Рынок эстетической медицины Санкт-Петербурга, несмотря на кризисы последних лет, по-прежнему остается высококонкурентным. Клиники, особенно те, которые планируют расширение деятельности, вынуждены разрабатывать и внедрять новые инструменты привлечения как пациентов, так и квалифицированных кадров — врачей и рядовых сотрудников. О том, как принципы командной работы помогают решать финансовые и HR-задачи и куда движется отечественная пластическая хирургия — в интервью РБК Петербург рассказал главный врач клиники Dega Денис Агапов.
Рынок индивидуалистов
— Петербургский рынок пластической хирургии и косметологии всегда считался высококонкурентным. Изменилась ли эта ситуация за последние несколько лет?
— Полагаю, что нет. На данный момент объем рынка эстетической медицины стабилен, и конкуренция сохраняется на определенном уровне. В 2018 году было резкое изменение количества клиник, которое произошло в связи с вступлением в силу нового приказа о пластической хирургии. В тот год с арены ушло около 40% игроков. Клиник по-прежнему много, а платежеспособных клиентов, которые могут себе позволить выполнить довольно-таки дорогостоящие процедуры, больше не становится, скорее их стало меньше, все-таки умеренный отток пациентов в 2022 году произошел.
— Как, по каким параметрам сегодня пациенты выбирают клинику?
— Критерии выбора, судя по нашим исследованиям, не изменились. Для пациента главным остается бренд врача и уже во вторую очередь бренд клиники. Это естественно, ведь операцию проводит конкретный врач, и пациент должен доверить ему свои здоровье и красоту. И если два эти момента — хороший врач и надежная клиника — складываются, пациент делает свой выбор.
— Стало ли сегодня легче привлекать опытных врачей?
— Легче точно не стало. Как обычно, первыми в кризис с рынка уходят неустойчивые компании. В медицине такими обычно являются небольшие клиники, штат которых в основном состоит из совместителей. То же самое и со средним и младшим медперсоналом. Такие клиники часто подбирали докторов-«кочевников», которые ни на одном месте работы долго не задерживались, для таких главное — получить гонорар. Профессионалы же подолгу работают на одном месте: у них прекрасные условия, за них бьются, их всеми силами пытаются удержать. Ведь хороший доктор — это гарантированный пациентопоток и хороший плюс в прибыль всей клиники.
— Что вам помогает удерживать и привлекать хороших врачей?
— Хотелось бы сказать, что финансовые условия, но это было бы лукавством — они у нас в рынке. Наши конкурентные преимущества в парамедицинских вещах. Многих привлекает коллектив — сплоченный, доброжелательный, то, что называется командой. В медицине очень важно быть не одному, важно, чтобы всегда был кто-то, кто сможет вовремя подставить плечо, посоветовать, подсказать, помочь, проассистировать. В эстетической медицине, в пластической хирургии, в косметологии это пока в новинку. Я считаю, что это одна из серьезных проблем отрасли — хорошие специалисты часто выбирают путь одиночек.
Роль команды
— Что вы подразумеваете под командой в медицинской клинике?
— Общность людей, которые объединены общими взглядами на лечебный и хирургический процессы. Например, стандартная ситуация: лечащий врач провел операцию и ушел в отпуск, заболел, уехал на конференцию. Но его пациент не остается без наблюдения: все коллеги знают и понимают, что нужно исходя из индивидуальной программы на этапе реабилитации. У нас разработаны пошаговые инструкции на все экстренные случаи, и каждый член команды знает, что в той или иной ситуации нужно делать. Такое единодушие идет во благо не только врачу, но и пациенту, который получает дополнительные гарантии безопасности и максимальное качество услуги.
— Как объединять ярких индивидуалистов — пластических хирургов в команду?
— Слишком ярких мы не приглашаем в коллектив изначально. По моему опыту, принципиально некомандного игрока переделать невозможно. Вот говорят, что хороший человек не специальность. Да, это так, но хорошего человека можно научить профессиональным навыкам, а привить сложившемуся профессионалу чуждые ему общечеловеческие понятия невозможно.
Принципиально некомандного игрока переделать невозможно
— Можно ли оценить влияние командного принципа работы на финансовые показатели клиники?
— В 2022 году мы достигли 24% прироста выручки, и я считаю, что это как раз и есть результат командной работы. В условиях, когда первичных пациентов привлекать становится все сложнее, стоит сосредоточиться на том, чтобы увеличить возвращаемость. Для этого приняли определенную стратегию и еще быстро внедрили ее на практике. Ключевое здесь «быстро», но это получилось только благодаря тому, что все сотрудники клиники работали сообща на один результат. Например, количество пациентов, которые снова пришли к нам в отделение косметологии, выросло за прошлый год на 20%.
Количество пациентов, которые снова пришли к нам в отделение косметологии, выросло за прошлый год на 20%
— Как этот тренд соотносится с общим направлением развития рынка эстетической медицины в России? Что на нее влияет?
— С точки зрения технологий, думаю, что будущее пластической хирургии — в области инженерии тканей. У нас, в том числе и в Санкт-Петербурге, разрабатываются инновационные методики, позволяющие искусственно выращивать интеллектуальные, совместимые с человеческими, ткани, которые можно использовать, скажем, для скрытия пластических дефектов. Но это перспектива не завтрашнего дня. А так будем следить за общемировыми тенденциями, вести научно-исследовательскую деятельность, развивать и внедрять собственные наработки, реализовывать рациональные предложения и оттачивать свои навыки для получения еще более качественных результатов.