Инструменты , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Все дороги ведут в Петербург

Фото: ru.freepik.com
Фото: ru.freepik.com
Развитие Петербурга как ключевого тревел-хаба на Северо-Западе приведет в город новых туристов, уверены эксперты.

Маршруты «Серебряного ожерелья России» набирают популярность. Например, в летний сезон 2022 года спрос на них был на 10-15% выше, чем год назад. Растет в связи с этим и роль Петербурга как ключевого тревел-хаба на Северо-Западе. И эта роль будет усиливаться благодаря разработке мастер-плана туристского макрорегиона «Из Москвы в Петербург». Какие возможности дают городу комбинированные межрегиональные туристские маршруты, и какое развитие идет в этом направлении — в материале РБК+ Петербург.

Ключ к ожерелью

По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), спрос на туры в Северо-Западный федеральный округ (СЗФО) благодаря маршрутам «Серебряного ожерелья России» (объединяет 11 регионов Северо-Запада) на лето 2022 года в среднем вырос на 10-15% по сравнению с прошлым годом. Отправной точкой практически для всех поездок, как отмечают участники туриндустрии, выступает Санкт-Петербург, добраться до которого можно практически на всех видах транспорта.

«Санкт-Петербург — удобный транспортный хаб на Северо-Западе страны. Поэтому многие туристы сейчас в рамках одной поездки все чаще посещают не только город на Неве, но и другие города Северо-Западного федерального округа. Например, в этом летнем сезоне популярны комбинированные туры Санкт-Петербург+Карелия и Санкт-Петербург+Выборг», — приводит АТОР комментарий пресс-службы одного из туроператоров.

Это означает, что турист, например, из Москвы, пожелавший осмотреть водопады Карелии, волей-неволей посетит Петербург. Возможно, задержится — если не ради Эрмитажа, где уже побывал, то ради прогулки по Севкабелю или Новой Голландии. И часть бюджета своей поездки потратит именно в Петербурге. В рамках ПМЭФ-2022 заместитель полномочного представителя президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Любовь Совершаева представила исследование, в котором спрогнозирован социально-экономический эффект проекта для субъектов СЗФО. Согласно исследованию, увеличение доли туризма в совокупном ВРП по округу к 2025 году может составить до 5%, а к 2035 году — 10%, что в денежном выражении составляет 1,6 трлн руб.

Общая выгода

Неудивительно, что власти Петербурга всеми силами форсируют развитие маршрутов, комбинирующих несколько туристских направлений. «Мы себя видим национальным туристским хабом на Северо-Западе страны, мы принимаем туристов через Москву в Санкт-Петербург и дальше «раздаем» по маршрутам Северо-Запада. Это выгодно и нам, и нашим соседям. Сегодня приезжая в Петербург вы можете съездить в Псков. Завтра — Петербург, Выборг, Тихвин, Старая Ладога, Гатчина. Потом через Петербург отправиться в путешествие по Карелии, а на обратном пути провести еще три дня в Петербурге. Это бесконечный конструктор путешествий, который мы создаем, чтобы к нам приезжали снова и снова», — подчеркнул председатель комитета по развитию туризма Петербурга Сергей Корнеев.

Этой осенью проект «Серебряного ожерелья» был поручением президента России включен в программы развития туристских макрорегионов. «Это направлено на увеличение туристского потока на Северо-Запад в целом и Санкт-Петербург в частности. Во взаимодействии с Москвой и с регионами вокруг Москвы и формируется «коридор», через который туристы, как российские, так и зарубежные, будут приезжать в столицу, и оттуда — путешествовать в Петербург, а уже из Северной столицы — следовать по маршрутам «Серебряного ожерелья», — пояснил Сергей Корнеев. Фактически, по его словам, единый туристский макрорегион свяжет маршруты «Серебряного ожерелья» с точками притяжения «Золотого кольца».

Еще одно поручение президента касается мастер-планирования туристских макротерриторий, и здесь Петербург тоже получает возможность для развития в рамках комбинированных маршрутов. Город участвует в формировании мастер-плана «Из Москвы в Петербург» вместе с еще четырьмя субъектами Северо-Запада (Карелия, Ленинградская, Новгородская и Псковская области) и тремя регионами Центрального федерального округа (Москва, Московская и Тверская области).

Круиз как визитная карточка

Как рассказал Сергей Корнеев, в рамках этого мастер-плана обсуждается создание и развитие недостающей инфраструктуры по оси Москва-Петербург. Например, нового водного хаба в Завидово в Тверской области, который позволит создавать новые межрегиональные водные маршруты.

Водный туризм уже сейчас играет важную роль в туротрасли Петербурга. Так, в навигацию 2022 года судовладельцы перевезли по рекам и каналам города 3,4 млн человек — на 35% больше, чем в 2021 году, и на 18% больше, чем в допандемийном 2019 году. Выросло и количество речных круизов — то есть, по сути, комбинированных водных маршрутов. Как сообщил начальник службы регулирования движения судов ФБУ «Администрация Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей» Алексей Сидоров, участник круглого стола РБК «Водный туризм в Петербурге: итоги сезона», в этом году на Речной вокзал, в Уткину заводь и на Соляной причал прибыло почти 80 тыс. пассажиров из разных регионов России против 60 тыс. человек в прошлом году.

По словам Сергея Корнеева, большие речные круизы — это еще одна визитная карточка Петербурга. В этом году самым популярным, по его данным, был большой многопалубный теплоход по маршруту «Москва — «Золотое кольцо» — Петербург». Далее идут круизы с заходом на Соловки, Кижи и Валаам.

Яхтенная кооперация

По мнению исполнительного директора института аква-территориального планирования Андрея Лаппо, потенциал для межрегиональной кооперации есть и в яхтенном туризме. «Нам нужно развивать агломерацию Петербурга и Ленобласти на Финском заливе, туристическую и яхтенную. Наш Финский залив, 90 миль до границы, дает возможность для 10 вариантов яхтенных маршрутов», — отметил он.

Сейчас, по словам Андрея Лаппо, агломерации не хватает инфраструктуры для развития яхтенного туризма, а также нормативного регулирования. «Надо открыть острова для захода маломерного флота, надо ввести понятие «зеленая стоянка», чтобы не везде швартоваться к причалам, которых нет и не будет. Надо пропагандировать, приобщать наших горожан к яхтенному туризму», — заключил эксперт.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.

От первого лица Новая география и дети: точки роста петербургской туриндустрии
Содержание
Закрыть