Экспертиза , Санкт-Петербург и область ,  
0 

«Теперь мы начинаем работать и с гражданским сектором»

Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург
Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург
Руководитель петербургского холдинга «Пигмент» Александр Шиханов — о том, как плановая перестройка бизнеса стала «спасательным кругом» после ввода санкций

Отечественная химическая промышленность относится к наиболее пострадавшим от санкций. Несмотря на это, петербургский холдинг «Пигмент», старейшее предприятие России в области создания и производства лакокрасочных материалов (ЛКМ), ставит амбициозную цель — заместить продукцию ведущих западных компаний, ушедших с российского рынка, и выйти на гражданский рынок судостроения с новыми продуктами. Что для этого требуется, как изменилась конкурентная среда и почему важны кадры — в интервью РБК+ Петербург рассказал генеральный директор «Пигмент-Холдинга» Александр Шиханов.

Своевременный перезапуск

— Запуск завода на новой площадке в Янино практически совпал с событиями февраля 2022 года. Оглядываясь назад: это вам помогло или усложнило задачу?

— Это нас не выбило из колеи. Когда я пришел на «Пигмент» в декабре 2020 года, на площадке в Янино, куда переехали производственные мощности с исторического места — Октябрьской набережной, уже шли пуско-наладочные работы. Я увидел современные цеха и оборудование, в которые вложены большие деньги, лаборатории, укомплектованные на мировом уровне. И одновременно — компанию со шлейфом финансовых трудностей, работающую скорее по старой памяти и старым контактам. Доля «Пигмента» на современном рынке была незаслуженно низкой — при этом история предприятия легендарна. Это первый завод лакокрасочных материалов для Балтийского пароходства, построенный еще в 1839 году. Его рецептуры, разработанные в советское время, скопировали позднее многие конкуренты. Передо мной стояла задача возродить компанию, вернуть не только объемы производства, но и поставить на поток новые разработки.

— С чего начали?

— Начал с анализа пула поставщиков. Смотрел не только с точки зрения финансового оздоровления. Сама номенклатура поставляемого сырья не менялась практически с советских времен, материалы, поставляемые на «Пигмент», морально и технологически устарели, и на выходе ожидаемо получалась продукция, не соответствующая реалиям рынка. Поэтому весь 2021 год мы работали над сырьевой базой, искали альтернативных поставщиков.

— Это помогло пережить «отлучение» от европейских поставок?

— Мы оказались более готовы к такому повороту, чем большинство конкурентов, которым на переориентацию с ЕС на ЮВА потребовалось гораздо больше времени. Химическая промышленность зависит от импортного сырья на 80-90%, а по некоторым позициям вообще нет российских аналогов. Например, эпоксидная смола, важнейший ингредиент многих наших продуктов, в РФ не производится. В «Пигмент» многие годы ее везли из Германии, но цена была высокой, на рынке можно было найти более дешевые аналоги практически с тем же качеством. Кроме того, единственный поставщик — это неоправданно высокий риск для производства. За год мы протестировали смолу пяти крупнейших производителей с востока, а это непростой процесс: адаптация производства под новое сырье и испытание продукта занимает до полугода.

В итоге к началу 2022 года мы уже знали, у кого сможем покупать эпоксидку не хуже, но дешевле немецкой. Поэтому в очень короткие сроки нам удалось выстроить комфортную логистику с Китаем, а главное — ни разу не сорвать поставку потребителям. Рынок это оценил, и нам удалось показать кратный рост по всем направлениям по итогам 2022 года.

Мы оказались более готовы к такому повороту, чем большинство конкурентов, которым на переориентацию с ЕС на ЮВА потребовалось гораздо больше времени. Химическая промышленность зависит от импортного сырья на 80-90%, а по некоторым позициям вообще нет российских аналогов.

Обновление линейки

— Как отразилась замена устаревшего сырья на продуктовой стратегии?

— Прежде всего, мы провели ревизию всей номенклатуры, убрав огромную часть продуктов, которые морально и физически устарели, оставив 80 актуальных позиций. Часть из них выпускаем по старой схеме, так как они прописаны в проектной документации наших клиентов. По другим провели серьезный апгрейд.

— Например?

— Например, существенно улучшили потребительские качества нашего продукта «Субкор», который был разработан специально для проведения ремонтно-окрасочных работ под водой на металлических и бетонных покрытиях. Такую эмаль в России больше никто не выпускает. Ее в основном применяют для покраски причалов. Но при необходимости, если возникнет нештатная ситуация, можно провести ремонтные работы подводной части судна прямо на рейде: водолаз спускается под воду с емкостью с краской и кисточкой и покрывает поврежденную поверхность. При температуре воды выше +5°C эмаль прекрасно схватывается и образует прочное покрытие, которое прослужит не менее 7 лет.

— А какие-то новые продукты появились?

— Да, было принято решение создать новую линейку материалов для судостроения и судоремонта, и через год у нас появился Nautique. Это технологичные, оптимальные по своим свойствам продукты, выпускаемые на основе современного сырья. По сути, это аналоги продуктов известных западных компаний, которые после ввода санкций в 2022 году покинули российский рынок. Восьмью продуктами, которые я выбрал из огромного количества номенклатур, мы будем закрывать потребности судостроения, промышленного, гражданского строительства и мостостроения. В общем, всех сфер, где нужна антикоррозия.

Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург
Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург

Смена парадигмы

— Есть ли в области лакокрасочных изделий понятие «высокотехнологичная продукция»? В чем может выражаться прогресс в этой сфере?

— Например, это может быть «пакетное предложение». Мы опробовали такой подход в новой линейке для судостроения и судоремонта. Входящие в нее продукты закроют все потребности потребителя: от антикоррозийного эпоксидного грунта до финишного полиуретанового покрытия для надводной части судна и, соответственно, — до противообрастающего покрытия на закиси меди — для подводной. Иными словами, это позволяет покрасить судно целиком, причем для последующего плавания в водах любой температуры. Краски выдержат.

Второй момент — это повышение прочности покрытия, износостойкости, антикоррозийных свойств. И это скорость отвердения материалов, особенно в холодное время года. Судоремонтные работы проводятся обычно в период между навигациями, когда температура опускается ниже 0 °C. Скорость покраски судна в таких условиях зависит от свойств грунтов на основе эпоксидной смолы. Наши химики-синтетики и химики-разработчики завершают работу над эпоксидным грунтом и грунт-эмалью, которые отвердевают при температурах от -15 до -25 °С. Прошлой зимой мы уже провели тестовые испытания в одном из пароходств, и продукт показал себя не хуже европейских аналогов.

В-третьих, работа с партнерами, адаптация продукта под конкретные требования. Благодаря развитой научной и лабораторной базе, мы создаем продукцию под запрос потребителя, а в будущем сможем еще улучшить это звено. Для этого в декабре рассчитываем запустить участок прототипирования покраски лакокрасочных покрытий GracoXP70. Такое было только у «3М Волга» в Елабуге, но они ушли из РФ в прошлом году.

— Что это даст?

— Один и тот же продукт, например, разработанное нашими химиками новые эпоксидное покрытие, хорошо зарекомендовавшее себя в лабораторных условиях, может по-разному показать себя в зависимости от применяемого клиентом оборудования и прочих нюансов его производства. Такая линия позволяет полностью воссоздать условия покраски на любом из заводов и приехать на тестовые испытания с продуктом, который на 95% подогнан под особенности того или иного производства. Представляете, насколько это сократит время подгонки и внедрения?

Такая линия позволяет полностью воссоздать условия покраски на любом из заводов и приехать на тестовые испытания с продуктом, который на 95% подогнан под особенности того или иного производства.

Команда и цели

— Как вы разрабатываете новые рецепты?

— Исторически у «Пигмента» есть собственный научно-исследовательский институт. Это дает возможность самостоятельно разрабатывать новые продукты, подгонять рецептуру под потребности заказчика. Нами на сегодняшний день инвестировано уже около 75 млн руб. в существующий НИИ, и развитие будет продолжаться. За три последних года с новой стратегией институт сильно изменился. Средний возраст научных сотрудников был 55 лет, сейчас — 35 лет; скорость разработки новых продуктов выросла в разы. Мы сотрудничаем со всеми ведущими вузами Петербурга, их студенты проходят стажировку на нашей базе, лучшие остаются в штате.

— Развитие отечественного судостроения сейчас в тренде. Вы рассчитываете расширить долю компании в этом сегменте?

— Безусловно, рассчитываем, и что-то уже получается. Традиционно «Пигмент» поставлял краску для нужд военного кораблестроения, наши постоянные клиенты — «Адмиралтейские верфи», «Звездочка», «Севмаш», Кронштадтский судоремонтный завод и другие. Но теперь мы начинаем работать и с гражданским сектором. Есть уже первый клиент с крупным гражданским флотом. Если говорить о конкретных задачах, то хотим производить более 500 тонн жидких лакокрасочных материалов.

Тенденции Зачем бизнес инвестирует в общественные пространства
Содержание
Закрыть