Пересмотр общепринятых взглядов на социальные роли и городские пространства приводит к качественным изменениям. В чем они выражаются, и как городская среда может удовлетворить современные запросы жителей Петербурга — обсуждали участники третьей встречи закрытого Клуба архитекторов, организованного ландшафтной студией L.Buro при поддержке РБК Петербург.
Когда ощущения важнее цифр
По данным Минстроя России, за прошедший год доля российских городов с благоприятной средой выросла на 10 процентных пунктов — до 44%. К 2024 году, согласно федеральному проекту «Формирование комфортной городской среды», этот показатель должен достигнуть 60%, к 2030 году — 80%.
«Для того, чтобы благоприятная среда сформировалась в нашем городе, мы должны смотреть не на цифры, а на свои ощущения — на то, как мы воспринимаем комфорт», — уверен главный архитектор L.Buro Петр Лари.
Существует мнение, что у каждого города есть свой характер — один кажется нам более дружелюбным, другой, наоборот, неприветливым. Причина, по словам архитекторов, в ландшафте — он может формировать не только облик города, но и влиять на его жителей. «Качество среды, с которой человек соприкасается каждый день выходя из дома — важно для его самоощущения», — уверена генеральный директор архитектурного бюро Wowhaus Анна Ищенко.
При этом, по словам клинического психолога и провокативного психотерапевта Ирины Семизоровой, у каждого человека отношения с большим городом строятся индивидуально. «Существует представление о том, что какой-то город вас пускает, а какой-то нет, в какой-то вы будете по-особенному хотеть и проситься, а какой-то будет выдавливать вас как пасту из тюбика. Санкт-Петербург — в этом смысле город непростой», — подчеркивает Семизорова.
Сгладить тревожное ощущение от города, сделать его привлекательнее для жителей и туристов вполне под силу грамотно спланированному городскому пространству. Помочь в этом могут психологи: именно их привлечение к разработке новых проектов — новый тренд на рынке ландшафтного дизайна.
Партисипаторный подход
Консервативный тон Петербурга, полагают эксперты, является хорошей основой для развития современных общественных пространств. Но при их создании важно уловить настроение локации и грамотно встроить новое в уже существующую архитектуру.
«Когда город приобретает свое лицо, мы начинаем смотреть на него, как на человека. Думаем, как нам живется с ним — понимаем ли мы его и на каком языке говорим с ним. И далеко не всегда в городе рождаются пространства, которые для нас актуальны и интересны — иногда не понятно, на каком языке объект говорит со своими жителями», — подчеркивает Анна Ищенко.
По этой причине проектирование городской среды важно согласовывать с будущими пользователями пространств. По словам директора по проектированию ландшафтного бюро «АФА» Виктории Трубицыной, эффективным инструментом является привлечение местных жителей к совместной работе над объектами. Важно учесть их пожелания, подчеркивает эксперт. Соучаствующее проектирование или партисипацию применяет и бюро Wowhaus. Так, в парке на берегу Москвы-реки в районе Капотня по инициативе местных жителей появились места для барбекю.
Следующий важный этап — получение обратной связи. «После открытия площадки мы также проводим исследование. Наши психологи и архитекторы выезжают на место и спрашивают у посетителей, насколько им нравится пространство, всем ли хватило места на площадке, какое оборудование пользуется популярностью и учтены ли потребности», — говорит Виктория Трубицына. Как отмечает эксперт, это возможность провести работу над ошибками и сделать пространство более комфортным.
Однако угодить всем — непросто. «Понравится ли горожанам пространство?» — всегда самый болезненный вопрос. «Понравиться всем невозможно — с этим ничего не поделаешь, поэтому для пространства важно найти правильное место и правильную аудиторию. Петербургу довольно сложно даются изменения: есть жители, которые любят его таким, какой он есть сегодня, и неохотно принимают перемены», — отмечает Анна Ищенко.
Тренд на натуральность
И все же при создании новых пространств в городском ландшафте важным остается ориентир на природу. Как отметил заместитель директора по строительству ландшафтного бюро «АФА» Александр Трунов, дизайнеры выбирают нейтральные цвета и стараются использовать натуральные материалы — кору, траву или гальку.
Но вместе с этими трендами сохраняются и стереотипы, с которыми, по словам Виктории Трубицыной, приходится работать. «Принято считать, что маме с коляской нужен какой-то замкнутый маршрут, где она будет спокойно гулять или сидеть на скамейке с малышом. Однако, не все современные родители готовы отказаться от своих интересов и мы, как проектировщики, должны дать им возможность посетить другие общественные зоны, в которых они хотят находиться», — рассказала Трубицына.
Подобным стереотипам также подвергаются пожилые люди и подростки. Однако, как отмечают эксперты, пожилые люди, вопреки шаблонам, могут вести активный образ жизни, а подростки далеко не всегда хотят кататься в скейтпарках.
Пересмотр общепринятых взглядов на социальные роли и городские пространства приводит к качественным изменениям еще на этапе проектирования. Одним из удачных примеров современного подхода в Петербурге Петр Лари, главный архитектор L.Buro, назвал обновленную набережную Карповки. «Мы больше не смотрим на гранитные глыбы с бушующими волнами внизу. Пришло понимание, что вода — это элемент, с которым надо дружить — доступ к ней должен быть проще и комфортнее», — подчеркнул архитектор.
Поддержка бизнеса
Тренд на социализацию благоустроенных пространств приводит к тому, что люди приходят «не просто посидеть, но провести время вместе». По словам Анны Ищенко, городская среда, которая включается в такие положительные изменения, становится драйвером для развития экономики. «Мне кажется, это важный тренд, который мы в наших проектах всегда стараемся закладывать. Смотрим на то, как в этой среде может развиваться сфера услуг, малый бизнес — не только киоски в парках, но и торговые улицы», — добавляет она.
По мнению Петра Лари, точкой роста для городского ландшафта может стать приглашение в Петербург крупных компаний, которые могут помочь в создании не просто пространств, но целых кластеров. «Городская среда — это не только посадить деревья и создать летние зеленые зоны. А хорошие городские творческие кластеры — это не только «Винзавод» в Москве, это и другие города России, где это движение позволяет привлечь творческую молодежь, подружить ее с бизнесом, дать новые места для хороших архитектурных ландшафтных компаний — пространство для их офисов и встреч с заказчиками», — подчеркивает Петр Лари.
Однако в текущих условиях важно позаботиться и об отдельном человеке в городском пространстве. В периоды глобального стресса человеку в городе необходимо присутствие больших фигур — «будь то дома или огромные деревья в Ботаническом саду». Как отмечает психолог Ирина Семизорова, это дает чувство защищенности, связывает с природой.
Но главным преимуществом города остается возможность выбирать — быть одному или быть вместе со всеми. «Если баланс таких общественных мест будет соблюден, то число счастливых людей в городах может увеличиться», — заключает Ирина Семизорова.