Тенденции , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Зачем бизнес инвестирует в общественные пространства

Фото: PhotoXPress
Фото: PhotoXPress
Эксперты обсудили синергию власти, бизнеса и общества в развитии городских пространств

В Петербурге активно развиваются общественные пространства. Только за последнюю пару лет открылись площадки: «Двор Гостинки», «Брусиницын», Vokzal 1853, Третье место, Seno и другие. Интерес к этому формату проявляет не только «профильный бизнес» — рестораны, сфера развлечений и т. д., — но и крупные компании, заинтересованные в общении с широкой аудиторией. О том, как городские пространства становятся точками взаимовыгодного сотрудничества городских властей, культурных институций и бизнеса — в материале РБК+ Петербург по итогам public talk «Культурная урбанистика», который прошел в арт-пространстве Tele2 Art Space на Елагином острове.

Фото: Елена Игнатьева
Фото: Елена Игнатьева

Синергия власти, бизнеса и общества

Как отметил вице-губернатор Санкт-Петербурга Борис Пиотровский, современный город невозможно представить за счет усилий только одного института — власти, бизнеса или культурных институций. Эффективна только совместная работа.

Борис Пиотровский, правительство Санкт-Петербурга
Вице-губернатор Санкт-Петербурга Борис Пиотровский:

«Правительство, бизнес, общественные организации — если связка эта работает, то результат виден, и видна реакция людей на появление новых пространств. Это важный параметр, по которому мы, в частности, оцениваем нашу работу».

Инициативы, направленные на создание новых культурных территорий, делают город не только более комфортным для жизни, но и гораздо более привлекательным для туристов. Без сотрудничества бизнеса, общественных организаций, властей города и представителей культурной сферы добиться серьезного результата в этой области Петербургу бы не удалось.

«Город, культурные институции, общественные пространства, бизнес — всех объединило желание сделать наш город еще лучше. Сфера культуры стала ключевой темой, которая магическим образом собрала все смыслы воедино, потому что она говорит с самыми разными людьми на одном понятном языке», — отметила Ульяна Ким, эксперт по урбанистике, сооснователь бюро Versus.Mind.

Территория общения с клиентом

Активно интегрируется в городские пространства крупный бизнес. Так, мобильный оператор Tele2 на летние месяцы второй год подряд организует общественное пространство Tele2 Art Space в Центральном парке культуры и отдыха им. Кирова (ЦПКиО). Горожане знакомились на площадке с искусством — смотрели фильмы или слушали образовательные лекции от экспертов. Специалисты помогали разобраться не только в кинематографе, живописи, архитектуре и моде. При поддержке Санкт-Петербургского международного культурного форума прошел мастер-класс по созданию электронной музыки от исполнителя SymphoCat. Преподаватели ИТМО рассказывали о направлении Art & Science и робототехническом искусстве. В арт-пространстве также устраивали занятия по йоге, организовывали музыкальные концерты классической и джазовой музыки, проводили танцевальные вечеринки и квизы.

По словам директора макрорегиона «Северо-Запад» Tele2 Сергея Тимошина, причина интереса со стороны петербуржцев к культурным общественным пространствам вполне объяснима: они повышают качество жизни людей. Бизнесу это направление также интересно. Есть компании, которые получают прямую прибыль от развития подобных локаций – это, к примеру, ресторанный и развлекательный бизнес, а теперь и ИТ. Однако возможные выгоды могут быть шире — в том числе, благодаря расширению коммуникации с клиентами и укреплению репутации компании.

Сергей Тимошин, Tele2
Директор макрорегиона «Северо-Запад» Tele2 Сергей Тимошин:

«Для Tele2 как представителя бизнеса подобные инициативы необходимы. Дело в том, что бизнес современного оператора связи не может развиваться только в одной плоскости и фокусироваться исключительно на связи. Мы должны быть ближе к своим клиентам, сопровождать их в жизни, являться для них партнером. И такой синергетический эффект налицо: мы видим высокий уровень позитивного отклика. Наши клиенты посещают разнообразные мероприятия — от занятий йогой и танцев до лекций и дискуссий. Такие проекты позволяют нам выходить за рамки телекоммуникаций, поддерживать интересы и образ жизни наших клиентов, жителей и гостей города».

Выход за традиционные рамки

Городские открытые арт-пространства могут стать дополнительным инструментом для расширения аудитории классических учреждений культуры. Своим кейсом на public talk поделилась генеральный директор Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга Ольга Хомова. Многим сложно представить, что на академической площадке можно провести что-то современное. Однако учреждение, которое в основном работает с классикой, смело экспериментирует: может скрестить классический репертуар с современным роком или диджейским сетом. Для этого используют городское пространство — дворы Капеллы.

Ольга Хомова, Капелла Санкт-Петербурга
Ольга Хомова, генеральный директор Капеллы Санкт-Петербурга:

«В Капелле Санкт-Петербурга уделяют особое внимание развитию общественных пространств, чтобы жители и гости Северной столицы знакомились с прекрасной культурой. Поэтому мы создали проект «Арт-дворы Капеллы», который предлагает зрителям невероятно насыщенную программу в любое время года: от выставок известных художников до творческих лабораторий. Еще одно важное направление, которое реализуется в Капелле уже несколько лет — это Дни культуры регионов. На несколько дней дворы и выставочные площадки Капеллы наполняются культурными особенностями региона: национальными костюмами, живописью, музыкой, ремеслом и многим другим. Тем самым у петербуржцев появляется уникальная возможность узнать ближе свою страну, находясь в центре Города на Неве. Это яркие примеры развития мегаполиса при помощи креативных индустрий».

По словам Ольги Хомовой, билеты на концерты Капеллы регулярно раскупаются полностью, но зал учреждения позволяет пригласить порядка 200 тыс. гостей за год. Использование же нового общественного пространства — «Арт-дворов Капеллы» — позволяет культурной институции существенно расширить аудиторию и масштаб мероприятий.

Павел Селезнев, директор ЦПКиО им. С. М. Кирова также отметил, что охранный статус исторического парка не мешает им быть достаточно демократичным историческим парком, реализуя различные социокультурные проекты на своей территории, в том числе совместно с бизнесом. Так что в Петербурге даже довольно классические институции выходят за свои рамки и идут навстречу молодой активной аудитории.

Пространство для экспериментов

Петербург давно застолбил за собой статус культурной столицы. Со всего мира люди ездят в город, чтобы посетить Эрмитаж и Русский музей, побывать на премьере в Мариинском театре, изучить архитектурные шедевры северного модерна. Однако за классическими произведениями искусства остаются в тени современные творческие направления.

Исследователь уличного искусства и автор подкаста «Рисунки на Стенах» Денис Фабрика отметил особую роль новых городских территорий для развития молодых представителей стрит-арта. Петербург, по его словам, как город-памятник сложен для реализации такого городского искусства, как стрит-арт. В этом случае общественные пространства становятся отличной площадкой для реализации этого направления. «По своему опыту недавней выставки в «Севкабеле» могу сказать, что польза есть для всех — и художников, и самого пространства. Первые получают контакт с осознанным зрителем в точке максимального спроса, а вторые наполняют свои пространства культурными смыслами. И та институция, которая концептуально возьмет под свое крыло эту сферу, однозначно получит массу бенефитов», — рассказал Денис Фабрика.

«Мы постоянно слышим, что Петербург — культурная столица. Этот статус нам нужно поддерживать не только в классическом понимании, но используя актуальные подходы культурной урбанизации», — заявила Ульяна Ким.

Интерес горожан и туристов к современному искусству подтверждают и в Tele2. «У нас есть сервис обмена неизрасходованных минут на билеты в музей современного искусства «Эрарта». Так вот в этом году абоненты обменяли 10 млн минут в рамках этого сотрудничества. 86% абонентов по итогу визита в музей оформили годовой проход. Во многом это объясняется тем, что в Петербурге очень силен культурный код, поэтому культурная составляющая должна присутствовать и в инициативах операторов связи», — отметил Сергей Тимошин.

Точки притяжения туристов

Культурные мероприятия в новых пространствах также могут стать точками притяжения для гостей Северной столицы. Культурный форум — прекрасный пример того, как масштабные международные мероприятия преображают пространство городов, дают мощный импульс для развития туризма и, как следствие, огромного количества секторов экономики.

Светлана Гуляева, Культурный форум
Светлана Гуляева, исполнительный директор Культурного форума:

«Не случайно Культурный форум традиционно проводится в ноябре. Это совсем не пиковый сезон в плане турпотока, в отличие от белых ночей, но благодаря Форуму в Петербург приезжают тысячи гостей из самых разных регионов России и зарубежных стран. И это не только профессиональные участники деловой программы, эксперты с мировыми именами. Гости нашего города — как и горожане, конечно, — в эти дни получают возможность увидеть уникальные спектакли, кинопоказы, концерты, выставки — культурную программу, созданную специально для Форума».

Децентрализация городов

В ходе общественной дискуссии вице-губернатор Борис Пиотровский отметил, что важно помогать не только центральным, классическим учреждениями культуры. Цель городских властей — выход в районы Санкт-Петербурга.

Успешный кейс подобной децентрализации — арт-резиденция «Шкаф». Библиотека в Красногвардейском районе активно работает с местным сообществом и представителями креативных индустрий. Здесь горожане слушают лекции, посещают выставки современных художников.

«Наша цель — развивать территорию, удаленную от центра города, через работу с местным сообществом и представителями креативных индустрий. Мы проводим резиденции для художников, а затем устраиваем выставки участников этих резиденций, помогаем реализовывать творческие проекты партнеров центра», — рассказала о работе арт-резиденции Любовь Бахова, специалист по связям с общественностью арт-пространства «Шкаф».

Содержание
Закрыть