Экспертиза , Санкт-Петербург и область ,  
0 

«Основные приоритеты — метро, мосты и тактовое движение электричек»

Валентин Енокаев: «Основные приоритеты – метро, мосты и тактовое движение»
Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Председатель Комитета по транспорту Санкт-Петербурга Валентин Енокаев — о развитии разных видов общественного транспорта и приоритетных задачах для города в транспортной сфере

Комитет по транспорту помимо текущих обязанностей по обеспечению работы общественного транспорта Петербурга отвечает за разработку стратегии развития городского транспорта и, соответственно, формулирует предложения по реализации стратегически важных транспортных проектов, основанных на специальных исследованиях и расчетах пассажирских и транспортных потоков. В интервью РБК Петербург председатель Комитета по транспорту Валентин Енокаев рассказал о приоритетных и перспективных направлениях развития городского общественного транспорта в Санкт-Петербурге.

Метро и мосты

— Какие приоритетные направления развития транспорта и транспортной инфраструктуры города вы бы выделили сегодня?

— Главный приоритет — это метро. И сейчас, и в будущем. У нас в городе уровень автомобилизации очень высокий, поэтому необходимо давать качественное предложение общественным транспортом — чтобы пассажиры с желанием пересаживались с личного транспорта на общественный. Это наша цель. И, конечно, развитие метрополитена—главный инфраструктурный приоритет.

— В Пулково тоже будете проводить метро? Президент поручил к 15 июня проработать вопрос скоростной транспортной связи города с аэропортом. Он не настаивает на метро — в поручении говорится «в том числе путем продления линий метрополитена». А вы как считаете?

— Прорабатываются три варианта. С точки зрения удобства, метро, конечно, выигрывает, тут споров нет. Метрополитен обеспечивает прогнозируемое время прибытия. Это, наверное, самое важное для транспорта в аэропорт, поэтому люди, очевидно, предпочтут этот вид транспорта. Но аэропорт на сегодняшний день генерирует не такой большой трафик, как, например, жилые массивы, где люди ездят каждый день. К тому же прилеты и вылеты самолетов распределены в течение дня, то есть это в основном межпиковый период. Таким образом, мы понимаем, что пассажиропоток на станции в аэропорту не будет все время большим. С одной стороны, это минус для рентабельности такого вида транспорта, но с другой — метро не будет забито битком, особенно в промежутках между часами пик в городе.

Второй вариант — железнодорожная связь с Балтийским вокзалом, которая предусмотрена Концепцией развития железнодорожного узла. Рассматриваются два варианта. Первый — ответвление от Балтийской железной дороги в районе станции Лигово со строительством тоннеля под взлетно-посадочными полосами и далее соединение с железной дорогой на Гатчину. Второй — строительство ответвления от дороги на Гатчину с севера, от станции Шоссейная. Вариант с тоннелем очень дорогой, сравним с метро, но без тоннеля это будет тупиковая ветка и экономически такой вариант достаточно спорный.

Третий вариант — трамвайная связь, например, ЛРТ до метро Купчино. Но пассажирам предпочтительна скоростная связь с Пулково, а трамвай движется с остановками, так что вариант с трамвайной линией менее комфортный в данном случае.

— Какие еще приоритеты, кроме метро?

— Вторым по приоритетности инфраструктурным направлением является строительство транспортных связей берегов Невы и ее притоков — это мосты. Тут есть два важнейших проекта. Один — это мост на трассе широтной магистрали скоростного движения (ШМСД), она необходима для развития сети городских скоростных магистралей. Второй проект — Большой Смоленский мост. Его ценность не только в том, что он создаст необходимую городу переправу на самом длинном участке Невы без мостов, но также в том, что позволит создать еще одну сквозную транспортную связь западных и северо-восточных районов города.

Новая широтная магистраль от проспекта Стачек до проспекта Энергетиков, на пути которой будет построен Большой Смоленский мост, пройдет по маршруту: пр. Энергетиков — Союзный пр. — улица Коллонтай — Большой Смоленский мост — Большой Смоленский проспект — улица Салова — Благодатная улица — ЗСД – ул. Васи Алексеева. По этой трассе будут ездить трамвайные и автобусные маршруты, которые соединят пять линий метро — это будет полноценная городская транспортная магистраль. Сейчас на этом маршруте, помимо реки Невы есть разрывы — между Большим Смоленским проспектом и улицей Салова и между Благодатной ул. и ул. Васи Алексеева. Здесь, вероятно, нужно будет построить путепровод через Московскую железную дорогу в районе станции «5 км» и два путепровода через ж.-д. линии в районе ж.-д. станций Благодатная и Нарвская. По нашим расчетам, эта трасса будет пользоваться неплохим спросом у горожан (подробнее здесь).

По этой трассе будут ездить трамвайные и автобусные маршруты, которые соединят пять линий метро — это будет полноценная городская транспортная магистраль.

Развитие железнодорожного транспорта

— А приоритеты на железнодорожном транспорте есть?

— Да, в первую очередь — это развитие сети пригородных электричек в тактовом режиме, с интервалами, близким к метро. То есть, интервал настолько маленький, что пассажиру не нужно подстраиваться под расписание. Он приезжает в любое время и ждет максимум 10 -15 минут.

Мы хотим еще больше сократить интервальность — чтобы было совсем удобно ездить. По некоторым направлениям у нас есть ограничения из-за нехватки путепроводов. Мы над этим работаем. Например, в Пушкине проблема решится, когда будет построена южно-широтная автомобильная магистраль, она запланирована в Генплане.

Сейчас тактовое движение осуществляется на трех направлениях: от Витебского вокзала до Павловска, от Балтийского вокзала до Ораниенбаума и от Балтийского вокзала до Красного Села. Мы видим, что есть востребованность такого предложения, и она растет.

— Можете привести цифры?

— В 2023 году по всем трем направлениям тактового движения перевезено порядка 22 млн человек — на 14% больше, чем за аналогичный период 2022 года. Общий рост количества перевезенных пассажиров пригородным ж/д транспортом по Санкт-Петербургу составил 11,3%. По итогам 1 квартала 2024 года прирост пассажиропотока по маршруту Петербург — Павловск составил 9,3%, а в направлении Ораниенбаума и Красного Села превысил 16% по каждому маршруту.

— Какие еще направления рассматриваются для введения тактового движения?

— В ближайшей перспективе запустим «такт» в направлении Санкт-Петербург — Мельничный Ручей. Сейчас также в проработке линия на Сестрорецк, но там есть нюанс — на некоторых участках железная дорога там однопутная. Надо расписание составить так, чтобы тактовое движение работало качественно. В планах РЖД есть еще строительство вторых путей на этих участках.

В ближайшей перспективе запустим «такт» в направлении Санкт-Петербург — Мельничный Ручей. Сейчас также в проработке линия на Сестрорецк, но там есть нюанс — на некоторых участках железная дорога там однопутная.

— А запланированный в Концепции подземный железнодорожный тоннель между Балтийским и Финляндским вокзалами насколько актуален?

— Он важен для создания железнодорожного кольца для городских электричек — подобного Московскому центральному кольцу (МЦК). Наши расчеты подтвердили целесообразность создания такого кольца на основе существующих железнодорожных путей от Финляндского вокзала через Ладожский вокзал и к Балтийскому вокзалу.

Сейчас этому проекту мешает не столько стоимость тоннеля (он будет не дороже тоннеля метро), сколько грузовое движение по тем же путям в центре города. Поэтому сначала надо построить Северо-Восточный грузовой обход Петербурга. Он запланирован Концепцией развития Санкт-Петербургского железнодорожного узла, разрабатывается его проект. (подробнее о проекте здесь).

Водный, умный, водородный

— Как развивается направление, связанное с водным транспортом?

— В Петербурге водный транспорт несет преимущественно туристическую функцию, а не транспортную. Именно поэтому у нас не прижились аквабусы, работавшие по регулярным водным маршрутам — спрос оказался слишком маленьким.

Впрочем, в прошлом году мы запустили в пилотном режиме регулярный водный маршрут «Речной вокзал — причал Эрмитаж» — в часы пик, утром и вечером, пассажиры могут без пробок добираться с одного берега Невы на другой. Этот маршрут оказался весьма востребованным. И в этом году маршрут работает уже в плановом порядке. Более того, мы добавили еще одну остановку — на Арсенальной наб. у Финляндского вокзала.

Ну, и конечно, у нас очень развита работа водного транспорта по экскурсионно-прогулочным маршрутам. Мы активно развиваем причальную инфраструктуру. Для этого уже на протяжении 10 лет реализуем проект «Городские причалы Санкт-Петербурга». Его цель — развитие маршрутной сети внутреннего водного транспорта, концепция — предоставление равного доступа всем судовладельцам к городской причальной инфраструктуре.

С 2014 по 2023 годы в рамках реализации проекта количество городских причалов увеличилось почти в 5 раз — с 4 до 19. За этот же период количество швартовок к причалам возросло почти в 100 раз — с 400 до 38 тыс.

Сейчас наш приоритет — оснащение причалов электрозарядной инфраструктурой. Два причала уже подключены к электросетям и имеют суммарную мощность в 300 кВт. В этом году подключим еще один причал. Также в текущем году приступим к установке металлических причалов нового типа, которые позволят спокойно принимать пассажирские суда типа «Москва» и «Нева». В первую очередь такие металлические понтоны появятся у Адмиралтейства, Летнего сада и Музея Фаберже на Фонтанке.

Сейчас наш приоритет — оснащение причалов электрозарядной инфраструктурой. Два причала уже подключены к электросетям и имеют суммарную мощность в 300 кВт. В этом году подключим еще один причал.

— Как развивается проект внедрения умных (беспилотных) трамваев?

— С 2022 года все новые трамваи, поставляемые в наш город в рамках программы обновления подвижного состава городского электротранспорта, оснащены системой активной помощи водителю. В 2023 году поступило 105 таких трамваев, до конца 2024 года появится еще 309, а до конца 2028 года планируется приобрести 596 «умных» трамваев.

Что касается выпуска их на линии, то для этого каждый маршрут необходимо оцифровать, настроить систему, так что запускаем на линии новые трамваи по мере готовности инфраструктуры.

— А как идет обновление обычного подвижного состава для разных видов городского транспорта?

— У нас достаточно серьезные планы, долгосрочные контракты. Например, до 2031 года — контракт на поставку 950 вагонов метро, с ГТЛК контракт на 348 автобусов для «Пассажиравтотранса» у нас сейчас в стадии исполнения. Законтрактованы первые 28 электробусов для строящегося электробусного парка в Ржевке. До 2028 года — парк электротранспорта также планируем пополнить на почти 1,2 тыс. новых трамваев и троллейбусов. Это очень большие объемы для города. То есть, у нас масштабы обновления очень активные, закупаем все виды техники.

— Будет ли полный переход на электричество и газ?

— Нет. Мы диверсифицируем виды топлива, чтобы обеспечивать надежность и устойчивость работы транспорта. У нас автобусы и на газовом топливе (их уже 75% от общего количества автобусов), и на дизельном топливе. Развиваем трамвайное и троллейбусное движение. Сейчас активно будем внедрять на маршрутную сеть электробусы. И водород будем использовать, если водоробусы появятся. Использование всех видов топлива — наша стратегия. Поэтому полностью переходить на один вид топлива в общественном транспорте мы не будем.

Содержание
Закрыть