#16 Банки и финансы, 12 декабря 2023
От первого лица , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Облачная касса и оплата по сетчатке глаза

Облачная касса и оплата по сетчатке глаза: как меняются технологии эквайринга
Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Директор департамента массового бизнеса Санкт-Петербургского филиала ПСБ Екатерина Казакова — о новых технологиях и трендах в эквайринге

Оборот розничной торговли и общественного питания в Петербурге растет — по данным государственной статистики, по итогам восьми месяцев 2023 года он увеличился на 5,6% в сопоставимых ценах в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составил 1,5 трлн руб. Оборот общепита вырос на 17,5% — до 130,6 млрд руб. Растут объемы интернет-торговли. Одновременно благодаря развитию технологий увеличивается количество форм расчетов бизнеса с покупателями и клиентами. Как меняются способы приема платежей, какие новые технологии возникают в этой сфере и чем может помочь бизнесу банк в дополнение к собственно эквайрингу — в интервью РБК+ Петербург рассказала директор департамента массового бизнеса Санкт-Петербургского филиала ПСБ Екатерина Казакова.

Альтернативы терминалам

— Какие сегменты розничной торговли и услуг в Петербурге и на Северо-Западе активнее всего развиваются, по вашим данным?

— Больше всего запросов приходит со стороны продуктовых магазинов и общественного питания в сегменте фастфуда. Здесь мы видим подтверждение статистики, которую публиковал Комитет по экономической политике и стратегическому планированию Санкт‑Петербурга.

— Какие ключевые тренды в развитии эквайринга вы сегодня видите?

— Бесспорный тренд на сегодняшний день — это система быстрых платежей. За последние 2-3 года спрос на эту услугу вырос в 4 раза. Ее развитием активно занимается НСПК [Национальная система платежных карт — ред.], в том числе — популяризацией у населения. Не так давно мы говорили о том, что распространению СБП мешает отсутствие кэшбеков для клиентов — сейчас начали появляться и такие возможности. Например, на покупку билетов в пригородных поездах, и различные акции в розничных точках.

Помимо СБП, растет количество запросов на эквайринг в смартфоне — SoftPOS. Таким образом бизнес экономит на оборудовании. Многие не хотят покупать терминалы, к тому же терминалы могут выходить из строя, поэтому SoftPOS пользуется все большей популярностью.

— Чаще всего такой способ оплаты можно встретить у курьеров или у таксистов. Актуален ли он для стационарных торговых точек?

— Действительно, он удобен, в первую очередь, для разъездных видов деятельности, но мы видим спрос и со стороны магазинов.

Начало пути

— Четырехкратный рост СБП — это впечатляющая цифра. Достиг ли этот сегмент точки насыщения, или есть еще потенциал для роста?

— Потенциал для роста, безусловно, еще есть. Есть и клиенты, которые только сейчас узнают от нас о преимуществах этой услуги, и среди населения она еще не так популярна, как могла бы быть. Благодаря развитию системы кэшбеков и скидок спрос на нее будет расти. Думаю, мы в самом начале пути.

— На ваш взгляд, какую долю может занять СБП в общем объеме эквайринга?

— Я бы сказала, что СБП будет на каждой точке. Но если говорить о дальнейших трендах, у нас появляется цифровой рубль, идет активное развитие онлайн-торговли. Онлайн-торговля, в свою очередь, — это не обязательно создание сложного сайта с платежной страницей. Продавец может просто направить своему покупателю платежную ссылку, переход по которой приведет к онлайн-странице оплаты заказа. То есть альтернативных видов оплаты становится все больше и больше.

— Как дальше будут развиваться платежные технологии?

— Мы уже с вами коснулись цифрового рубля, он будет конкурировать с эквайрингом. Уже начинает заходить на рынок биоэквайринг — оплата при помощи биометрической аутентификации.

— РБК писал о случае, когда мужчина из Калининграда получал счета своего брата-близнеца из Владивостока…

— Да, безусловно, такие моменты сдерживают применение биометрии, но эти технические вопросы решаются — используются отпечатки пальцев, сетчатка глаза и так далее.

Ответ на запросы клиента

— Помимо собственно услуги эквайринга, каких дополнительных сервисов бизнес ждет от банка?

— Например, в отдаленных точках, где нет широкой сети банкоматов, начинает пользоваться активным спросом услуга «покупка с выдачей наличными». Клиент розничной сети, оплачивая покупку в поселковом магазине, может прямо на кассе получить и наличные. Получается некий аналог банкомата.

Некрупным клиентам интересны «коробочные» продукты. Например, специальный сервис для приема платежей на сайте и в мессенджерах, где для клиентов в рамках одного договора подключаются все самые востребованные способы онлайн-оплаты. При этом нет необходимости приобретать или арендовать онлайн-кассу — клиент получает облачную онлайн-кассу, соответствующую 54-ФЗ.

— Один из факторов при выборе того или иного банка — поставщика услуг эквайринга — это частота зачисления выручки. Для каких сегментов бизнеса это наиболее важно?

— Сокращение кассового разрыва, возможность оперативно пользоваться заработанными средствами важна для всех. Ранее банки предлагали зачисление на следующий рабочий день, а то и больше. Сегодня темп жизни ускорился, конкуренция за клиента усилилась, и сейчас ПСБ, в частности, предлагает услугу, позволяющую зачислять полученную выручку на счет 3 раза в день.

— Какова динамика вашего банка в сегменте эквайринга за последний год?

— Рост количества клиентов составил 35%, оборота — порядка 25%. Это стало возможным благодаря росту потребительского рынка и тех сегментов бизнеса, с которыми мы активно работаем, в том числе благодаря развитию онлайн-торговли и расширению спектра банковских услуг для этого направления.

— На ваш взгляд, есть ли какие-то особенности у Петербурга с точки зрения рынка эквайринга?

— Клиент в Санкт-Петербурге требовательный и избирательный. Он ждет высокого сервиса и продуманного, интересного продукта. Это приводит к высокой конкуренции на рынке. Поэтому мы должны все время быть впереди, предлагать новые решения, быть лучше в сервисе, быстрее в установке, и именно в этом направлении и движется ПСБ, иногда даже предвосхищая запросы клиента.

Компетенция «Промышленности нужна кооперация государства и банковского сектора»
Содержание
Закрыть