Бизнес активно адаптируется к новым условиям. Экспортеры и импортеры выстраивают новые логистические цепочки, а банки — надежные схемы расчетов по внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Как изменилась структура ВЭД с географической и валютной точки зрения, что могут предложить бизнесу банки и как будет развиваться ситуация в следующем году, обсудили эксперты и участники круглого стола РБК Петербург «ВЭД в новых условиях».
Нюансы экспорта и импорта
В Санкт-Петербургском центре поддержки экспорта отмечают, что санкции и уход с российского рынка ряда иностранных участников, оказывающих услуги в области ВЭД, заставили российский экспортно-ориентированный бизнес оперативно пересматривать стратегии развития, связанные с внешнеэкономической деятельностью. При всем этом после первого «шока» бизнес достаточно оперативно «взял себя в руки» и в данный момент активно ищет новые пути для реализации своих целей.
«В первую очередь, меняется география экспорта. Выстраиваются новые связи с дружественными странами. Также используются их возможности для взаимодействия с контрагентами из стран, отношения с которыми в настоящее время осложнены, но необходимы. Постепенно складывается новая система международных расчетов. В том числе, Россия переходит на прямые расчеты в национальных валютах. Бизнес активно ищет пути для осуществления трансграничных платежей, минуя созданные барьеры», — поясняет заместитель генерального директора АНО Санкт-Петербургский Центр поддержки экспорта Екатерина Артюшенкова.
Помимо прочего, у экспортеров возникли сложности с поставками комплектующих иностранного производства, как из-за прямых запретов на сотрудничество с российскими контрагентами, так и вследствие возросших репутационных рисков для иностранных поставщиков, отмечают в РЭЦ.
Так, компания «Термекс», крупнейший в России производитель водонагревателей, вынуждена ввозить критически важную часть продукции — трубчатые электронагреватели (ТЭН). «Основной поток импорта в этом году перевозился по железной дороге, также использовались мультмодальные перевозки через Дальний Восток, и с октября прямое морское сообщение Китай-Петербург с заходом на бункеровку в Ливию», — рассказала руководитель направления поддержки экспортных продаж корпорации «Термекс» Светлана Журова.
Схожие логистические задачи стоят перед импортерами. Как рассказал импортер бытовой и цифровой техники, пожелавший остаться анонимным, практически полностью прервалось сообщение с Европой и США, грузы от них доставляются через третьи страны. Морские поставки через порт Санкт-Петербурга фактически более недоступны, логистические морские цепочки переориентированы на порты Новороссийска и Владивостока.
Новая география
Тем не менее, по оценке Руслана Турдибаева, эксперта финансовой группы «ФИНАМ», общий объем экспортно-импортных операций не претерпел существенных изменений, при этом значительные изменения произошли в географической и валютной структуре расчетов.
В прошлом году, отмечает эксперт, основным торговыми партнерами и направлениями РФ был ЕС (36%) Китай (18%) Страны СНГ (около 12%) в основном в лице Белоруссии и Казахстана (8,2% на двоих), а также США, Турция, Южная Корея с долей каждого около 4%. В текущем году сводной статистики пока нет, но, по словам эксперта, торговля с ЕС кратно сократилась, значительно выросли платежи в Китай, включая Гонконг, это около 50-60%, Турцию, Казахстан, Индию, Армению, Белоруссию и ОАЭ. «Это в первую очередь связано, конечно, с относительной предсказуемостью транзакций в адрес банков и партнеров из указанных юрисдикций. А также желанием вести полноценную внешнюю торговлю с РФ», — говорит эксперт.
Внутренняя статистика банков подтверждает растущую долю Востока. «Если в 2021 году лидером по объему платежей среди направлений являлась Белоруссия, то лидером 2022 года предсказуемо стал Китай», — отметила управляющий директор по малому бизнесу филиала ПАО «Банк Уралсиб» в Санкт-Петербурге Ксения Гончарова. Топ-3 банка в прошлом году составляли Беларусь (23%), Литва (9%), Китай (8%), в 2022 году — Китай (18%), Беларусь (18%), Казахстан (11%).
Валютное «смягчение»
Расчеты в долларах и евро, начиная с весны текущего года, малопредсказуемы. «Наши зарубежные партнеры вынуждены действовать в соответствии с риторикой, которая транслируется местными властями и регуляторами. Поэтому, конечно, не всегда все проходит гладко, все платежи из/в Россию рассматриваются под пристальным контролем, что, в конечном итоге, влияет на скорость и результат прохождения платежа», — отмечает директор департамента малого бизнеса Росбанка Дмитрий Смирнов.
На смену доллару и евро приходят «мягкие» валюты стран Востока и рублевые расчеты по внешнеэкономическим операциям. «Рублевый ВЭД демонстрирует рост, особенно увеличился объем во второй половине года. Сложности в проведении платежей в твердых валютах выступили драйвером роста для мягких валют. На второе место по количеству открываемых счетов предпринимателями и объему операций вышел китайский юань, набирает ход турецкая лира и дирхам ОАЭ», — рассказал Дмитрий Смирнов.
«Для нас актуальны банковские услуги по ВЭД в юанях, долларах и лирах. Основные платежи за товар по импорту в юанях — более 90%. Планируется полный переход на юани до конца года», — подтвердила тренд Светлана Журова.
Расчеты в рублях, помимо газовой отрасли, актуальны для любых компаний, которые ведут ВЭД со странами ближнего зарубежья, отметил Руслан Турдибаев. Ксения Гончарова, в свою очередь, привела статистику «Уралсиба», по которой 83% рублевого ВЭД в 2022 году приходится на Белоруссию и Казахстан. В оставшейся доле — Узбекистан, Кыргызстан, Армения, Турция, Азербайджан.
Новый год: усиление трендов
Новые условия расчетов по ВЭД дают банкам новые возможности для конкуренции за клиентов. Как подчеркнул Дмитрий Смирнов, банк, который хочет соответствовать современным требованиям рынка, сегодня должен развивать сеть партнеров и банков-корреспондентов в альтернативных, «мягких» валютах.
В свою очередь, Ксения Гончарова отметила акционные предложения как один из инструментов конкуренции. Так, «Уралсиб» предлагает акционные условия для ВЭД в рублях и юанях.
По словам Руслана Турдибаева, в 2023 году тренды текущего года сохранятся — это увеличение доли юаня, увеличение использования и расширение перечня нацвалют при расчетах между странами, оптимизация и улучшение сроков платежей, развитие и масштабирование валютных рынков для наличия и регулирования ликвидности.
«Возможно появление зачатков некой наднациональной альтернативной валютной системы, включающей в себя валютную корзину из валют, эмитируемых странами-участниками», — прогнозирует эксперт.