От первого лица , Санкт-Петербург и область ,  
0 

«Современным музей делают люди, а не мультимедиа»

Фото: РБК Петербург
Фото: РБК Петербург
Генеральный директор компании «Комбинат музейно-выставочного искусства» Елена Михайлова — о принципах создания актуальных выставочных пространств и конкуренции в отрасли.

Музей сегодня — это сложный объект с хорошей архитектурой, понятной логистикой и сложной инженерной начинкой. Как и для кого создаются такие выставочные пространства, как привлекают посетителей и во сколько обходятся — в интервью РБК+ Петербург рассказала генеральный директор компании «Комбинат музейно-выставочного искусства» Елена Михайлова.

Проектный подход

— Многие отрасли экономики до сих пор переживают последствия пандемии. Как пандемия изменила музейную отрасль? Насколько сложно шла реализация выставочных или музейных проектов?

— Пандемию никто не планировал, зато вся страна планировала большой юбилей — 75-летие победы в Великой Отечественной войне, и в 2020-м нашей компании была поручена реализация двух знаковых для отрасли объектов.

Первый — «Битва за оружие Великой Победы», это третий созданный коллективом «КМВИ» музей в составе музея-заповедника «Прохоровское поле», посвящен подвигу тружеников тыла и гражданского населения в годы Великой Отечественной. Музей построен на площади около 4 тыс. кв. м и расположен на двух этажах нового, специально построенного для него здания. Это современный музейный комплекс из плавно переходящих друг в друга 14-ти тематических залов и 30-ти обстановочных сцен, выполненных с использованием сценографии и иммерсивных технологий «метода погружения». Для музея были созданы около двухсот моделей и макетов и почти сорок крупногабаритных инсталляций, таких, например, как вагон-теплушка или модель самолета ИЛ-2 в разрезе в натуральную величину.

Музей «Битва за оружие Великой Победы»
Музей «Битва за оружие Великой Победы» (Фото: «Комбинат музейно-выставочного искусства»)

Второй музей — Донской военно-исторический музей, экспозиция «Дон в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» музея-заповедника «Самбекские высоты» в Ростовской области, площадью более 2,5 тыс. кв. м. Музей состоит из пяти экспозиционных залов со сложной музейной архитектурой, для которого, например, мы изготовили более 200 исторических реконструкций и 22 комплекта военного обмундирования родов войск, участвующих в сражении.

Оба музея абсолютно разные по своей архитектурной пластике, цветовым решениям и использованным технологиям.

Поэтому весь год мы много работали. Конечно, не без некоторых сложностей.

— Каких?

— В основном, они были связаны с организацией работ и логистикой. Вся страна была фактически на «стопе», стояла без возможности передвигаться между регионами. Грамотно организовывать логистику было и трудоемко, и хлопотно. Нашей компании были выписаны такие «верительные грамоты», с которыми мы смогли перевести с производств Санкт-Петербурга на региональные объекты, в Ростовскую и Белгородскую области, изготовленное музейное оборудование и системы, элементы сценографии, макеты самолетов, вагонов.

Параллельность создания двух объектов и необходимость соблюдать санитарные требования медиков также добавляли трудностей в организацию работ.

Но мы справились, и итогом года стали два новых актуальных музейных объекта, которые востребованы и успешны.

 — Вы работаете только с государственными заказчиками?

— Основные объекты культуры финансируются государством, например Министерством культуры, или через областные и региональные бюджеты. Но это может быть и крупный бизнес, например, компания ОАО «РЖД». Для них к 180-летнему юбилею в 2017-2018 гг. мы создали в Санкт-Петербурге корпоративный Музей железных дорог России. Или в текущем году, к 9 февраля, для АО «Аэропорт Пулково» наша компания реализовала выставку, которая посвящена юбилею гражданской авиации России.

— Не могли бы вы подробнее рассказать об этом проекте?

— Было задумано сделать полномасштабную выставку, посвященную большому юбилейному событию — столетию гражданской авиации России. Выставка объемная, занимает более 2 тыс. кв. м интерактивного пространства терминала «Пулково-2», в ней задействовано более 400 исторических и технических экспонатов, которые были привлечены непосредственно под выставку, в том числе 180 достаточно редких. Так уж получается, что наша компания часто приглашается заказчиками, у которых нет, к сожалению, ни собственных экспонатов, ни своей научной базы, зато есть идеи и желание создавать. Поэтому, благодаря активной помощи специалистов АО «Аэропорт Пулково» и энтузиазму нашей команды, удалось буквально за несколько месяцев сформировать необходимые экспозиционные и иллюстративные материалы, привлечь коллекции частных коллекционеров.

Выставка к столетию гражданской авиации России
Выставка к столетию гражданской авиации России (Фото: «Комбинат музейно-выставочного искусства»)

Четыре блока выставки — исторический, технический, биографический и идеологический — погружают в историю отечественной авиации: от первых летательных аппаратов до перспективных разработок. Все исторические предметы, макеты, экспонаты, оборудование и технические элементы конструкции самолетов деликатно вписали в антураж бывшего терминала, сохранили и багажные ленты, и вывески, и визитную карточку здания терминала — стеклянный купол. Авиационные двигатели выглядят как футуристические арт-объекты. А для иллюстрации первых отечественных конструкторских разработок изготовлен макет-реконструкция в натуральную величину самолета Гаккель-3 образца 1910 года.

Выставка получилась достойная. Приятно, что в любимом Санкт-Петербурге, в городе, где зарождалась история отечественной гражданской авиации, появилась еще одна точка притяжения.

— Увидели ли вы снижение активности заказчиков в 2022 и начале 2023 года?

— Музеи — это объекты, которые создаются на протяжении нескольких лет. Например, экспозиция Музея железных дорог России проектировалась в 2016 году, а реализована поэтапно в 2017 и в 2018 годах. Все объекты, которые мы делаем — это продукты «длинного цикла», тут и проектирование, и реализация, и техническое обслуживание. Поэтому, если ты сдаешь одновременно несколько крупных музеев, то у тебя поневоле образовывается производственная лакуна. Ты не можешь автоматически, сразу, перейти в реализацию следующего. Плюс многие объекты поставили на паузу обстоятельства. Конечно, у компании есть перспективные разработки: хотели бы поработать на Крымских объектах, активно ведем работы в Карелии. К нашему сожалению, не смогли реализовать себя в Музее мирового океана в Калининграде. Не получилось. Но мы работаем, и надеемся, в ближайшее время в нашем портфолио появятся новые экспозиции.

— Насколько конкурентна ваша отрасль?

— На рынке есть профессиональные команды, и мы иногда «сталкиваемся» на каких-то объектах, но стараемся не портить взаимоотношения. Мне лично очень импонирует, как работает бюро «Планета 9» Агнии Стерлиговой, нравятся выставки талантливого музейно-театрального художника Юрия Сучкова. Это — «штучный товар».

Современный музей

— Вы работаете на этом рынке уже 15 лет, случалось ли, что корпоративный заказчик настаивал на своем видении экспозиции? Что, если это противоречило вашей концепции?

— Такое редко встречается. Сейчас заказчик, как правило, высокообразованный и «насмотренный» пользователь, и он четко понимает, что хочет — современный актуальный музей с учетом опыта создания лучших европейских или азиатских музеев, с использованием современных стандартов проектирования.

— Какие составляющие обязательно должны быть в современном музейном пространстве?

— Сейчас все музеи стремятся быть интерактивными, иммерсивными, мультимедийными, аудиовизуальными и так далее. Но это только средства и технологии коммуникации с посетителем. Они должны служить одной сверхзадаче — сохранению интереса к наследию, к истории, к культуре. Создавая музейную среду, архитектуру, проектировщик, музейный художник работает прежде всего на то, чтобы экспонат «зазвучал», чтобы проявилась его история, его магия. Поэтому так важна смысловая нагрузка, некая гран-идея, которой все отобразительные средства и технологии должны быть подчинены.

«Сейчас все музеи стремятся быть интерактивными, иммерсивными, мультимедийными, аудиовизуальными и так далее. Но это только средства и технологии коммуникации с посетителем».

Современное требование к музею — это создание хорошо сбалансированного, продуманного, выверенного пространства с гармоничной архитектурой и логикой развития тематики и смыслов, с понятной и прозрачной логистикой, эргономичное и комфортное, чтобы посетитель интуитивно понимал, как и куда ему двигаться, где гардероб или касса, где начало или продолжение экспозиции. Музей должен быть просчитан и продуман до мелочей, на уровне человеческой инженерии, с учетом возможностей различных целевых групп удерживать или концентрировать свое внимание, с учетом их физиологических потребностей, ритма жизни. Музей — это среда, «живой организм», и музейный проектировщик должен заложить основы как для актуальной текущей жизни музея, так и для возможностей его развития в будущем: спроектировать фондовые и выставочные помещения, детские центры, библиотеку, конференц-залы, зоны коммуникации; продумать маркетинговую составляющую, стратегию его развития и продвижения — какие услуги музей будет оказывать посетителю, как и на чем зарабатывать. В музее все должно быть комфортно, чтобы в него хотелось возвращаться.

Экспозиция «Дон в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
Экспозиция «Дон в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (Фото: «Комбинат музейно-выставочного искусства»)

— Во сколько сегодня обходится создание современного пространства?

— В нашем направлении существуют определенные профессиональные расценки, сформированные на основе многолетней практики: для выставочного проекта — это примерно 100-200 тыс. руб. за кв. м. Музейный проект стоит как правило дороже, так как он делается с использованием более износостойких, вандалоустойчивых, «долгоиграющих» материалов и технологий и включает в себя сложную музейную инженерию, системы автоматизации, профессиональный свет, поэтому должен стоить от 200 до 400 тыс. руб. за кв. м. Но это очень условные цены. Ценообразование во многом зависит от комплексности подхода и от того, есть ли необходимые экспонаты в музее или их надо воссоздавать, изготавливать, и это тоже ложится на себестоимость музейно-выставочного объекта, и соответственно цена за квадратный метр повышается.

Поэтому, если попытаться вывести среднюю стоимость создания современного музейного объекта площадью, например, в 1,5-2 тыс. кв. м, то, по нашему опыту, бюджет на его реализацию должен составлять не менее 300-400 млн. руб., иначе от многих технологий придется отказаться.

«Бюджет на создание современного музейного объекта площадью 1,5-2 тыс. кв. м должен составлять не менее 300-400 млн. руб., иначе от многих технологий придется отказаться».

И добавлю, мы часто проектируем почти бесплатно, если идея того стоит.

Рыночный расклад Промышленный оптимизм
Содержание
Закрыть