Инструменты , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Контрасты и перспективы: что привлекает туристов на Крайний Север

Фото: gov-murman.ru
Фото: gov-murman.ru
Год от года растущий поток туристов в регионе требует объединения усилий. Как власть и бизнес работают над созданием качественного туристического продукта и что ждать в новом сезоне — в материале РБК+

Мурманская область стала одним из лидеров среди российских регионов по росту турпотока. Только за 2022 год регион посетило полмиллиона гостей. В этом году региональное правительство намерено преодолеть планку в 500 тыс. туристов, а к 2035 году принять уже 1 млн. О том, что уже сделано в туротрасли и какие задачи перед ней стоят сегодня — обсудили представители региональных властей и бизнеса, а также эксперты в рамках круглого стола «Арктический туризм: как привлечь путешественников на крайний север», организованного РБК Петербург.

Цели и средства

Турпоток в Заполярье стремительно растет. Так, в пандемийный 2020 год регион посетили 350 тыс. туристов, в 2021 — уже 486 тыс. человек, в 2022 году — полмиллиона гостей. Традиционно Мурманская область привлекает путешественников со всего мира в зимние месяцы, когда велика вероятность увидеть одно из чудес природы — северное сияние. Но несколько лет назад власти региона решили сломить этот тренд и сделали ставку на круглогодичный отдых и повторные посещения.

«Мы начали искать поводы приехать к нам в любое время года, а также вернуться в регион за новыми впечатлениями, — говорит председатель Комитета по туризму Мурманской области Александр Елисеев. — В то же время мы не гонимся за потоком, хотя и определили для себя ключевой показатель, к которому стремимся — 1 млн туристов в год».

Александр Елисеев, Комитет по туризму Мурманской области
Александр Елисеев, Комитет по туризму Мурманской области (Фото: Александр Рябинкин/РБК Петербург)

 Для приема такого количества гостей региону необходима соответствующая инфраструктура. «Это касается не только отелей, транспортных возможностей, но и вовлечения тех, кто работает в туризме. Сейчас мы наблюдаем резкий рост — буквально в два раза выросло количество туроператоров. Этот вопрос также требует системной работы, речь в том числе об улучшении обслуживания за счет компетентных гидов», — объяснил Александр Елисеев.

Две группы инвесторов

Туризм в Мурманской области остается отраслью с максимальным количеством инвестиционных проектов. «Наши инвесторы делятся на две группы. Первая — это те, кто работает в регионе и готов инвестировать — к примеру, рыбные компании, которые вдруг начали вкладывать средства в туризм. Или компании, которые занимались туризмом и стали расширяться», — говорит Александр Елисеев.

В прошлом году таким предпринимателям было выделено 317 млн руб. В итоге были созданы новые отели и рестораны, туроператоры закупили большое количество оборудования.

Вторая группа инвесторов — это те, кто знает, что такое туризм, давно работает в этой сфере. «Один из крупнейших проектов в регионе — «Валла-Тунтури» на полуостровах Рыбачий и Средний. В большую работу по развитию туризма вовлекаются территории, которые раньше вообще не рассматривались как туристические центры. Например, Мончегорск», — прокомментировал Александр Елисеев.

Таким образом, сочетание усилий профильных и непрофильных инвесторов позволяет активнее развивать туристический потенциал региона и реализовывать как масштабные, так и локальные проекты, создавать уникальные туристические продукты.

О росте турпотока и активности бизнеса в этой сфере говорят и косвенные признаки. Так, только за 2022 год показатели оборота по эквайрингу в Мурманской области увеличились в 2 раза, отметил управляющий региональным отделением «Сбербанка» Алексей Каюков. «Сегодня в регионе востребован цифровой сервис «СберАналитики», который позволяет на основе анализа обезличенных данных по внутреннему туристическому рынку дать представление, куда турпоток направлен, где турист тратит деньги», — объяснил он.

Алексей Каюков, «Сбербанк»
Алексей Каюков, «Сбербанк» (Фото: Александр Рябинкин/РБК Петербург)

Важное направление работы банка — обеспечение клиентов возможностями безналичного расчета в удаленных точках региона. Количество терминалов с эквайрингом «Сбера» за 2022 год увеличилось в среднем на 30%. «Мы постоянно совершенствуемся, дополняя список продуктов для наших клиентов. На сегодняшний день мы связываем ключевые цели в развитии с изменением потребительского поведения. Нынешний клиент не просто хочет получить услугу — она должна быть оказана быстро, комфортно и с безупречным клиентским опытом, — комментирует Алексей Каюков. — К примеру, предприниматель как субъект бизнеса может самостоятельно при помощи гаджета в системе интернет-банкинга рассчитать свой кредитный потенциал и подать заявку на кредит онлайн».

Связь и сервис

Ключевой точкой в маршрутах севера остается Мурманск. Именно сюда прилетает большинство туристов. Чтобы улучшить навигацию и комфорт пребывания, в работу по совершенствованию инфраструктуры включаются сотовые операторы. «Воздушные ворота области — мурманский аэропорт. Мы существенно улучшили там качество связи, обеспечили устойчивый 4G в самом здании аэропорта, а также на парковке и на летном поле. Кроме того, все туристы, являющиеся абонентами билайна, когда приезжают в регион, получают велком-смс, там есть ссылка на ресурс Комитета по туризму с полезной информацией», — рассказал о работе компании в этом направлении менеджер b2b ПАО «ВымпелКом» (бренд билайн) Дмитрий Пархоменко.

Также операторы активно развивают инструменты для бизнеса. «Путешественники едут в наш регион не только полюбоваться природой и увидеть достопримечательности, но и попробовать блюда широко разрекламированной северной кухни. Через таргетированные SMS-рассылки билайна собственники кафе и магазинов смогут обратить внимание туристов именно на свое заведение. Кроме того, у нас есть собственная bigdata — это направление сейчас является трендовым и может помочь проанализировать туристическую аудиторию по более чем 200 критериям. Это может помочь выявить потребности туристов и, исходя из полученных данных, улучшить инфраструктуру в области», — говорит Дмитрий Пархоменко, комментируя полезность сервиса как для путешественников, так и для предпринимателей.

Дмитрий Пархоменко, ПАО «ВымпелКом» (бренд билайн)
Дмитрий Пархоменко, ПАО «ВымпелКом» (бренд билайн) (Фото: Александр Рябинкин/РБК Петербург)

Игра на контрастах

Другой важной туристической точкой на карте севера становится Мончегорск. Туризм для города — это инструмент развития сервисов, повышения вариативности досуга для местных жителей, развития местного сообщества, создания положительного образа территории и способ привлечения инвестиций. «Все наши проекты выстроились вокруг главной природной особенности города Мончегорска — озера Имандра, — говорит заместитель директора Агентства развития Мончегорска по направлению «Туризм» Дарья Яркова. - Да, распространено мнение о том, что наш город, в первую очередь, промышленный центр, но для местных жителей, на чье мнение мы и опирались в разработке стратегии по развитию туризма, Мончегорск — город, где приятно проводить время, находясь рядом с природой, это город в окружении озер».

Дарья Яркова, АНО «Агентство развития Мончегорска»
Дарья Яркова, АНО «Агентство развития Мончегорска» (Фото: пресс-служба)

Для поддержания такого восприятия города Агентство развития Мончегорска занимается комплексным развитием туризма — от создания положительного образа территории, проведения событийных мероприятий до поддержки и сопровождения инфраструктурных проектов. «Мы предлагаем помощь в разработке проекта, в решении административных вопросов, оказываем содействие в поиске источников финансирования как среди внешних структур, таких как «Вэб.рф», так и местных организаций, например «Формап», — добавила Дарья Яркова.

Также возможно привлечение грантового финансирования — к примеру, не так давно Комитет по туризму Мурманской области объявил конкурс на финансирование модульных и капитальных строений.

К еще одному направлению работы относится постоянное повышение сервиса, создание новых туристических продуктов. Для этого Агентство развития Мончегорска проводит акселерационные программы. «В прошлом году мы провели школу туристического оператора, результатом которой стало появление четырех туристических продуктов на территории города. В этом году мы продолжаем работать в этом направлении, и наша задача чуть шире — запустить туры по территории Мончегорска, которые будут самостоятельными или же войдут в состав туров по Мурманской области. Сейчас есть запрос от туроператора из Карелии на турпродукт, объединяющий Мурманск и Мончегорск», — заключила Дарья Яркова.

В сопровождении агентства — 23 туристических инвестпроекта. В их составе как проекты на стадии запуска, так и уже запущенные. Например, прокат снегоходов от центра полярных приключений «Территория», хаусбот Lapin Jarvi, банно-оздоровительный комплекс «Имандра». Проекты в стадии поиска финансирования — это базы отдыха, глэмпинги и т.д.

Инструменты Перераспределение рынка e-com: кто оказался в лидерах
Содержание
Закрыть