Тенденции , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Успокоительная красота

Фото: ru.freepik.com
Фото: ru.freepik.com
На фоне длительного стресса люди начинают искать дополнительную опору, многие находят ее в заботе о своем здоровье и внешности.

Рынок косметологических услуг в 2022 году, несмотря на кризис, вырос на треть, и по итогам первого квартала 2023 года продолжает демонстрировать позитивную динамику. Во многом этому способствует вынужденное изменение потребительского поведения: в ситуации, когда возможности совершения крупных покупок, таких как недвижимость или автомобиль, ограничены, многие вкладывают свободные средства в более доступные медицинские услуги. Эксперты также отмечают возрастающую значимость психологического фактора — на фоне длительного стресса люди стремятся получить положительные эмоции, и улучшение собственной внешности им такую возможность предоставляет.

Аномальный рост

По данным Ассоциации частных клиник Санкт-Петербурга, объем городского рынка косметологических услуг в 2022 году составил около 7,5 млрд руб., что на 25–30% больше, чем в 2021 году. О бурном росте этого сегмента эстетической медицины говорят и участники рынка. Так, объем продаж направления косметология в клинике высшей категории Grandmed в прошлом году увеличился на 30%, клиника Dega зафиксировала рост продаж косметологических услуг также на уровне 28–30%.

На рынке Санкт-Петербурга, по данным сервиса «Продокторов.ру», работают 1 255 лицензированных врачей-косметологов и 236 косметологических клиник.

Бурное развитие отрасли в прошлом году эксперты и участники рынка объясняют несколькими причинами. Во-первых, отмечает генеральный директор Ассоциации частных клиник Санкт-Петербурга Александр Солонин, в 2022 году произошло существенное изменение потребительского поведения: по различным причинам заметно снизилась покупательская активность в таких направлениях, как недвижимость, автомобили, туризм. «При этом, как показывают статистические данные за 2022 год, резкого падения доходов граждан не произошло. Свободные средства люди стали вкладывать в доступные здесь и сейчас услуги, в том числе и в медицинские», — объясняет Александр Солонин.

В любой кризис эстетическая медицина не страдает так сильно, как другие отрасли — в нестабильной эмоциональной ситуации люди начинают искать какую-то опору, и многие находят ее в заботе о здоровье и внешности, добавляет эстетический пластический хирург «Института красоты Галактика» Александра Мошкалова.

«Естественно, что в ситуации длительного стресса, неопределенности и психологической напряженности люди стремятся получить положительные эмоции. Красота — прекрасный антидепрессант, и многие пытаются компенсировать перманентную тревогу, занимаясь улучшением своей внешности и здоровья», — согласен Александр Солонин.

Отложенный эффект

Косметологические клиники быстро справились с последствиями кризиса цепочек поставок, в настоящее время дефицита расходных материалов и препаратов в Санкт-Петербурге нет, говорят участники рынка. Так, клиника Dega около полугода использовала заранее сделанные запасы расходных материалов и медикаментов и за это время смогла отобрать, протестировать и ввести в ассортимент аналоги исчезнувших с российского рынка продуктов. «Все возможные трудности с поставками в пластической хирургии решены, и мы продолжаем работать в стабильном режиме», — подтверждает Александра Мошкалова.

«Мы не заметили кризиса цепочек поставок благодаря тому, что у нас выстроены хорошие многолетние отношения с нашими партнерами, которые нам заранее сообщают обо всех, даже малейших изменениях в логистике. Безусловно, очень помогла заранее принятая стратегия «альтернативного поставщика», которая заключается в раннем поиске альтернативных каналов поставок всех основных препаратов и расходных материалов. Единственное, что нам оставалось весной прошлого года, — это не поддаться всеобщей панике и не начать сметать со складов все необходимое по многократно завышенным ценам», — вспоминает директор по развитию холдинга Grandmed Ульяна Обрядина.

Яркий пример на рынке — уход компании Allergan, поставщика медицинских препаратов и грудных имплантов. Снизить последствия ухода с российского рынка крупного игрока позволила стратегия замещения. «У нас к этому времени были подобраны достойные аналоги их продукции, а врачи обучены с ними работать. Естественно, такой подход дал свой результат — оставшись без привычных расходников, мы очень быстро сумели предложить пациентам достойную альтернативу», — отмечает Ульяна Обрядина.

При этом, подчеркивает генеральный директор клиники Dega Екатерина Агапова, компании, которые дорожат своей репутацией, не пользуются возможностями параллельного импорта для поставок препаратов. «Мы ищем пути легальных поставок препаратов, а если их совсем нет, то предлагаем пациентам альтернативные варианты», — уточняет Екатерина Агапова.

В 2022 году клиникам, несмотря на рост закупочных цен, удавалось не допустить серьезного повышения цен на косметологические услуги и удержать его в пределах 10–15%. «Как и всегда, на рост цен влияет общая инфляция, мы движемся в ее рамках. Сейчас стоимость услуг стабилизировалась», — говорит Александра Мошкалова.

4,5–7 тыс. руб. составляет средний чек в косметологических клиниках Санкт-Петербурга, по данным исследования Fullscreen Communications Agency на осень 2022 года.

Однако, по мнению участников рынка, сохранить прежний уровень цен в 2023 году вряд ли удастся. Во многом это связано с тем, что сделанные ранее запасы расходников и медикаментов подошли к концу, и клиники будут вынуждены закупать все необходимое уже по кризисным ценам. «Всю глубину последствий кризиса цепочек поставок мы сможем оценить только к концу 2023 года», — подчеркивает генеральный директор клиники Dega Екатерина Агапова.

Аппаратная естественность

Одним из трендов последнего года стало перераспределение рынка от инъекционной косметологии и пластической хирургии в сторону аппаратной косметологии — на долю последней приходится 32% запросов пациентов, в то время как «уколы красоты» нужны 21% пациентов, выяснило Fullscreen Communications Agency. Однако наибольшим спросом по-прежнему пользуется сегмент уходовой косметологии — за такими консультациями обращаются 35,7% пациентов.

«Мы видим тенденцию роста запросов от наших пациентов на аппаратные процедуры», — подтверждает данные исследования Ульяна Обрядина. По ее мнению, это связано с укреплением другого глобального тренда в области эстетической медицины — тренда на натуральность, естественность, заботу о своем здоровье и поддержание уникальности индивидуальных форм лица и тела. «Такого результата проще всего добиться как раз с помощью аппаратных методик. Инъекционные процедуры в большей степени направлены на создание форм. Например, для увеличения губ, скульптурирования контуров лица», — поясняет она. Кроме того, аппаратные процедуры в большинстве безболезненны и более комфортны для пациентов, чем некоторые инъекционные, добавляет Ульяна Обрядина.

Для того, чтобы удовлетворить запросы пациентов на аппаратные процедуры, крупные клиники инвестируют в приобретение соответствующего оборудования. Так, клиника Dega начала использовать аппарат Morpheus для процедуры игольчатого RF-лифтинга. Grandmed также установил израильский аппарат последнего поколения для RF-лифтинг от производителя Endymed.

Тренд на натуральность продолжит господствовать и в 2023 году, уверена Александра Мошкалова. «В этом году дизайнеры одежды предлагают нам брюки, юбки, шорты на максимально заниженной талии, короткие прозрачные топы, открытые платья-сетки. Одежда несет лишь вспомогательную функцию, акцент делается на фигуре. Поэтому однозначным трендом в новом году станет работа с телом», — полагает она.

Суровая красота

В числе позитивных итогов 2022 года участники рынка отмечают увеличение доли мужчин среди общего числа пациентов. По оценкам Ульяны Обрядиной, доля мужчин среди клиентов косметологического отделения на конец первого квартала 2023 года составляла 8%. В клинике Dega этот показатель еще больше. «Если несколько лет назад доля пациентов-мужчин не превышала 5%, то уже в 2021 году их было 10–12%, а в 2022 году — почти 15%. Медленно, но верно интерес мужчин к собственной внешности и, как следствие, к эстетической медицине растет», — говорит Екатерина Агапова.

«Мужчины стали больше за собой следить, причем если раньше это были в основном медийные лица, то сегодня среди клиентов косметологов мы видим значительное количество людей из бизнес-среды», — добавляет Ульяна Обрядина.

Наибольшей популярностью у пациентов-мужчин в прошлом году пользовались процедуры безоперационного аппаратного омоложения, отмечает Екатерина Агапова.

В ожидании стагнации

По оценкам Александра Солонина, рынок косметологических услуг продолжит расти и в 2023 году, однако не такими быстрыми темпами — динамика вернется к привычным 15–20% в год. С тем, что темпы роста рынка будут замедляться, согласны и другие участники рынка.

«Успех любой косметологической клиники в 2023 году будет зависеть от умения работать с лояльностью уже имеющихся пациентов, — уверена Екатерина Агапова. — В течение же ближайших трех лет рынок, уже сегодня находящийся в стадии зрелости и перенасыщенный предложением, начнет стагнировать».

В таких условиях в наиболее выигрышной позиции окажутся клиники, вовремя внедрившие новые методы коммуникации с пациентом, в том числе и парамедицинские, говорит Александр Солонин. «Уже сегодня главными критериями выбора косметолога для пациента являются доверие и эмоциональная совместимость. Человек приходит к врачу не только за видимым результатом, но и за общением, максима «косметолог — почти что психолог» обретает новый смысл. Поэтому будущее — за врачами и клиниками, которые смогут выстроить с пациентами дружеские отношения, тем самым обеспечив себе их лояльность и гарантированный поток повторных визитов», — заключает Александр Солонин.

Ульяна Обрядина, Grandmed
Ульяна Обрядина, директор по развитию холдинга Grandmed:

«Петербуржцы стали больше заботиться о себе, о своем здоровье, пришло осознание, что лучшая и наиболее надежная инвестиция в сложные времена — это инвестиция в себя. Сейчас все ищут тепла и любви гораздо активнее, чем прежде. Люди понимают, что любовь к себе — это то, с чего все начинается. Согласитесь, что наш внешний вид — это и есть своего рода показатель любви к себе. Совершенно точно сейчас заботу о своем здоровье и красоте может позволить себе каждый человек».

Александра Мошкалова, «Института красоты Галактика»
Александра Мошкалова, эстетический пластический хирург «Института красоты Галактика»:

«Развитие пластической хирургии в ближайшей перспективе — в доведении до идеала уже существующих методов, повышении качества услуг. Стоит ожидать появления новых методик, направленных на ускорение и облегчение реабилитационного периода, так как этого требует ритм жизни пациентов».

Екатерина Агапова, Dega
Екатерина Агапова, генеральный директор клиники Dega:

«Разница в цене на услуги «белых» и «серых» косметологов доходит до 30%, однако последствия такой «экономии» для пациентов могут быть весьма плачевны, вплоть до серьезного вреда здоровью. В лучшем случае пациент «серого» косметолога будет вынужден снова тратить деньги на исправление ошибок такого «специалиста». Часть пациентов обращается с таким запросом в нашу клинику».

От первого лица Почему растет спрос на «другую хирургию»
Скачать Содержание
Закрыть