Рыночный расклад , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Зообизнес в новых условиях

Фото: ru.freepik.com
Фото: ru.freepik.com
Отечественные производители готовы заместить ушедшие марки кормов и ветпрепаратов, но не все и не сразу.

По разным оценкам, импортные корма для домашних животных по итогам 2022 года подорожали до 30%. Некоторые наименования в принципе исчезли с прилавков зоомагазинов. Похожая ситуация наблюдается и с поставками в Россию ветеринарных препаратов. Как рынок адаптируется к новой реальности, в каких направлениях возможно и уже происходит импортозамещение — обсудили участники круглого стола «Эволюция зообизнеса: риски и возможности на новом этапе развития» в рамках выставки «Зооиндустрия» в Экспофоруме.

Корма: исчезли нишевые продукты

Как сообщила главный редактор «Зооинформ» Татьяна Катасонова, средние цены на корм для домашних животных в 2022 году выросли на 25-30%. В то же время, по ее словам, ассортимент зоотоваров в целом сократился не так сильно, как можно было бы ожидать — всего на 3,8%. «Исчезли главным образом узкие нишевые продукты, к которым привыкло определенное количество и владельцев, и животных, но эти марки есть чем заменить», — отметила Катасонова.

Татьяна Катасонова, «Зооинформ»
Татьяна Катасонова, «Зооинформ» (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Единственная серьезная потеря, которая угрожала рынку — это ветеринарные линейки, уточнила эксперт. «Исключение любой ветеринарной диеты из ассортимента для некоторых животных смерти подобно. Паника, которая началась, когда стало ясно, что с диетами может быть плохо, оправдалась не в полной мере. Но все-таки отдельные продукты либо исчезли совсем, либо с ними бывают перебои, и это очень плохо», — подчеркнула Татьяна Катасонова.

Что касается обычных кормов, здесь перебоев не случилось. В массовом сегменте на рынке остались корма производства международных компаний Mars и Nestle, у которых есть заводы в России и которые, по оценке Катасоновой, занимают 70-80% рынка. В премиальном сегменте отдельные бренды то блокировались Россельхознадзором, то возвращались на рынок, но в целом ситуация тоже не критическая.

Ключевой потенциальной угрозой Татьяна Катасонова считает возможный уход с рынка Mars и Nestle. «Если с этими продуктами будут какая-то проблема, это будет очень серьезно, потому что объем, который выпускают прочие российские производители, намного меньше», — пояснила она.

Импортозамещение: количество и качество

Однако российские производители постепенно наращивают производство кормов, причем в разных сегментах. «У нас есть линейки недорогих кормов, есть премиум, в сентябре мы выпустили холистик», — перечислил Серж Иванов, директор по маркетингу сети Petshoр.ru, которая производит собственные корма на заводе Fava. Недавно компания запустила профилактическую линейку кормов, в планах на будущее — ветеринарная линейка. «Нам понадобится время на проведение исследований для ветеринарной линейки. Думаю, около года, прежде чем мы представим полноценные финальные корма», — уточнил Иванов.

Серж Иванов, Petshoр.ru
Серж Иванов, Petshoр.ru (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Другие производители тоже не отстают. «Если вы посмотрите на количество брендов на том же Ozon, то увидите сотни новых торговых марок российских производителей. Кто-то открывает свои заводы, кто-то — контрактные производства под своей торговой маркой», — отметил Серж Иванов. Он подчеркнул, что производство кормов не зависит от импортного сырья: 99% составляющих — мясо, пшеница, яйца, картофель и т. д. — производится в России.

Количество новых брендов заставляет задуматься о качестве. «Важно, чтобы производством кормов занимались крепкие крупные компании, которые работают в соответствии со стандартами и имеют серьезный подход», — подчеркнула Татьяна Катасонова.

Еще один важный момент — чтобы о качественных новых кормах знали потребители. Для этого, как считает Евгений Корнюшенков, главный врач ветеринарной клиники «Биоконтроль», производителям нужно, в частности, активнее работать с ветклиниками. «Я посоветовал бы производителям изменить свою маркетинговую политику, чаще и больше работать с ветеринарными клиниками, врачами. Клиент купит то, что назначит ветеринарный врач», — отметил Корнюшенков.

Евгений Корнюшенков, «Биоконтроль»
Евгений Корнюшенков, «Биоконтроль» (Фото: пресс-служба)

Анестезия: больной вопрос

Ситуация с ветеринарными препаратами сложнее, чем с кормами — в этом сегменте есть позиции, которые невозможно быстро заменить. Евгений Корнюшенков выделил среди прочих две проблемные зоны — это вакцины и препараты для анестезии. Существенную долю рынка вакцин для домашних животных занимала американская компания MSD, которая сейчас не поставляет препараты в Россию. По словам Корнюшенкова, у этих препаратов есть аналоги, например, чешского производства. Но у чешского производителя нет отдельной вакцины против бешенства, а для некоторых животных — пожилых или имеющих онкологические заболевания — применение комплексного препарата нецелесообразно. «Есть отечественный производитель, но за много лет существования он так и не доказал эффективность и безопасность применительно к вакцинам», — добавил Корнюшенков.

В этом сегменте ситуация еще может вернуться на круги своя, уточнил директор по развитию аналитической компании «АРЭНСИ Фарма» Николай Беспалов. «Прогноз у компании-правообладателя скорее позитивный, они рассчитывают с этими препаратами в нашу страну вернуться», — сказал он.

Николай Беспалов, «АРЭНСИ Фарма»
Николай Беспалов, «АРЭНСИ Фарма» (Фото: пресс-служба)

В сегменте препаратов для анестезии также сложилась сложная ситуация — с уходом двух ключевых производителей, американского и французского, в Россию перестали поставлять препараты на основе тилетамина. Как пояснил Евгений Корнюшенков, у этого вещества есть аналоги, но их использование требует наличия у клиники лицензии на оборот наркотических средств и психотропных веществ, а 80% ветклиник на момент прекращения поставок такими лицензиями не обладали. «Сейчас средства для анестезии вновь начали поступать небольшими партиями и от американской компании, и от французской, но их не такое изобилие, как раньше», — уточнил Корнюшенков.

С другой стороны, у ветеринарных препаратов с точки зрения импорта есть преимущество относительно других сегментов зообизнеса — это относительно несложная логистика по сравнению с более объемными грузами. «Общий объем поставок ветеринарных препаратов в прошлом году составлял порядка 15 тыс. т. Если учесть, что фура берет на борт 20-25 т груза, это примерно 500-600 грузовиков. Отправить два грузовика в день — это задача относительно несложная», - отметил Николай Беспалов.

По словам Беспалова, в целом рынок ветпрепаратов относительно быстро сориентировался. И хотя отдельные направления практически закрылись — такие как Финляндия, Латвия, Бельгия, другие страны взяли на себя эти поставки — например, Венгрия и Польша.

«Трансграничные маршруты меняются, но мы оперативно подстраиваемся под эти изменения и стремимся сохранять почтовый обмен с максимальным количеством стран. Например, увеличили количество рейсов из Китая в Россию — еженедельно доставляем в аэропорт Внуково десятки тонн почтового груза. Мы осуществляем прямые и транзитные железнодорожные перевозки из Китая, разрабатываем индивидуальные решения для ретелейров и производителей для сбора и отправки грузов в Россию», — прокомментировала вопросы логистики территориальный управляющий по электронной коммерции макрорегиона Северо-Запад Почты России Надежда Кокорина.

Надежда Кокорина, Почта России
Надежда Кокорина, Почта России (Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург)

Работа по импортозамещению ветпрепаратов тоже идет. «Активизировался Московский эндокринный завод. Это серьезные представители, к которым нет вопросов, и в 2023 году он должен выпустить 6-7 препаратов ветеринарного направления, которые очень важны. Это и средства для анестезии, и терапевтические средства», — отметил Евгений Корнюшенков.

Сдержанный рост и экспортные перспективы

На 2023 год Татьяна Катасонова прогнозирует сдержанный рост зообизнеса. «Рынок зоотоваров все время растет, потому что наше общество любит животных и в любых ситуациях старается, чтобы животное хорошо ело, было здоровым и т. д.», — полагает эксперт. Рост будет сдерживаться, во-первых, покупательной способностью населения, во-вторых, потерей части платежеспособной аудитории.

Действительно, как отметили участники круглого стола, часть покупателей уехали из России вместе со своими питомцами. В результатет этого, например, в Казахстане выросли объемы продаж зоотоваров.

С другой стороны, развитие сегмента зоотоваров в сопредельных государствах — окно возможностей для российских производителей. «Мне хотелось бы, чтобы наша продукция была представлена в Казахстане и Белоруссии», — сказал Серж Иванов.

В сегменте ветеринарных препаратов Николай Беспалов прогнозирует напряженность с точки зрения спроса и предложения, особенно в отношении ассортимента в первой половине года и стабилизацию а, возможно, и некоторый рост во второй, благодаря выходу на рынок новых импортозамещающих отечественных препаратов и расширению количества импортных продуктов, прежде всего из стран, не поддерживающих санкционные ограничения.

«Ключевые мировые тренды сохраняются и у нас. Основное — гуманизация отношения к животным — никуда не делось. Какие бы условия вокруг нас ни были, все равно для нас животное уже стало членом семьи, и все остальное отсюда вытекает», — заключила Татьяна Катасонова.

Рыночный расклад Мягкие цены на жестком рынке
Содержание
Закрыть