«Социальная инфраструктура сегодня — это одно из ключевых преимуществ жилого комплекса. При выборе квартиры покупатели, в первую очередь, смотрят локацию — что в ней уже есть. Некоторые даже снимают жилье в понравившемся районе, чтобы пожить и посмотреть, насколько комфортно будет детям, какие есть садики и школы. И прожив год в этом районе, уже принимают решение, готовы ли они купить квартиру для проживания семьи именно в этой локации.
Соответственно требования к строительству возрастают. Дети становятся все более развитые, программы усложняются. Застройщик пытается найти более интересные решения по социальным объектам, например, в них создаются научные лаборатории, метеостанции и так далее, чтобы социальный объект выделялся на фоне застройки, и родители выбирали именно его для своих детей.
Также уделяется внимание более качественному и разнообразному благоустройству школ — баскетбольные, футбольные, волейбольные поля, площадки для разного возраста. Причем эти требования предъявляются и к большим школам, и к маленьким. Например, у нас в рамках реализации «Аквилон Zalive» на намыве Васильевского острова строится школа на 400 мест: в ней должно быть два бассейна, и на земельном участке необходимо все это предусмотреть.
Растут требования и к материалам. Так, где раньше использовался алюминий, сейчас — нержавеющая сталь. В текущей экономической ситуации это приводит к сложностям: возрастает стоимость строительства, с рынка уходят отдельные поставщики, нужно искать аналоги по характеристикам, соответствующим данному объекту, в сжатые сроки.
В исторических районах плотной застройки, где земли нет, проблему нехватки соцобъектов приходится решать переоборудованием встроенных помещений, капремонтами с увеличением емкости объектов. Это тоже достаточно тяжело. А потребность там тоже высока — если взять, например, окраину исторического центра, там есть семейные районы, где пожилых людей не так много, и доминируют семьи с двумя-тремя детьми.
Один из инструментов, облегчающих девелоперам бремя социальной нагрузки, это соглашение о совместной реализации социальных проектов. Если в одной локации строят, предположим, два девелопера, они могут заключить соглашение в объемах, соответствующих социальной нагрузке каждого из них. Один из девелоперов берет на себя ответственность по строительству, а второй, в свою очередь, софинансирует строительство объекта пропорционально доле своих мест.
Говоря об отдаленном будущем, я не разделяю прогнозы относительно профицита мест в школах и садиках. Да, дети растут, новые школы открываются, возможно, будет баланс, но скорее всего, ненадолго. Потому что с ростом населения, к которому правительство стремится, в любом случае будет нехватка. Мы плотно взаимодействуем и с районными администрациями, и с комитетом образования, и я еще не слышала информацию о том, что социальных объектов хватает и намечается профицит. Но даже если это произойдет, возможно участие застройщиков в развитии улично-дорожной сети, и смещение акцента, например, на амбулатории и поликлиники».