Эксперты состоявшегося в Петербурге Форума объединенных культур уверены, что академическая музыка, живопись и театр должны становиться ближе к массовой аудитории. Если этого не добиться, то определенная элитарность приведут к тому, что молодежь отвернется от искусства. Какие инструменты помогут решить проблему и дать новую жизнь классике — обсудили в рамках дискуссии «Популяризация классического искусства современными средствами продвижения», прошедшей в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга.
Искусство интеграции
Генеральный директор Капеллы Санкт-Петербурга Ольга Хомова отметила, что для деятелей культуры вопросы популяризации классического искусства очень важны, и современные средства продвижения в этом играют важную роль. Ведь новое время — это новые тенденции и новые вызовы: чтобы искусство жило, нужно сделать его востребованным молодежной аудиторией, которая заинтересована в понятных ей современных средствах, в том числе — высокотехнологичных.
Бояться их использовать не нужно. Ольга Хомова напомнила показательный и успешный пример симбиоза классики и современных технологий — всероссийский проект Министерства культуры «Виртуальный концертный зал». Начало ему было положено еще в 2009 году, когда под эгидой Свердловской филармонии начали создавать виртуальные концертные залы на Среднем Урале. Целью проекта было вовлечение в концертное пространство самых удаленных населенных пунктов региона. Проект оказался востребованным и стал федеральным. Таким образом новые технологии популяризируют академическое искусство по всей стране.
Схожие инструменты применяют не только в музыкальной сфере. Театры идут тем же путем. Например, художественный руководитель культурного центра «Сириус» Ханс-Йоахим Фрай рассказал о том, как удалось скрестить технологии и театр. В середине ноября на сцене Александринского театра представили оперу П.И. Чайковского «Евгений Онегин», в которой вместо привычных театральных декораций использовались мультимедийные визуализации.
По словам эксперта, VII Международный фестиваль «Чайковский. Перезагрузка» (а постановка оперы была его частью) демонстрирует, что аудитория хорошо реагирует, когда соединяются разные сферы искусства. Так, на конкурс было представлено более 400 художественных работ, вдохновленных творчеством композитора и выполненных в разных техниках.
Как рассказал президент группы компаний NCA Михаил Шурыгин, успешным оказался и опыт творческого симбиоза поэзии и музыки. Он стал основой музыкальных проектов, в рамках которых современные музыканты исполняли композиции на стихи Иосифа Бродского, Осипа Мандельштама, Сергея Есенина. Для молодежной аудитории важно видеть, что ее кумиры являются почитателями поэзии академических авторов. Интегрировать можно и разные направления внутри одного вида искусства. Например, в рамках проекта «Симфоническое Кино» музыка группы «Кино» звучит в исполнении большого симфонического оркестра — это также работает на продвижение симфонической музыки.
Инвестиции в будущее
Опыт разных стран показал, что привлекать внимание нужно не разово, а постоянно. Поэтому в Узбекистане, как рассказал директор музыкального театра-студии при Государственной консерватории Узбекистана Павел Бацких, с прошлого года обучение игре на музыкальных инструментах стало частью школьной программы на всей территории страны. Запись об этом будет вноситься в аттестат о среднем образовании. В рамках внеурочной деятельности организованы кружки исполнительского мастерства. Также есть стипендиальная программа для одаренных детей.
Кроме того, запущен проект для организации досуга в регионах, для которого закуплены транспортные средства, переоборудованные в передвижную сцену. Благодаря ему в труднодоступных регионах демонстрируются театральные пьесы, концерты и т.д.
Расходы федерального бюджета на развитие в России культуры и кинематографа в 2023 году составят более 196 млрд руб.
Безусловно, нужно развивать и инфраструктуру учреждений культуры. Особенно много внимания этому уделяют в Китае, рассказал директор центра Инноваций университета Джеджанг Кристофер Чен. Причем, многие из них представляют собой весьма необычные архитектурные проекты.
Напомним, что в Шэньчжэне реализуется проект «Десять культурных объектов Новой Эры». В его рамках создаются уникальные архитектурные сооружения — музеи, театры и т.д. Так, Музей естественной истории по форме напоминает волну или изгибающееся русло реки, а по его крыше можно прогуляться — там есть специальная парковая зона. Здание Шэньчжэньского Оперного театра, напоминающего цветок бугенвиллеи, за счет формы и места расположения должен стать точкой притяжения для жителей и гостей города. И такие проекты реализуются и в других городах Китая. Таким образом, архитектурные решения также работают на привлечение аудитории, а сами площадки создают инфраструктуру для развития культурной составляющей в стране — государство инвестирует в будущее культуры.
Шаги навстречу
О новых механиках взаимодействия с аудиторией на территории культуры рассказал директор по стратегическому маркетингу компании Tele2 Андрей Нестеров. Оператор уже несколько лет реализует офлайн-инициативы в виде открытых летних кинотеатров и лекториев, привлекая городские культурные институты для формирования программы. Кроме того, своим абонентам оператор предлагает обменивать минуты на искусство. В этом году абоненты оператора могли обменять непотраченные минуты на билеты на «Ночь музеев», а осенью — на билеты в музеи. Причем, инициатива охватила 7 городов: кроме Петербурга в нее были вовлечены Москва, Нижний Новгород, Екатеринбург, Казань, Красноярск и Тула.
Как заметил Андрей Нестеров, подобные активности побуждают к культурному досугу людей, которые редко бывают в театрах или музеях, а для кого-то становятся настоящим стимулом открыть для себя классическое искусство. «В этом году мы вышли на новый уровень масштабирования нашего культурного обмена и рады пригласить к сотрудничеству региональные культурные институции всей страны», — добавил Андрей Нестеров.
Евгений Малыгин, директор «Камерного музыкального театра «Санктъ-Петербургъ Опера» рассказал, как удалось использовать соцсети для продвижения. Востребованным аудиторией стал проект «За сценой» — это видеоролики в соцсети ВК, в которых сотрудники театра (от концертмейстера до худрука) рассказывают о своей работе. Еще один успешный проект в соцсети — «Опера в особняке», посвященный истории дома Сергея фон Дервиза, в котором распложен театр.
С соцсетями и мессенджерами экспериментируют многие — они позволяют говорить с аудиторией на привычных ей площадках. Так, генеральный директор Российского национального музея музыки Михаил Брызгалов рассказал, что Telegram-канал учреждения ведет виртуальная личность — смотритель Антонина Ильинична, которая ежедневно рассказывает истории о музее, делится впечатлениями о мероприятиях. Есть среди проектов музея и сотрудничество с российскими стриминговыми музыкальными сервисами.
Все это, по мнению экспертов, позволяет сделать академическое искусство ближе, поэтому применение новых инструментов для расширения аудитории будет продолжаться, а наиболее успешные практики будут выходить на федеральный уровень.