Парусный сезон 2022 года позволил Петербургу подтвердить статус столицы яхтинга России и с оптимизмом смотреть в будущее яхтенного туризма в стране. Однако ряд участников организованной РБК Петербург дискуссии считают, что на данный момент потенциал города для развития этого направления используется недостаточно. Так что даже закрытые границы и переориентация туристских предпочтений россиян не спасут ситуацию ни в сезоне 2023 года, ни в следующем. Чтобы переломить ситуацию, нужны инвестиции, воля властей, в том числе на федеральном уровне, и развитие культуры яхтинга.
Альтернатива Монако
Сезон, по оценкам участников дискуссии, показал рост популярности парусного спорта в Петербурге. Индикатором может служить массовость проходивших в городе соревнований. Например, в традиционных регатах, посвященных открытию навигации участвовало порядка 500 спортсменов. В большой Санкт-Петербургской парусной неделе, отметившей свое 125-летие, приняли участие около 1,5 тыс. яхтсменов и более 600 яхт. Только четвертый этап регаты для юных яхтсменов «Оптимисты Северной столицы» собрал 211 участников.
Вице-президент Всероссийской Федерации парусного спорта и член Морского совета при губернаторе Санкт-Петербурга Сергей Алексеев характеризует завершившийся яхтенный сезон в Северной столице как «очень успешный». «И это не только спортивные мероприятия — население активно участвует в массовых мероприятиях на воде. Например, организованный энтузиастами в Приморске парусный фестиваль собрал множество гостей в возрасте от 2 до 80 лет. Они приходили на катерах и яхтах целыми семейными экипажами», — привел пример Алексеев.
Но дело не только в массовых мероприятиях. Эксперты отметили еще одну важную тенденцию минувшего сезона: в этом году был зафиксирован массовый исход яхт из-за границы в Россию. Те, кто раньше ездил в Монако, теперь приезжают на уикенд в Петербург, чтобы погонять на яхте. «В город вернулось из заграничных стоянок минимум 100 яхт, и даже в октябре этот поток не остановился. В связи с этим растет дефицит мест в наших яхтенных портах-маринах, особенно он ощущается в осенне-зимний период, так как практически закончились места для зимнего хранения судов. Нас по-прежнему беспокоит ситуация в Речном яхт-клубе, Сидоровском канале (Ломоносов), водной базе СКА, ковше Галерного фарватера, яхт-клубе Терийоки (Зеленогорск)», — отмечает в связи с этим Сергей Алексеев.
Председатель Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Сергей Корнеев связывает повышенный интерес к яхтингу, в том числе, и с влиянием пандемии. Такие преимущества парусного спорта, как экологичность и возможность оставаться в изоляции на свежем воздухе, а также потребность в семейном и активном отдыхе сделали яхтенный туризм максимально привлекательным для аудитории.
Отдых для фанатиков
Однако, закрытые границы и санкционное давление сказались на этой отрасли не только в позитивном ключе. Например, уже сейчас нет ряда материалов, которые нужны для производства и ремонта лодок — это парусные ткани, нержавеющие тросы на ванты и т.д., отмечают участники дискуссии.
Практикующие спортсмены отмечают уже существующие инфраструктурные проблемы. Например, капитан яхты «Кондор» Александр Григорьев оценил потенциал Петербурга словами «стоять негде, ходить некуда». Чтобы в Петербург приезжали на яхтах из других регионов или наши туристы ходили в другие регионы, должны быть созданы условия. Пока же, считает капитан, речь не про туризм и отдых, а про преодоление.
«Почти никто из петербургских яхтсменов не ходит в Белое море, потому что нет заправок, нет газа, нет причалов. Причалы на Неве не доступны для маломерных судов: даже если подойдешь — не вылезешь. Заправка сейчас работает по схеме: вышел на сушу, сел в машину с канистрой, поехал за топливом. Так что пока этот вид отдыха только для фанатиков», — объясняет Александр Григорьев. Именно поэтому люди и предпочитали ходить за рубеж, пока были открыты границы.
При этом участникам дискуссии вопрос с заправками видится решаемым. Один из путей — перенять опыт других стран. Т.е. не обязательно на каждом причале строить стационарную заправочную станцию — достаточно небольшой мобильной цистерны или даже нескольких баков объемом от полутонны до тонны. При этом должна быть инфраструктура для оплаты прямо на месте.
Другое направление в развитии инфрастркутуры связано с повышением комфорта. Капитан яхты «Арлекин» Александр Мухин подчеркивает, что яхтсмену нужно не так и много: место для швартовки, чистый душ, туалет, электричество. Причем, за эти удобства они готовы платить — за рубежом есть возможность оплатить и наличными, и картой, а у нас эта инфраструктура не развита. Если же мы будем использовать опыт западных яхтсменов, которые днем идут на яхте, а ночью спят на суше, нужна и эта инфраструктура.
Для города и близлежащих регионов это вложения. Но они окупаются. Эксперты вспомнили показательный пример: как в одном из поселков Тверской области после строительства небольшого причала для яхт начал активно развиваться смежный бизнес. Появились магазины с сувенирами, стали организовывать экскурсии на местный винный заводик и т.д.
Дураки и пороги
Есть и другие препятствия для активного развития яхтина. Так, эксперты сетуют на российский менталитет. Множество островов, к которым можно пристать в заливе, без преувеличения завалены мусором. Туристы за собой не убирают, а штрафы за подобные действия если и есть, то никто их не собирает, да и размер их не способен стать преградой. Человеческая глупость делает острова зачастую просто непригодными для повторного посещения — люди сами лишают себя возможностей.
Эксперты уверены, что небольшие острова вблизи Северной столицы в принципе можно и нужно использовать как объекты туристической инфраструктуры. Например, там можно открыть рестораны, что существенно повысит привлекательность яхтинга, да и водного туризма в целом.
Еще один аспект — сложности регуляторного толка. «Яхтингом занимаются всюду, где есть вода, т.е. яхтсменов в стране много. Еще больше желающих ими стать. Но может ли яхтсмен прилететь из Новосибирска в Петербург и, взяв яхту в аренду, сам отправиться в путешествие? Нет, потому что его права никто не подтвердит», — объясняет директор по развитию яхтенного порта Форта Константин Кирилл Разумов. По его мнению, эта проблема вкупе с отсутствием заправочной и прочей инфраструктуры не дают возможности развиться яхтенному туризму в стране. Не хватает для развития также сервисов аренды яхт и собственно чартерного флота.
Между тем, опыт Турции показывает, что арендный бизнес может приносить стране огромные деньги, отмечает PR-директор Яхт-клуба Санкт-Петербурга Алексей Жиров. «У нас все лодки частные. А между тем чартерный флот — это гигантский сегмент рынка, который пока не помогает Петербургу зарабатывать деньги. Поэтому мне кажется достаточно важной инициативой программа господдержки строительства крейсерского флота. У нас есть успешный передовой опыт строительства спортивных яхт, но это лодки однодневного плавания, для занятий спортом, а нам нужно развивать и другие направления», — объясняет Алексей Жиров.
Это далеко не все сложности. Например, по оценкам участников дискуссии, у нас на нуле страхование яхт и спортсменов. Кроме того, не оказывается оперативная помощь попавшим в сложные ситуации путешественникам. В этом сезоне был случай, когда во время тестирования яхта застряла в порогах Невы и два дня ждала помощи, хоть в МЧС и было сообщено.
Планы и концепции
Эксперты уверены, что, несмотря на такое количество проблем, потенциал у города как центра яхтенного туризма есть. Прежде всего речь идет про самый популярный и насыщенные туристский маршрут Петербург–Москва.
Кроме того, как рассказал Сергей Корнеев, сейчас восемь регионов РФ, в том числе пять на Северо-Западе (это Петербург, Ленобласть, Карелия, Псковская и Новгородская области) приступают к разработке мастер-плана по развитию туристского «коридора» из Москвы в Петербург. В нем будет определено, где и что перспективно строить, какая инфраструктура нужна. И маринам в мастер-плане будет уделено отдельное внимание.
Большие надежды связаны c разработанной федеральной концепцией развития яхтенного туризма на период до 2030 года. Это первый в стране официальный документ, фиксирующий яхтенный туризм как отдельное приоритетное направление. По словам Сергея Корнеева, сейчас на федеральном уровне при активном участии Петербурга разрабатывается дорожная карта — комплексный план мероприятий в рамках новой концепции. Там много острых вопросов, которые необходимо нормативным образом решить — по правилам пользования и правилам прохождения, навигации, пользования плавсредствами. Но если они будут решены, отрасль получит новые драйверы для развития, уверен Корнеев.
Но уже даже тот факт, что в Петербурге и Ленобласти появляются новые причальные мощности (например, создается яхтенный хаб «Горская»), внушает экспертам пусть и сдержанный, но оптимизм в отношении будущего.
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.