Тенденции , Санкт-Петербург и область ,  
0 

«Эпоха бурного роста»: как Карелия готовится к рекордному турпотоку

Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург
Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург
Как решать проблемы ускоренного развития территорий — обсудили эксперты туротрасли и представители власти

В 2023 году Карелию посетили 1,6 млн туристов. Это на 8% выше показателя 2022 года и в два раза больше, чем в 2018 году. Как рассказал в ходе круглого стало министр экономического развития Республики Олег Ермолаев, такие показатели — не предел, регион только «вступает в эпоху бурного роста» и, по словам представителей бизнеса, параллельно решает ряд проблем, связанных с нехваткой рабочих сил, инфраструктуры и транспорта.

Позитивный прогноз

В I квартале текущего года, несмотря на морозную зиму, туристический поток Карелии продолжил расти. Как следует из отчета Росстата, за первые три месяца в республику было совершено 145,2 тыс. поездок, между тем как в прошлом году этот показатель не превышал 145 тыс. Более того, по словам министра экономического развития Республики Олега Ермолаева, этим летом количество поездок в Карелию увеличится по сравнению с прошлым годом. «На турпоток в Карелию сильно влияет погода. В прошлом году лето было прохладным, дождливым, затем последовала холодная зима. Но это лето обещает быть жарким. Я уверен, что мы продолжим расти по туристическому потоку», — отметил он.

Олег Ермолаев, министерство экономического развития Карелии
Олег Ермолаев, министерство экономического развития Карелии (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Ранее позитивным прогнозом поделился глава Республики Артур Парфенчиков: к 2027 году турпоток в регионе должен достичь показателя 3 млн поездок за счет реализации 59 проектов, которые сейчас находятся в разной степени готовности, отмечал он.

Недоступные точки

Стремительный рост показателей требует от властей и бизнеса быстрого реагирования, поэтому львиную долю времени и инвестиций регион тратит на поиск новых решений для «сглаживания» сезонного фактора, разработки новых маршрутов и устранение возникающих проблем.

«Нужно рассказывать и предлагать туристам не только те маршруты, которые они уже изучили и полюбили, но и точки, которые ранее были недоступны. Например, Онежские петроглифы — объекты ЮНЕСКО, но при этом в год их посещает 4 тыс. человек, потому что туда просто не добраться», — рассказывает Олег Ермолаев. По его словам, в развитие инфраструктуры на объекте будет вложено порядка 1,5 млрд руб. федеральных средств. По его прогнозу, после того как концепция развития петроглифов будет реализована, «за 3-4 года 4 тыс. туристов превратятся в 400 тыс.».

Еще один пример — Беломорские петроглифы, посещаемость которых составляет 12 тыс. туристов в год. По данным Ермолаева, в инфраструктуру этого объекта уже вложено порядка 1 млрд руб. В этом году обустройство территории завершается, что также привлечет дополнительный турпоток.

«Мы хотим развивать север Карелии: 38% территорий Республики находится в арктической зоне, поэтому для нас немаловажно развить эти шесть арктических районов и перенаправить в них туристов. Также хочется привлечь внимание гостей к восточной стороне Карелии», — рассказывает генеральный директор АО «Корпорация развития Республики Карелия» Елена Климчук. Кроме того, по ее мнению, недооценен район Белого моря, в котором добывают водоросли. Эксперт полагает, что такой ресурс можно было активно использовать в сфере туризма для развития спа-направления.

 Елена Климчук, АО «Корпорация развития Республики Карелия»
Елена Климчук, АО «Корпорация развития Республики Карелия» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Новые методы

Пока идеи о развитии новых территорий находятся на стадии осмысления, в Корпорации ищут новые способы привлечения инвестиций. Как утверждает Климчук, компания разработала комплексный подход подбора участков для инвесторов. Перед тем, как предложить участок, производится выезд на место и анализ потенциала площадки. Затем предполагаемые концепции обсуждаются с местной администрацией и только после этого участок предлагают инвестору.

«Задача нового подхода состоит в том, чтобы не просто показать участок, но и визуализировать проект для инвестора — рассказать, что и как на конкретной площади можно сделать. Я думаю, что такой подход приведет к большему количеству реализованных проектов», — добавляет эксперт.

Новые стратегии разрабатывают и представители бизнеса. По словам коммерческого директора УК сети отелей «Точка на карте», парк-отеля «Дача Винтера» и курорта «Игора» Елены Махровой, в условиях межсезонья перед отельерами особенно остро стоит задача заинтересовать гостя. Для этого в объектах компании запускают различные форматы — начиная от двойных накоплений в программе лояльности, бесплатного размещения детей до 12 лет, проживающих с родителями в номерах категории «Студия», и заканчивая организацией ужинов в яблоневых садах на территории исторической усадьбы.

Елена Махрова, УК сети отелей «Точка на карте», парк-отеля «Дача Винтера» и курорта «Игора»
Елена Махрова, УК сети отелей «Точка на карте», парк-отеля «Дача Винтера» и курорта «Игора» (Фото: пресс-служба)

Привлечь местных жителей

Основатель агентства по маркетингу и рекламе park.ideas Антон Донцов тем временем отмечает, что бизнесу стоит обратить внимание не только на приезжающих в регион туристов, но и на самих местных жителей. Эксперт полагает, что население Карелии больше туристов может быть заинтересовано в посещении и продвижении новых мест.

«Мы сейчас много говорим о том, как привлечь кого-то извне, но что насчет самих жителей? Думаю, местному населению стоит просто показать, куда идти, и люди пойдут, потому что им это интересно — культивировать и развивать то место, жителями которого они являются», — считает Донцов.

Антон Донцов, park.ideas
Антон Донцов, park.ideas (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Местные жители — важный элемент индустрии гостеприимства в регионе. «Мы видим, что и наши жители активно принимают участие в развитии туризма и перестраивают свою деятельность. Сейчас начали строить гостевые дома, а когда не хватало водного транспорта для посещения Валаама или Ладожских шхер, наши предприниматели при поддержке Минэкономразвития начали принимать меры. И, если три года назад в Сортавальском районе было около 300 маломерных судов, то сегодня уже более 3 тыс.», — рассказал заместитель генерального директора гостинично-туристического комплекса «Ладожская Усадьба» Леонид Гулевич.

Леонид Гулевич, «Ладожская Усадьба»
Леонид Гулевич, «Ладожская Усадьба» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Такая синергия позволяет не только продвигать уже имеющиеся места размещения и направления туризма, но и развивать новые, продвигая регион в целом. «Для новых судов были предусмотрены причалы, а на самой территории создан банный комплекс и конференц-залы для корпоративных заездов», — приводит пример коммерческий директор загородного комплекса «Ладожская Усадьба» Мария Колосницина.

Мария Колосницина, «Ладожская Усадьба»
Мария Колосницина, «Ладожская Усадьба» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Сейчас в Сортавальском районе предпринимаются все возможные меры для того, чтобы турпоток в регионе в дальнейшем увеличивался. По словам Гулевича, этому будет способствовать и создание в районе Ассоциации туроператоров, в которую войдет как крупный, так и малый бизнес.

Развитие с преодолением

Однако наряду с шагами развития в регионе есть ряд проблем. В их числе по-прежнему нехватка рабочих кадров. Так, по словам, Леонида Гулевича, на сегодняшний день в Сортавальском районе уровень безработицы составляет 0,5%.

При этом, как отмечает управляющий ландшафтным отелем Rantala Иван Ефимов, эта проблема следует не только из невысокой плотности населения, но также из-за транспортной недоступности — регулярного межмуниципального автобусного сообщения между поселками, расположенными в северной части Сортавальского района и прилегающей к ней части Питкярантского района, фактически нет. Из-за этого люди лишены возможности добраться на работу, что влияет на возможности трудоустройства, а туристы — добраться до местных достопримечательностей на общественном транспорте, отмечает эксперт.

Иван Ефимов, отель Rantala
Иван Ефимов, отель Rantala (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Как добавляет Леонид Гулевич, помимо нехватки рабочих рук, проблемным моментом в Сортавальском районе также остается отсутствие газа, что оказывает негативное влияние на экономику проектов.

Дополнительным осложнением для бизнеса, по словам Ивана Ефимова, стало небольшое количество банкоматов и перебои с мобильной связью. Заместитель генерального директора парк-отеля «Дача Винтера» Виктория Вохмина подтверждает — гости испытывают трудности с перемещением по региону на общественном транспорте или такси. «Когда гость, выезжая с территории отеля, не может найти машину нужного уровня, это бьет по восприятию региона», — говорит Виктория Вохмина. Однако в отеле снимают эти возражения, стараясь заранее учесть пожелания гостя и заказать трансфер, соответствующий ожиданиям.

В 2023 году Карелия привлекла рекордный объем инвестиций в размере более 107 млрд руб., отмечает Олег Ермолаев. Эксперты уверены, что такими темпами регион обеспечит необходимую инфраструктуру и достигнет заданной планки по туристическому потоку.

«Я вижу тенденцию, что с каждым годом в Карелию приезжает все больше и больше туристов» — резюмирует Ефимов.

В поисках массового туриста

Несмотря на приток значимого объема инвестиций в регион, существенной конкуренции между игроками рынка нет, считает управляющий партнер ландшафтной студии L.Buro Валерий Федотов. По его мнению, получив первичные инвестиции, регион рискует пойти по «понятному» пути, который вряд ли будет серьезно масштабироваться и привлекать массового туриста. В пример эксперт привел активный вид так называемого трекингового туризма.

«Треккинг — это туристический бизнес, подразумевающий организацию активного отдыха. Этот сектор растет, несмотря на все особенности текущей экономики, потому что люди хотят активного отдыха. Сейчас трекинговый бизнес по количеству туристов в Европе превысил количество туристов в статическом туристическом рынке, то есть вся Европа пронизана трекинговым маршрутом», — констатирует Валерий Федотов.

Валерий Федотов, L.Buro
Валерий Федотов, L.Buro (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

По его словам, для массового туриста запрос на активное времяпровождение в Карелии будет наиболее востребованным. Специфические особенности региона позволяют создать уникальный продукт, который при этом подойдет для многих потребителей, уверен эксперт.

Суровый гастротуризм

Не менее перспективным эксперты считают гастрономический туризм. По мнению продюсера проекта Taste Project Эдуарда Федорова, разнообразная кухня – то, за чем стоит приехать в Карелию. Эксперт уверен, что на легенды и мифы, которыми богат регион, стоит делать основную ставку при развитии гастротуризма.

«Возьмем, к примеру, калитку — национальное и наиболее популярное блюдо в регионе. Мне кажется, все очень стараются делать их с вареньем, еще с чем-то. Но по рецепту XVIII века их делали исключительно из ржаной муки с разваренной перловой кашей. В неурожайные годы в муку добавляли подкорный слой берез, сосны, ели — для увеличения объема. К тому же хвойные восполняли дефицит витаминов. И в этом проявляются некие, уже привычные в других регионах, моменты драматургии — надрыва русского духа, надлома, через который мы хотим пройти, чтобы быть сопричастными к этому месту. Конечно, я забуду про эти детали, когда выйду из-за стола, но из заведения я вынесу эмоцию», — считает Федоров.

Эдуард Федоров, Taste Project
Эдуард Федоров, Taste Project (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

По его словам, рестораторы, которые делали акцент на высокой карельской кухне, забыли свойственный ей аскетизм, последовав за модными тенденциями Москвы и Петербурга. В пример эксперт приводит Сибирский регион, кухня которого схожа с карельской. По словам Эдуарда Федорова, сибирские рестораторы сумели не только раскрыть гастрономическую концепцию с элементами фольклора, но и привлечь к ней внимание туристов со всей страны и инвестиции местного правительства.

Планы на будущее

Пока в планах руководства Карелии — завершение ряда крупных проектов. По информации Елены Климчук, традиционно ожидается открытие глэмпингов. Кроме того, на декабрь этого года придется запуск крупного проекта — визит-центра музея «Беломорские петроглифы». По словам Олега Ермолаева, в прошлом году в Карелии было открыто около 2 тыс. новых объектов размещения. В этом году ожидается 1,5 тыс. новых объектов.

Также сейчас в регионе практически отсутствует придорожная инфраструктура, поэтому в Корпорации продумывают варианты создания мест, где которых путешественники могли бы остановиться и отдохнуть.

«В Карелии нам не хватает придорожного сервиса. При этом у нас есть площадки для этих точек, сейчас мы будем подготавливать инвестпредложения по ним», — рассказал гендиректор Корпорации. На следующий год, по данным Елены Климчук, в Петрозаводске заработают две крупные трехзвездочные гостиницы. Среди ближайших открытий, запланированных на этот летний сезон, — оборудованная пляжная зона в Сортавальском районе республики.

Тенденции «Золотое время для промышленности»: почему и на что растут производства
Содержание
Закрыть