Восстановление деловой активности и адаптация к новым рыночным реалиям происходит на фоне масштабной трансформации бизнеса во всех его аспектах: меняются внешнеторговые связи, финансовые партнеры и способы расчетов. Заметно изменился и горизонт планирования. Как отражается новая реальность на взаимодействии бизнеса и банка, и какие финансовые инструменты выходят на первый план — в интервью РБК+ Петербург рассказала Елена Шевелева, директор Северо-Западного филиала, старший вице-президент дирекции корпоративного бизнеса Росбанка.
Готовность к изменениям
— Как вы оцениваете сегодня состояние среднего бизнеса в Петербурге, судя по его финансовой активности?
— В целом, активность в этом сегменте высокая. Часто в таких компаниях собственники бизнеса напрямую задействованы в операционном управлении. Это позволило им в период перемен быть максимально гибкими и воспользоваться новыми возможностями — например, занимать ниши уходящих компаний с иностранным участием. Предприятия запрашивали дополнительное финансирование — требовалось больше ликвидности для продолжения деятельности в новых условиях или для экспансии на новые направления.
Максимально активно перестраивались цепочки расчетов по внешнеэкономической деятельности. География расчетов смещается на Восток. Мы, как и некоторые другие банки, предоставляем необходимую инфраструктуру для этого, а также активно ищем новые формы.
— Какие сектора экономики сегодня получают приоритетное развитие?
— Традиционно наиболее устойчивые сегменты — это пищевая промышленность, фармацевтическая, оптовая торговля. В программах поддержки государство более ориентировано на производственные компании. Программы субсидированного кредитования открыты также для экспортеров и импортеров. Все, кто смог быстро предложить новые продукты и решения потребителям в замещение ушедших иностранных компаний и брендов, получили новый импульс развития.
Все, кто смог быстро предложить новые продукты и решения потребителям в замещение ушедших иностранных компаний и брендов, получили новый импульс развития.
— Растет ли в этих условиях клиентская база?
— После бума 2022 года клиентская база продолжает расти и увеличилась уже на 15% за 2023 год.
— С чем вы связываете такой прирост клиентской базы в текущем году?
— Стратегия банка, нацеленная на кратный прирост как в кредитовании, так и в продуктах расчетно-кассового обслуживания, сопровождения ВЭД, хеджирования, размещения средств, совпала с запросами бизнеса. В 2023 году мы вдвое увеличил команду корпоративного бизнеса, чтобы оперативно решать задачи, связанные с растущими потребностями наших клиентов.
Классика и современность
— Какие вы видите первоочередные запросы клиентов с точки зрения кредитования?
— Выросла потребность бизнеса в заемных средствах. Это связано, в частности, с разрывом цепочек расчетов — если раньше была возможность отсрочек между контрагентами, то сейчас их стало меньше, и они стали короче. Пользуются спросом программы государственной поддержки бизнеса — запущенные в ковидный период, они оказались актуальны в ситуации новых вызовов. Востребованы все классические продукты для бизнеса: финансирование оборотного капитала, инвестиционное кредитование и особенно скоринговые продукты с коротким сроком принятия решения.
Также отмечу восстановление использования гарантийных форм расчетов внутри России. По стоимости это более выгодный инструмент, чем классическое финансирование. Мы сохранили по этому направлению всю необходимую инфраструктуру и отдельную команду в филиале. Выросли и объемы факторинга — примерно вдвое по сравнению с прошлым годом, когда наблюдалась некая стагнация по этому продукту.
— Гарантийные расчеты — это преимущественно сегмент государственных закупок?
— Не только. Многие крупные коммерческие компании — в металлургии, в нефтегазовом секторе — в своих тендерных процедурах запрашивают от поставщика предоставление гарантии. Да и в сделках, которые не предполагают тендерных процедур, гарантии позволяют «расшивать» финансовое напряжение между партнерами в текущей ситуации, когда присутствует некое нарушение ранее принятых форм расчетов.
— Факторинг преследует те же цели?
— Факторинг — это немного иная история. Это инструмент для компаний-поставщиков, которые работают с крупными клиентами. Использование факторинга позволяет получить ликвидность до наступления срока расчетов, привлекать банковское финансирование даже в ситуациях, когда классическое кредитование компании не доступно.
— Вы упомянули скоринговые продукты. Это продукт, в первую очередь, для микробизнеса, или для более крупных компаний он также применим?
— Этот продукт действительно вырос из микробизнеса. Банки начинали с того, что предлагали стандартный продукт на небольшую сумму с определенными рамками, причем решение о выдаче опиралось на исторические данные о деятельности компании и принималось моментально. Конечно, с изменением ситуации в экономике финансовое состояние бизнеса также меняется. Это банки учитывают. После приостановки кредитования в середине 2022 года, скоринг быстрее всего «ожил». И уже в сентябре такие кредитные программы были возобновлены и стали предлагаться, в том числе компаниям среднего и даже крупного бизнеса.
Это сформировало новый тренд на рынке. Банки, и мы в том числе, дорабатывали свои модели, пересматривали готовность к риску, увеличивая суммы и расширяя линейки скоринговых продуктов. Так, появился прогрессивный скоринг, основанный не только на исторических данных, но и на ожиданиях клиента, появились скоринговые возобновляемые кредитные линии (ВКЛ). Все эти продукты объединяет то, что решение по ним принимается очень быстро, на основании расчетных моделей, в том числе при помощи искусственного интеллекта.
Появился прогрессивный скоринг, основанный не только на исторических данных, но и на ожиданиях клиента, появились скоринговые возобновляемые кредитные линии (ВКЛ). Все эти продукты объединяет то, что решение по ним принимается очень быстро, на основании расчетных моделей, в том числе при помощи искусственного интеллекта.
Машинный интеллект
— В каких сферах банковской деятельности сегодня применяется ИИ?
— В первую очередь, именно для построения финансовых моделей. Я уверена, что в кредитовании применение ИИ будет только увеличиваться. С ростом обработанного массива данных вероятность ошибки будет снижаться, и банки смогут больше полагаться на машинный анализ.
ИИ также позволяет анализировать предпочтения клиентов, предлагать оптимальные решения. И в целом цифровые сервисы существенно упрощают взаимодействие банков и компаний.
— Где еще ИИ показал высокую эффективность?
— Например, в обработке платежей. 98% платежей обрабатываются вообще без участия человека. Нам это позволило заместить функционал порядка 200 человек. Причем мы не сокращали людей, а переводили на другие позиции, что, опять-таки, способствовало росту бизнеса. Также ИИ применяется для финансового мониторинга, анализирует типичные операции и фиксирует отклонения.
Сейчас появилась еще одна перспективная сфера применения ИИ — цифровой рубль.
— Для чего он нужен?
— Благодаря цифровой природе валюты становится возможным использовать смарт-контракты в сделках с клиентами и партнерами. Смарт-контракты позволяют автоматизировать и обезопасить исполнение сделок, оптимизировать процессы и снизить потребность в посредниках. Кроме того, цифровой рубль позволяет повысить эффективность и гибкость международных операций, что в перспективе может способствовать созданию новой инфраструктуры для глобальных расчетов. «Росбанк» участвует в пилотном проекте — проводит транзакции с цифровыми рублями совместно с отобранной и согласованной с Банком России фокус-группой.
Цифровой рубль позволяет повысить эффективность и гибкость международных операций, что в перспективе может способствовать созданию новой инфраструктуры для глобальных расчетов.
Сохраняя темп
— Возвращаясь к банковским продуктам для бизнеса, как изменились потребности компаний с точки зрения РКО?
— Главное, что изменилось — это темп жизни и, соответственно, сроки расчетов. Со своей стороны, мы дорабатываем решения таким образом, чтобы у клиента была возможность все больше операций совершать дистанционно.
Для относительно крупных компаний, имеющих дочерние подразделения, интересен такой инструмент, как кеш-пулинг. Это способ обработки расчетов для группы компании, когда средства разных структур внутри группы аккумулируются на едином мастер-счете. С этого мастер-счета уже осуществляются дальнейшие расчеты, к нему можно добавлять овердрафт, иные кредитные продукты.
Возвращаются инструменты хеджирования, которые практически не использовались в период высокой неопределенности. Сейчас они вернулись как в части валютообменных операций, так и в отношении процентных рисков.
Более активно стала использоваться автоматическая инкассация. На стороне клиента устанавливается специальное оборудование — автоматизированные депозитные машины — которое позволяет моментально инкассировать выручку и зачислить ее на счет. Это актуально для компаний с большими объемами выручки — автодилеров, крупного ретейла и т. д.
— Какие тренды вы видите в сфере эквайринга? Насколько полно реализован потенциал системы быстрых платежей (СБП), есть ли еще здесь куда расти?
— По нашей оценке, с середины прошлого года объем расчетов по СБП вырос почти в три раза. И потенциал для дальнейшего развития есть. Далеко не все пока умеют пользоваться этим инструментом. Обратите внимание, когда вы приходите в какой-то небольшой магазин, то вам дают терминал, на котором есть возможность рассчитаться и картой, и по QR-коду. Очень редко сотрудник магазина обращает ваше внимание на вторую возможность. Еще много усилий нужно приложить для популяризации расчетов по СБП, в том числе — самим клиентам.
Я бы сказала, что сейчас СБП замещает не классический эквайринг — он остается более-менее в тех же объемах — а наличный оборот. И это положительный тренд с точки зрения прозрачности расчетов.
С середины прошлого года объем расчетов по СБП вырос почти в три раза. И потенциал для дальнейшего развития есть. Далеко не все пока умеют пользоваться этим инструментом.
— Какие тенденции вы видите в сфере ВЭД? Как бизнес и банки решают вопросы с трансграничными платежами?
— Этот вопрос особенно актуален для Петербурга и Северо-Запада, где внешнеэкономическая деятельность велась преимущественно в евро и, соответственно, оказалась более подвержена влиянию ограничений. Клиенты были вынуждены переводить расчеты в небольшие банки либо искать другие пути. Мы сохранили консалтинг в части валютного контроля и продолжаем вести учет контрактов, их сопровождение, а также предлагаем уже проверенные на практике цепочки расчетов по наиболее характерным маршрутам.
— Каковы планы банка по развитию на Северо-Западе?
— Как я уже говорила, мы нарастили клиентскую команду в два раза. Теперь нам хотелось бы увидеть двукратный рост основных показателей по доходам в регионе, кредитным и депозитным портфелям. Если говорить о кредитовании, то оно уже выросло на 50%, по состоянию на сентябрь, и у нас много проектов в работе.
Планируем совершенствовать технологическую часть. Есть решения, которые уже доступны в банке, но пока не так активно используются клиентами. Например, электронный документооборот по кредитным линиям.
Несмотря на всю турбулентность в экономике, мы сохраняем пятилетний горизонт планирования и имеем амбициозные планы. Рынок Санкт-Петербурга — второй по величине и перспективам роста после Москвы. Кроме того, мы начинаем более активно выходить в другие города Северо-Запада.
Реклама. Рекламодатель: ПАО РОСБАНК, rosbank.ru