Возможности медицины тесно связаны с уровнем используемых врачами технологий и оборудования. До введения санкций петербургские частные клиники предпочитали закупать его преимущественно у западных производителей, однако за последние два года этот процесс существенно затормозился. При этом доля продукции отечественного производства в частных клиниках, по оценкам участников рынка, пока не превышает 10%. О нюансах закупки иностранного оборудования и приоритетах петербургской медицины — в обзоре РБК Петербург.
Свое и чужое
Рост объемов производства медицинской техники и изделий в России фиксируется не первый год — только за 2023 год, по данным Росстата, он составил 14,6%, однако доля иностранной продукции по-прежнему велика и составляет, по различным оценкам, не менее 70%. Так, в декабре 2023 года Минпромторг прогнозировал, что по итогам года доля медицинской техники российского производства составит 29%, при этом ожидаемый объем рынка медицинских изделий должен превысить 600 млрд руб.
В 2023 году наибольшим спросом у государственных учреждений и частных медицинских клиник пользовалось диагностическое и реабилитационное оборудование, хирургические инструменты и измерительные приборы, следует из данных «Рукон»
По мнению самих производителей медицинского оборудования, качественное импортозамещение возможно в тех сегментах, где у отечественных промышленников есть опыт и наработанные компетенции, в остальных же направлениях можно рассчитывать лишь на базовые аппараты. «Считаю, «импортозаместить» можно любую продукцию. Вопрос только в том, сколько времени и вложений это потребует и каким окажется качество продукта. В сжатые сроки создать новое оборудование соответствующего качества практически нереально», — констатирует акционер НИПК «Электрон» Александр Элинсон. По его оценкам, в медицинской промышленности цикл разработки продукта и вывод его в производство не может занимать менее 3-5 лет.
В ожидании предложения
По оценкам генерального директора Ассоциации частных клиник Санкт-Петербурга Александра Солонина, в целом доля российского оборудования в частных медицинских организациях города не превышает 10%. «Частные клиники пока не очень охотно используют медицинское оборудование российского производства. Основная проблема — это результат сравнения соотношения цены и качества отечественной медтехники с иностранными аналогами. При ограниченной функциональности российская продукция пока проигрывает и по цене. Это связано и с тем, что многие наши производители, особенно высокотехнологичного оборудования, закупают комплектующие за рубежом», — объясняет Александр Солонин.
Если эта проблема будет решена, то многие частные клиники заявляют о готовности рассмотреть сотрудничество с российскими производителями медицинского оборудования. «При закупке оборудования выбор идет независимо от страны производителя. На первый план выходит соотношение цены и качества оборудования и услуг, которые с его помощью мы планируем предоставлять пациентам», — говорит руководитель отдела снабжения клиники Grandmed Кристина Мкртчян. По ее словам, у клиники даже есть успешный многолетний опыт использования оборудования российского производителя. Среди плюсов такого взаимодействия — возможность диалога. «Всегда можно озвучить свои пожелания. Их слышат, не сразу, не быстро, но слышат и исправляют», — говорит Кристина Мкртчян.
Клиники, попробовавшие российское оборудование в эксплуатации, зачастую в дальнейшем отдают предпочтение ему. «У нас есть ряд постоянных клиентов — представителей частных клиник — которые закупают у нас оборудование годами. В какой-то момент они пытались перейти на китайские и корейские аппараты, руководствуясь вопросом цены. Но после вернулись к нам со словами: «нам не надо дешевле, мы хотим, чтобы каждый день работало», — говорит Александр Элинсон.
«К нам на апробацию периодически приходит оборудование, инвентарь, инструменты российского производства. Зачастую они не дотягивают до иностранных аналогов, но иногда оказываются и лучше них», — делится опытом эстетический пластический хирург «Института красоты Галактика» Любовь Сафонова.
«Неплохой кластер сложился в Казани — там производители и медицинских инструментов, и всего спектра оборудования для эндохирургии. Качество хорошее, активно пользуемся продукцией этих производителей», — говорит пластический хирург клиники A3beaute Александр Древецкий.
При этом, констатируют медики, российские предприятия пока освоили выпуск большой номенклатуры относительно несложной медицинской техники и расходных материалов, но вопрос производства высокотехнологичных изделий по-прежнему открыт. «Эстетическая медицина — специфичная область. Российских предприятий, которые производили бы полные аналоги американского или европейского оборудования, например, для косметологии, нет. Есть компании, которые выпускают неплохую мелкую технику с простыми принципами работы вроде микротоковых аппаратов», — отмечает генеральный директор клиники Dega Екатерина Агапова.
Дорого и долго
И хотя медицинское оборудование выведено из санкционного списка, то есть формально отгрузка оборудования из недружественных стран не ограничена, в реальности и оплата, и логистика сопряжены для российских покупателей со многими сложностями. «Международные рейтинговые агентства присвоили Российской Федерации «негативный рейтинг надежности». Это значит, что вся страна, все предприятия и все финансовые структуры РФ оцениваются как неплатежеспособные. Это привело к тому, что многие западные компании прекратили отгружать оборудование без 100% оплаты, хотя ранее они предоставляли рассрочку», — отмечают в пресс-службе Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга.
По оценкам Екатерины Агаповой, из-за санкций стоимость доступного петербургским клиникам высокотехнологичного оборудования выросла на 20–30%, причем львиную долю этой наценки составляют затраты на усложнившуюся логистику. В профильном комитете говорят о росте цен от 10 до 50% за последние два года на разные виды оборудования.
От 10 до 50% составил рост стоимости медоборудования за 2022–2023 год, подсчитали в Комитете по здравоохранению Петербурга
Существенно, в ряде случаев на порядок, выросли в цене и запчасти для ремонта уже имеющегося оборудования европейского или американского производства, добавляет Александр Древецкий.
Из-за санкций увеличились и сроки поставок: по оценкам Комитета по здравоохранению, получение экспортных лицензий западными производителями занимает на 3–6 месяцев больше времени, чем ранее. «Процесс покупки теперь исчисляется месяцами. Если раньше можно было решить вопрос в рамках нескольких недель, то теперь это минимум 2–3 месяца», — подтверждает Екатерина Агапова.
Разворот на Восток
Альтернативой оборудованию из Европы и США для петербургских медицинских организаций становится поиск нужной медтехники на Востоке. «Действительно, в Петербурге стало больше оборудования производства компаний из Китая, Малайзии, других стран Юго-Восточной Азии. Российские покупатели сейчас ориентируются прежде всего как на доступность для поставок самого оборудования, так и на бесперебойность послепродажного сервиса и гарантийного обслуживания», — говорит директор Петербургского медицинского форума Сергей Ануфриев.
Производители с Востока постоянно расширяют свой ассортимент и стараются учесть все потребности российских покупателей, а их продукция сейчас гораздо дешевле, чем европейские аналоги, указывает Александр Солонин. «В основном петербургские клиники приобретают в Китае диагностическое оборудование у производителей, которые обеспечивают сервисное обслуживание, обучение сотрудников клиники и, в случае необходимости, быстрый ремонт. Тут важен не столько бренд, сколько необходимая для пациентов функциональность и выгодное техническое сопровождение для клиники», — говорит эксперт.
В перспективе 3-5 лет, прогнозируют эксперты рынка, произойдет массовый переход на китайское медицинское оборудование
Однако не все клиники готовы переходит на оборудование из стран Юго-Восточной Азии. «Клиники нашего уровня стараются, несмотря на сложности, все равно покупать оборудование производства американских, японских и европейских компаний, — говорит Екатерина Агапова. — Дело в том, что все существующие и появляющиеся аналоги уступают им по качеству, а для нас использование такого продукта недопустимо».
Еще одним вариантом приобретения качественного оборудования медики называют прямое сотрудничество с компаниями, которые осуществляют непосредственно процесс производства для всемирно известных брендов. «Сейчас во многом происходит переориентация на южнокорейский рынок, — рассказывает Любовь Сафонова. — Наша клиника работает с корейскими компаниями, которые напрямую доставляют нам вполне качественное оборудование».
Между тем переход на китайское медицинское оборудование неизбежен, уверен Сергей Ануфриев. «Это произойдет в перспективе 3–5 лет, когда используемые сейчас европейские и американские аппараты начнут массово выходить из строя, а уже имеющиеся проблемы с сервисом и ремонтом еще больше усугубятся. У наших клиник просто не будет альтернативы», — заключает он.
«Покупка оборудования — это инвестиционный проект. Поэтому планируем его, исходя из имеющихся ресурсов и ожидаемой результативности: на какой пациентопоток рассчитываем, что хотим получить в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Учитываем также выбор специалиста, который будет работать на новом оборудовании. Далее исходим из поставленной задачи, имеющихся возможностей и присутствия поставщика на рынке, удобства работы на оборудовании и комфорта получения услуг для пациентов».
«Важно понять, нужно ли стремиться к замещению абсолютно всего импортного оборудования. Например, рутинный сегмент компьютерных томографов от 16 до 180 срезов отечественные производители полностью перекрывают. Но специализированные аппараты для кардиологических клиник, приемник у которых совершает один оборот за десятую долю секунды для получения изображения сердца, российские заводы не делают и не планируют. Спрос на подобные аппараты исчисляется единицами, поэтому такие вложения не окупятся, а сам аппарат будет стоить в разы выше зарубежного аналога».
«Ситуация с закупками оборудования из недружественных стран лучше не станет, нужно адаптироваться и искать новых партнеров. Альтернативные каналы поставок активно развиваются, но вопрос рано или поздно сведется к «можете ли вы ждать или нет». Небольшие клиники не могут вкладываться в формирование значительных объемов складских остатков расходников и запчастей, чтобы обеспечить бесперебойную работу в случае нештатной ситуации. Поэтому такие игроки будут вынужденно переходить на доступные китайские аналоги, но из-за этого пострадает качество оказываемых медицинских услуг».
«В нашей клинике установлен весь спектр оборудования — и американское, и швейцарское, и китайское, и российское, нужды ни в чем не испытываем. Основной принцип выбора для нас — функциональность аппарата и удобство работы на нем для врача. Пациентов не волнует страна происхождения оборудования, им важно его наличие, то есть возможность клиники оказать нужную человеку медицинскую услугу».
«Основные проблемы с закупкой медицинской техники лежат в организационной плоскости. Мы сталкиваемся с задержками выдачи необходимых для эксплуатации лицензий, свидетельств, результатов апробации. Как правило, это касается более-менее серьезного оборудования производства компаний из Китая или Южной Кореи, марок и брендов, известных в мире, но неизвестных у нас. В итоге получается, что сам аппарат есть, но использовать его нельзя из-за бюрократических проволочек. По мере увеличения числа таких аппаратов, сроки получения разрешений будут сокращаться».