Турпоток в Петербурге по итогам 9 месяцев 2022 года уже превысил аналогичный показатель за весь 2021 год. Загрузка гостиниц на 75% превысила показатель января-сентября прошлого года. Выросли средний чек на одного туриста и средняя продолжительность пребывания. За счет чего отрасль достигла таких показателей в условиях почти полного отсутствия иностранных туристов, и каковы ключевые направления ее дальнейшего развития — в интервью РБК Петербург рассказал председатель Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Сергей Корнеев.
Сезон состоялся
— Как вы оцениваете предварительные итоги 2022 года для туристической отрасли Петербурга?
— Пока рано подводить окончательные итоги, но можно говорить о том, что туристский сезон в Санкт-Петербурге в этом году состоялся. В начале года мы рассматривали разные сценарии, и в итоге реализовался оптимистичный. Мы видим увеличение показателей по сравнению с прошлым годом по всем основным реперным точкам. Турпоток за 9 месяцев текущего года уже превысил 6,4 млн человек (за весь 2021 год — 6,1 млн человек). По итогам трех кварталов в гостиницах города остановились 4 млн человек, что на 75% больше, чем за тот же период прошлого года.
Средний чек вырос с 36 до 44 тыс. руб. за одно пребывание. И это не только инфляционный рост, поскольку одновременно выросла средняя продолжительность пребывания туристов: от 3-4 до 3-6 дней. С января по октябрь вклад туризма в экономику Петербурга составил порядка 230 млрд руб. Напомню, что за весь 2021 год отрасль принесла городу 234 млрд руб.
— Недавно судовладельцы отчитались о рекордных цифрах по водному туризму: 3,4 млн пассажиров, больше, чем в 2019 году. С чем это связано?
— С несколькими моментами. В том числе, я надеюсь, и с нашей информационной кампанией. Очень важный момент — судоходные компании не перестают разрабатывают новые маршруты, новые продукты. Например, маршруты, которые связывают классический и современный Петербург, исторический центр города и, скажем, Севкабель Порт.
— Есть ли потенциал дальнейшего развития в этом направлении?
— Как минимум порядка 10%. Это будет зависеть от новых категорий туристов, которые мы сможем привлечь: семейных туристов, молодых путешественников.
Недооцененные иностранцы
— А что с иностранными туристами?
— Их доля по-прежнему не превышает 3% в общем турпотоке в Санкт-Петербург. За 10 месяцев этого года число туристов из-за рубежа составило около 180 тыс. человек. Тем не менее, в последние два года наблюдается расширение географии.
— Что это за регионы и страны, из которых прибывают туристы?
— Ближний Восток, Юго-Восточная Азия, в перспективе — Латинская Америка. Есть гости из стран СНГ — Азербайджана, Казахстана, Беларуси, Узбекистана, — и это гости с высоким средним чеком. Они приезжают большими семьями на длительный срок, предпочитают высокий уровень сервиса, гостиницы 4-5 звезд. Это интересные туристские рынки, ранее недооцененные.
Повод задержаться
— За счет чего, на ваш взгляд, выросла средняя продолжительность поездки в Петербург?
— Это одна из целей, которую мы ставили перед собой, когда запускали программу новой туристской географии, начали рассказывать о новых возможностях Петербурга, новых сценариях путешествия. В допандемийном 2019 году, как и много лет до этого, мы говорили о том, что Санкт-Петербург зачастую является городом однократного посещения.
За время пандемии появилось — и сейчас появляется — большое количество разнообразных новых туристских продуктов. Развивается семейный туризм, событийный туризм — его доля в этом году выросла в 4 раза, оздоровительный, промышленный, образовательный. Появляются новые точки интереса, общественные пространства, новые музеи, нераскрытые места. Мы надеемся, что увидим не только рост среднего чека и продолжительности пребывания, но и рост возвратности.
— Что нужно для роста возвратности туристов?
— Создавать и продвигать новые туристские продукты. Находить авторские, нестандартные подходы, которые заинтересуют современных путешественников. Туроператоры предлагают программы новой туристской географии, авторские экскурсии, разные районы города, промышленный, инженерный Санкт-Петербург, архитектурный Санкт-Петербург, усадьбы Санкт-Петербурга, парки и сады Санкт-Петербурга.
Нужно дальше работать с детским туризмом: дети — один из самых главных мотиваторов для поездки. И если дети говорят, что им понравился Санкт-Петербург, и они хотят сюда снова приехать, велика вероятность того, что родители организуют эту поездку. Этот год показал, что нам есть, над чем работать. Например, этим летом в некоторых гостиницах не хватало детских кроваток. Нужны детские комнаты в гостиницах, чтобы родители могли куда-то сходить одни, анимационные программы для детей.
Основа уцелела, задача — рост потоков
— Как гостиницы и другие компании туротрасли пережили стрессы последних лет, какую динамику показывает турбизнес?
— Компании, работавшие с зарубежным рынком, вынуждены были переориентировать свою деятельность на внутренний рынок. Проблема поиска новых партнеров, вопросы логистики — это вызовы, которые до сих пор стоят перед бизнесом.
Тем не менее, почти все отели, которые были под управлением международных брендов, продолжают свою деятельность. Со строительством новых гостиниц значительных проблем также нет.
— А с кадрами? Сохраняется ли дефицит персонала, возникший после пандемии?
— Действительно, линейный персонал: повара, официанты и бармены — относятся к числу наиболее востребованных профессий в гостиничной и ресторанной сферах Санкт-Петербурга. В то же время, мы провели опрос среди гостей города, и 92% оценивают уровень гостеприимства в Петербурге как высокий или очень высокий. Это означает, что основу нам удалось сохранить — если бы туристы, например, не смогли получить в гостинице какие-то сервисы, они отвечали бы по-другому.
— Каков вклад господдержки в результаты отрасли в 2022 году? Как меняются акценты в деятельности города по развитию туризма?
— Объем мер поддержки отрасли гостеприимства в Петербурге оценивается в целом около 6 млрд руб. В 2020-2022 году на региональном уровне мы предоставляли как налоговые льготы, так и финансовую поддержку отрасли. На федеральном уровне осуществляется поддержка строительства и реновации гостиничного фонда, в которой принимает участие наш город.
Нам удалось сохранить инфраструктуру, теперь главная мера поддержки — это восстановление и рост туристских потоков. Наша главная задача сейчас — это диверсификация, наращивание информационной кампании, работа с прямыми партнерами, с новыми рынками, с разными странами, с разными городами.
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.