Цифровая зрелость Санкт-Петербурга уже достигла того уровня, при котором может оказывать прямое влияние на инвестиционную среду города. Вложения в разные сферы экономики при наличии развитой коммуникационной инфраструктуры становятся выгоднее, а бизнес-процессы при их цифровизации — более прозрачными. Какой потенциал несут диджитал-инструменты и в каких сферах предстоит увидеть их активное использование и приток инвестиций — обсудили участники круглого стола ПСБ в рамках XXI общероссийского форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России».
Главный элемент цифровой инфраструктуры
Во всем мире степень цифровизации городов растет, подтверждением чему является рост новых исследований и рейтингов. Петербург в них занимает лидирующие позиции. Только в этом году в рейтинге регионов по работе на Платформе обратной связи город занял второе место. В тройку лидеров Северная столица попала и в рейтинге по средней скорости интернета, опередив Москву, которая оказалась только на пятой позиции. Цифровизация наращивает обороты не только на бытовом уровне, но и становится неотъемлемой частью работы органов госвласти и бизнеса.
Если всего 5-10 лет назад можно было говорить о том, цифровизация и цифровая экономика — это некое модное направление, то на сегодняшний день это уже неотъемлемая часть жизни города, подчеркивает вице-губернатор Санкт-Петербурга Валерий Москаленко. По последним данным, в области IT и связи в Северной столице работают 130 тыс. человек.
«В стране мало других регионов, где такое существенное количество людей заняты именно в сфере IT. Для сравнения — в системообразующей отрасли города, которой считается промышленность, работают 530 тыс. человек, но эта отрасль формировалась не то что десятилетиями, а столетиями. IT — область достаточно молодая, но я уже второй год с уверенностью говорю, что это самостоятельная отрасль городского хозяйства», — подчеркивает Валерий Москаленко.
Если оценивать возможности города, нельзя не упомянуть сдерживающие факторы, указывает вице-губернатор. Среди них, в частности, ограничение по земельному банку. Петербург — не аграрный город, и основным ресурсом здесь являются люди.
«Если использовать экономический термин, мы говорим о качестве человеческого капитала, а оно как раз напрямую связано с теми отраслями, где формируется высокая добавленная стоимость, — рассказывает Валерий Москаленко. — IT в современных условиях — одна из этих отраслей. Кроме того, это сфера с горизонтальными связями по всем другим отраслям городского хозяйства и страны в целом».
Сфере IT всегда выделяли налоговые преференции на уровне города, так было еще до пандемии, напоминает вице-губернатор. Но вместе с тем очевидно, что субъект федерации может предоставить небольшой спектр подобных льгот, это касается, например, налога на прибыль, потому что налог на имущество IT в общем не слишком интересует.
Цифровая революция кредитования
Исполнительный директор НКО «Фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса, микрокредитная компания» Александра Питкянен указывает, что процессы цифровизации происходят и в сфере выдачи кредитов через фонды. Большой толчок этому дала пандемия.
«Основные изменения в работе фондов произошли именно тогда. В этом период правительство города приняло решение о модернизации программы микрофинансирования, когда фонд за счет собственных средств предоставляет микрозаймы», — напоминает Александра Питкянен.
Средства предпринимателям требовались оперативно, поэтому сроки нужно было максимально сократить. Сделать это без внедрения инструментов цифровизации было бы вряд ли возможно. «Если на 1 января 2020 года срок предоставления займа составлял 20-25 рабочих дней с момента предоставления необходимого пакета документов, то в период пандемии такие сроки уже не устраивали, — указывает исполнительный директор фонда. — Мы их сократили путем внедрения цифровых сервисов, бизнес-процессы оцифровали полностью, внедрили личный кабинет для предпринимателя, где он мог подать заявку. На текущий момент срок предоставления займа — 1-3 дня».
Как работает цифровизация в туризме
Еще одной сферой, в которой влияние цифровых инструментов проявляется достаточно сильно, стал туризм. Цифровые платформы помогают отрасли сразу в нескольких направлениях — это и привлечение предпринимателей, и поиск новых специалистов, а также рост интереса со стороны инвесторов.
Для повышения туристического потенциала регионов страны уже сформировано комплексное решение, рассказывает член экспертного совета комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Венера Равенская. И большую роль в нем играет использование big data.
«Аналитика позволяет в моменте очень быстро принимать управленческие решения, а для туризма, как для самой быстро развивающейся отрасли, это, наверное, один из важных сейчас параметров», — подчеркивает эксперт.
Важным моментом является цифровая туристическая витрина региона. Это должен быть не просто информационный сайт, а платформа, где человек может сразу забронировать отель, что-то приобрести. «При этом количество компаний, которые через него сразу оказывают свои услуги, должно быть максимально. Для этого есть акселератор. Плюс рекламная кампания. На основе big data идет выявление сегмента, с которым потом идет активная работа», — объясняет она.
Кроме того, такие платформы помогают работе и других специалистов туротрасли, в частности, экскурсоводов. В качестве примера Венера Равенская привела Ярославль, где через турпортал удалось объединить около 250 гидов.
«Сфера применения больших данных огромная и, наверное, самое главное, что они помогают принимать управленческие решения, основываясь не на чьем-то мнении, а на фактических данных», — соглашается руководитель департамента по развитию корпоративного бизнеса макрорегиона «Северо-Запад» Tele2 Виктория Байрамова.
При этом важно, что только операторы связи видят своего абонента 24/7, и эта информация всегда достоверна, компании отслеживают ее онлайн, с ретроспективой на три года, добавляет она. «И, конечно, анализ этих данных может быть хорошим подспорьем для туризма, при изучении потоков людей, — поясняет Виктория Байрамова. — С помощью этой информации можно принимать решения о строительстве отелей, изучать маршруты транспорта, видеть нагрузку на большие транспортные логистические центры, чтобы в дальнейшем принимать взвешенные решения о развитии инфраструктуры». В качестве примера эффективности применения геоаналитики представитель Tele2 рассказала о кейсе запроса операторов аэропортов одного из регионов, которых интересовала причина падения пассажиропотока. И при анализе данных абонентов стало понятно, что люди перемещаются в другой близлежащий аэропорт в силу более низких цен на те или иные рейсы.
Развитие цифровых инструментов
Тренд на цифровизацию ощутимо влияет на повышение значимости цифровых сервисов в повседневной жизни людей, говорит старший вице-президент — заместитель руководителя блока розничного бизнеса — директор департамента ПСБ Михаил Болоняев.
«Ярким примером такого влияния можно назвать проект Единая карта петербуржца, в котором при сотрудничестве с банками город обеспечил своих жителей универсальным инструментом для получения ряда государственных, социальных и муниципальных услуг в электронном виде. Единая карта петербуржца стала ключом доступа к банковским сервисам и цифровой экосистеме региона, включающей городской транспорт (в том числе с льготным проездом), медицину, образование и прочее», — отмечает Михаил Болоняев.
Сотрудничество в реализации такого проекта позволяет банку принимать участие в решении ряда задач, направленных на повышение доли безналичных расчетов в регионе, оптимизацию предоставления мер социальной поддержки и в целом на дальнейшее развитие экосистемы цифровых сервисов региона. Активное взаимодействие между участниками проекта позволяет выбирать оптимальный набор сервисов для пользователей карт и реализовывать их на взаимовыгодных условиях, заключил Михаил Болоняев.