусловно, достаточно весомая.

Можно ли говорить о том, что застройщики превратили обязательства по возведению социальной инфраструктуры в преимущества новых проектов? Как это произошло?

Когда эту систему только вводили, она воспринималась как дополнительная нагрузка на конечных потребителей — по сути, именно конечные потребители покупают готовую инфраструктуру. Первые школы строились как «обязаловка». «Коллегам не повезло» — так это в то время воспринималось. Зачастую те, кто получал большой набор обязательств, исполняли их спустя рукава: клали дешевую плитку, делали простые фасады и благоустройство. С развитием конкуренции рынка появилось понимание, что школа и садик — это устойчивый предмет притяжения. Покупателю важно, где будут учиться его дети. Соответственно, это может быть таким же преимуществом, как отделка, фасады, благоустройство и прочее. Профильные и специализированные школы с уникальными архитектурными решениями и качественным благоустройством — все это становится стимулом к покупке жилья рядом с таким учебным учреждением.

— Сколько сегодня в среднем стоит возведение типовой школы и детского сада? Как изменилась эта цифра за последние годы?

— Сейчас стоимость создания одного учебного места уже приблизилась, если даже не перевалила за 3 млн руб. Для сравнения: еще 5 лет назад в бюджет строительства закладывали 1 млн руб. за одно учебное место для школы и 1,1 млн руб. для садика, при этом индексация составляла примерно 7% в год, с расчетами было проще. Сегодня стоимость работ меняется очень динамично, и погрешность в цене может составлять до 30% в год.

Стоимость создания одного учебного места уже приблизилась, если даже не перевалила за 3 млн руб. Для сравнения: еще 5 лет назад в бюджет строительства закладывали 1 млн руб. за одно учебное место для школы и 1,1 млн руб. для садика

— А если речь идет об уникальном объекте, насколько это удорожает строительство?

—По нашему опыту, который включает не один реализованный проект, это может быть от 15 до 50%. Это зависит от того, что в этот объект интегрировано — просто необычное фасадное решение или целая концепция с привлечением титулованных вузов, классных специалистов для подготовки преподавателей, дополнительным оснащением, компьютерными классами и т. д.

Концептуальный подход

— Как создается концепт для уникальных образовательных учреждений?

— Расскажу на примере ИТ-школы, которую мы строим в Приморском районе Петербурга. Мы выбирали концепцию, понимая, что в стране сейчас дефицит таких кадров и этот дефицит напрямую связан с системой образования. Потому что тяжело найти как квалифицированных ИТ-специалистов, так и тех, кто, будучи сам специалистом высокого класса, захочет заниматься преподаванием. Это общая проблема и для школ, и для вузов. Отчасти она упирается в деньги, и это тот случай, когда коллаборация с девелопером может выступать одним из решений.

Основная задача ИТ-школы — познакомить детей с профессиями будущего и обучить технологическим специальностям на начальном, базовом и углубленном уровнях. С таким бэкграундом детям будет проще определиться с выбором профессии в будущем.

— Кто выступил партнером при разработке концепции?

— Над этим проектом мы работаем совместно с университетом ИТМО. Университет готовит образовательные программы, участвует в проектировании, в разработке дизайна помещений. Мы как строители можем построить качественное здание, сделать современный ремонт, привлечь дизайнеров. Но для того, чтобы проект отвечал всем тонкостям образовательного процесса, нужны люди, которые этим живут каждый день.

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

— Как специалисты ИТМО участвуют в проектировании?

— ИТМО работает совместно с нашими архитекторами, дизайнерами. Они могут нам сказать, например, что нужно расширить классы, поменять интерьер. Где-то мы идем навстречу, прислушиваемся к замечаниям и рекомендациям — работа идет непрерывно, мы постоянно встречаемся на совещаниях.

— Как набирать преподавателей в такую школу, ведь стены еще не все для успешного проекта в сфере образования?

— Преподавателей для школы готовят ИТМО и РГПУ им. Герцена. Программу подготовки учителей разработал ИТМО. В основе — передача опыта от экспертов университета в организации исследовательской работы со школьниками, подготовке к олимпиадам, обучении информатике с учетом быстроменяющихся технологий и требований в этой области.

У РГПУ им. Герцена существует специальная программа «Школа под ключ», когда они готовят учителей под конкретную школу, закрывая вопрос с комплектацией преподавательского состава.

У РГПУ им. Герцена существует специальная программа «Школа под ключ», когда они готовят учителей под конкретную школу, закрывая вопрос с комплектацией преподавательского состава

— Насколько сложно будет попасть в эту школу? Есть ли уже предварительные данные о конкурсе?

— Школа будет общеобразовательной, государственной. Соответственно, приоритет всегда будет отдаваться жителям близлежащих домов. Появление такого учебного заведения позволит снизить накал страстей в знаковых городских учебных заведениях, где система приема порождает конфликты: с одной стороны, родители стремятся добиться приема не по территориальному принципу, а с другой — ребенка из соседнего дома «выдавливают» из школы. Чем больше сильных учебных заведений будет появляться, тем лучше будет для всех: учеников, родителей, преподавателей и города.

— Как будет построено обучение?

— В основе концепции сквозное преподавание информационных технологий, цифровой подход к обучению и формирование «мягких» навыков. Ученики смогут получить первый опыт погружения в ИТ-среду. Помимо основной программы, образование в школе будет направлено на олимпиадную подготовку, реальную проектную и исследовательскую работу, а также на формирование навыков программирования и работы с цифровыми инструментами и нейросетями.

— Когда запланировано открытие школы? Сколько учеников она сможет принять?

— Открытие запланировано на 1 сентября 2025 года. Школа рассчитана на 1100 мест.

— Если говорить о современных школах в сравнении со школами предыдущих поколений, что их в целом отличает?

— Прежде всего, это подход. Мы видим уже много девелоперов, которые пошли по нашему пути с точки зрения разработки коллабораций с вузами. Еще 5 лет назад было достаточно сделать «коробочку посимпатичнее» и закатать стенды белой краской, вместо того чтобы привлечь дизайнера. Сейчас школа — это уже полноценный продукт, имеющий свою концепцию и идеологию, люди на старте понимают, как эта школа будет функционировать, чем будет отличаться, кто будет там преподавать, какой там будет директор, какие подходы к обучению и т. д. И такой подход будет масштабироваться.

Еще 5 лет назад было достаточно сделать «коробочку посимпатичнее» и закатать стенды белой краской, вместо того чтобы привлечь дизайнера. Сейчас школа — это уже полноценный продукт, имеющий свою концепцию и идеологию

Пути развития

— Какие еще новшества могут появиться в школах в будущем? И есть ли какие-то факторы, которые пока препятствуют этому?

— Новшества могут появиться с точки зрения пересмотра объемно-планировочных решений — например, иная нарезка рекреаций. Уже сейчас это так или иначе интегрируется — предусматривается зонирование помещений, переформатирование классов и т. д. Мы уже понимаем, как делать современный актовый зал, спортивное ядро. Оглядываясь на наши проекты, которые мы делали, например, с РГПУ им. Герцена, я вижу, что могло бы быть сделано лучше уже сегодня. И если завтра мы пойдем делать новую школу, я знаю, что можно будет улучшить.

— И что бы вы изменили или улучшили?

— Те же планировочные решения, благоустройство территории. Например, всегда находятся родители, которые привозят детей на машинах, бывает, что утром внутриквартальные проезды переполнены, все друг другу сигналят. Можно было бы спроектировать у школы уширение дороги, подъездной карман, как для высадки пассажиров в аэропорту, чтобы родители могли спокойно подвезти и высадить детей у учебного заведения, не создавая помех движению. Но в текущем проекте это уже невозможно с учетом действующих норм по озеленению.

— То есть ключевые направления развития лежат в области дальнейшей коллаборации с вузами и совершенствовании планировочных решений. Есть ли еще какие-то инновации, которые пока не реализованы в Петербурге?

— Актуальной видится также история развития частного образования в связке с девелоперами. Демография не линейна, она колеблется по синусоиде. Мы помним демографическую яму 90-х, затем — рост рождаемости, затем — очередной кризис, ковид и т. д. Сейчас Петербург подходит к закрытию дефицита социальной инфраструктуры. В какой-то момент город может столкнуться с профицитом мест в школах и детских садах, а это дополнительная нагрузка на бюджет. И с этой точки зрения хотелось бы, чтобы активнее развивалась практика частных школ — хотя бы в центральных районах.

Экономика такого бизнес-проекта, как правило, настолько тяжелая, что у образовательного учреждения нет возможности построить здание для собственных нужд. Когда речь идет о центре города, где, как правило, более всего востребованы частные школы, вопрос с помещением стоит еще острее. Если застройщик берет эту функцию на себя, привлекая к проекту негосударственную школу или образовательный проект, это может быть перспективной коллаборацией.

— Есть ли уже примеры подобных коллабораций?

— В Москве такие кейсы уже есть, но у них другое отношение к решению стратегических вопросов и, в частности, к социальной нагрузке. У нас таких примеров пока нет. Если в квартале и появляется частная школа, она живет сама по себе и со строительным блоком никаким образом не связана.

Скачать Содержание
Закрыть