«В логистической отрасли сейчас происходят очень большие изменения. Есть регионы, которые буквально «задыхаются» от количества грузов: по прежнему активно растет Дальний Восток и отходящие от него пути в сторону Сибири; Краснодарский край, через который проходят популярные логистические маршруты; Московский регион, куда поступает очень много контейнерных перевозок. Выросла и Казань — во многом за счет перевозок для маркетплейсов. Санкт-Петербург же оказался в этом вопросе отчасти «на обочине».
Главное, что стимулирует изменения в логистике — это потребности клиентов. Но чтобы эти изменения происходили, нужна качественная инфраструктура. Вопрос в том, кто будет в нее вкладываться. И это очень серьезный вопрос, поскольку у нас большинство основных логистических центров требуют модернизации.
Напомню недавнюю историю о том, как корабль сел на мель на подходе к порту Санкт-Петербурга. Была операция по его спасению, его стащили буксирами и отвели в порт Бронка. Корабль удачно встал к причалу, но расходы за эту спасательную операцию агент предложил возложить на клиентов — в размере 13% от стоимости товара. И это поднимает еще один важный вопрос: мы сегодня не знаем, что делать в первую очередь — развивать логистику или набирать штат юристов, чтобы разбираться с подобными ситуациями.
Также отмечу еще один тренд сегодняшнего дня — значительный рост количества клиентов из малого бизнеса, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью, поиском новых поставщиков за границей. Такие клиенты не могут закупать большие партии товаров — трудно заранее оценить, каков будет на них спрос, да и не всегда хватает оборотных средств. Отсюда появилась большая потребность в сборных отправках.
Также возникла огромная потребность в кредитовании. В свое время мне очень понравилась фраза: «Денег в целом не стало меньше. Стало меньше людей, у которых они есть». А среди обладателей крупных капиталов мало кто хочет тратить их на неизвестный результат. Сейчас очевидна потребность в развитии складских хабов и перегрузочных мощностей. Мы со своей стороны тоже пытаемся развивать складскую инфраструктуру — по мере своих сил и возможностей.
Здесь важно понимать, что складская инфраструктура развивается активно, но пока неравномерно. Например, в Екатеринбурге много терминалов для перегрузки, и это правильно, ведь даже если головное предприятие некой оптовой компании находится в Москве, везти груз до Москвы не логично, нужен промежуточный хаб, чтобы потом доставлять товары по разным направлениям. Следуя этой логике, наша компания развивает складские терминалы в Краснодарском крае — одном из самых перспективных, на наш взгляд, регионе для этого.
Государство, пытаясь усовершенствовать систему контроля за бизнесом, нередко делает это без учета реальной ситуации в экономике и в стране в целом. На мой взгляд сейчас не то время, когда нужны, например, изменения требований маркировки продукции или введение новых условий по ее сертификации. Постоянно приходится бороться с этими инициативами, пытаться через различные комиссии добиваться пересмотра и корректировки принятых решений, оторванных от действительности, трудно исполнимых и не несущих реальной практической пользы.
Настало время, когда крупная логистическая компания уже не может просто оказывать услуги перевозки и хранения, на которых всегда специализировалась. Приходит растерянный клиент, и ему нужно не только предоставить транспортную услугу, но и, например, предложить банк, через который можно оплатить те или иные услуги, получить финансирование, а иногда и помочь продать его товар. И это не говоря уже о том, что в международной логистике всегда присутствует таможенная составляющая. Причем из-за огромной конкуренции сложилась ситуация, когда стоимость таможенных услуг очень низкая, а ответственность за любые неправильные действия — колоссальная. И эту ответственность участники несут длительный период времени — в рамках постконтроля могут быть проверки в течение трех лет после ввоза товара.
В результате всего вышеупомянутого, компетенция логистических компаний расширяется, охватывая полный цикл сделок. Для нас это означает потребность в освоении новых компетенций, найме новых людей, обучении сотрудников новым навыкам. Это, безусловно, затратно, но, на мой взгляд, перспективы развития отрасли лежат именно в этом направлении».