Экспертиза , Санкт-Петербург и область ,  
0 

«Возможно, через 5-10 лет мы вернемся к небольшим школам»

Фото: Роман Киташов/РБК Петербург
Фото: Роман Киташов/РБК Петербург
Директор по внешним связям «Самолет Страна» Яна Грозовская — об инфраструктуре от девелоперов и последствиях укрупнения школ в районах новой застройки

«На сегодняшний момент мы заложники дефицита социальной инфраструктуры, который сложился и за счет естественного прироста населения, и за счет миграции — Ленобласть сейчас один из самых развитых регионов, в том числе из-за близости к Петербургу. Люди переезжают, потому что здесь есть работа, природа и культурные достопримечательности. В результате школы еще не введены, а классы по спискам уже переполнены.

И реальность сейчас такова, что в связи с потребностями в социальных объектах начали появляться «школы-монстры». У нас, если говорить по Ленобласти, запланированы школы на и 1200 мест, и 1375 мест. В Василеостровском районе, где мы являемся держателем концессии, также строится школа на 1375 мест. Раньше школы на 550, 825 мест уже считались большими. А в основном, например, по Красносельскому району, стандартный размер — 220, 400 мест.

Это связано и с нехваткой земельных ресурсов — заканчиваются пятна под застройку, и с тем, что в сфере образования не хватает работников. В каждой школе нужны директор, учителя, административные работники. Набрать такое количество персонала в несколько школ сложнее, чем в одну, хоть и большую. Мы же как девелопер ограничены земельным участком, на который должны «посадить» школу, с одной стороны, и нормативами, с другой стороны. В плотно застроенных районах у нас нет ресурса, чтобы построить две школы вместо одной большой. Город идет навстречу девелоперам и разрешает строить комбинаты, объединяющие в одном здании школу и детский садик. И в результате, если раньше мы имели небольшие школы и детские сады, то сейчас это просто монстры.

Возникает вопрос: как ими управлять? Я на одном из совещаний столкнулась с проблематикой управления большими школами, где есть параллели «е», «ж» и «з». Я думаю, что только лет через 5-10 эксплуатации у нас будет обратная связь от директоров, которые не сойдут с ума. Возможно, тогда мы вернемся к небольшим школам.

С другой стороны, у больших школ есть свои достоинства. Когда я училась на Васильевском острове, у нас был один актовый зал, он же спортивный. Недавно мы открывали школу на 825 мест в Усть-Славянке — там два бассейна, полноценные спортивные площадки. Не все частные школы могут похвастаться таким наполнением и тем более такой территорией, потому что это очень дорого. А сегодня бюджетные учебные заведения получают такое оснащение.

Говоря в целом о строительстве инфраструктуры для новых жилых районов, мы как девелоперы хотели бы большего баланса. У государства есть меры поддержки в плане «социалки», есть адресная инвестиционная программа, и мы могли бы смещаться в сторону транспортной инфраструктуры. Потому что строительство дорог сегодня запаздывает. Например, в Новосаратовке, где строим и школу, и садик, мы упираемся именно в дороги. В локации идет интенсивный прирост населения, и той же школе нужны полноценные дороги и развязки, чтобы функционировать.

Да, застройщик должен вносить свою лепту в социальную жизнь региона, но дальше от государственных органов требуется гибкость — возможно, в отдельно взятом проекте рациональнее будет обязать девелопера строить дороги, а не школу. И мы, когда прирост школ догонит демографию, готовы сместить фокус в другую сторону и не отказываемся участвовать в развитии региона по принципу «демография упала, всем спасибо, мы уходим».

Тем более что спрос на жилье, по нашим данным, только возрастает. Когда все говорят о падении покупательской активности населения, нельзя забывать, что Петербург — город федерального значения, который был и остается точкой притяжения, как и прилегающая к нему Ленобласть».

Рыночный расклад Спрос на все готовое
Содержание
Закрыть