#72 Недвижимость СПб, 29 сентября 2022
Экспертиза , Санкт-Петербург и область ,  
0 

«Стратегически все девелоперы ориентированы на долгосрочную перспективу»

Дмитрий Фалкин, Группа RBI
Дмитрий Фалкин, Группа RBI (Фото: РБК Петербург)
Коммерческий директор Группы RBI Дмитрий Фалкин — о реакции рынка жилой недвижимости Петербурга на новые обстоятельства и стратегиях девелоперов.

«Сценарий, который мы видим сейчас, крайне сложно поддается прогнозированию. Но в краткосрочной перспективе ситуация всегда отражается на продажах. По информации от коллег, в целом по рынку, в последние дни настроения у людей разные, а значит, и сделки этого месяца будут происходить очень по-разному.

И дело не только в геополитической обстановке. На рынок жилой недвижимости также оказывает влияние ситуация с ипотекой, в частности, заявления Центробанка об усилении контроля за субсидированной ипотекой. Однако степень этого влияния сильно зависит от сегмента, в котором работает тот или иной девелопер. Например, RBI реализует проекты класса не ниже «высокий комфорт», поэтому нас практически не коснется возможное ограничение на субсидирование застройщиком ставки под 0,1% — для нашей аудитории это предложение не очень актуально. Для объектов RBI прибавка 30% к цене, за счет которой обеспечивается ставка 0,1%, — это очень серьезное увеличение, и по этой ставке у нас проходит не более 15% объема субсидирования. Вместо этого мы субсидируем, например, IT-ипотеку, где можно получить очень привлекательную ставку в 3,3% при незначительном увеличении цены квартиры.

Как отдельный тренд я бы отметил развитие сегмента загородной недвижимости, в связи с изменением самой структуры отдыха: отдыхать за границей становится сложнее, но делать это по-прежнему нужно. Поэтому мы в RBI активно развиваем курортное направление. Привлекательность Курортного района в Петербурге для нас очевидна, и уже в конце следующего года мы планируем выйти на рынок с двумя новыми загородными проектами.

Помимо жилой недвижимости, в нашем портфеле есть инвест-отели: готовый ARTSTUDIO Moskovsky и в стройке ARTSTUDIO M103. Я бы отметил три фактора, влияющие на спрос в этом сегменте. Во-первых, позиция апартаментов относительно остальных инвестиционных инструментов в контексте доходности и рисков. С этой точки зрения, ситуация последних нескольких месяцев развивалась в благоприятном направлении: инвесторы снова начали обращать внимание на такой достаточно консервативный, но надежный и понятный инструмент, как инвестиционный апарт-отель.

Второй фактор — самый актуальный — снижение числа самих инвесторов. Количество людей, которые инвестируют в нашем городе, в нашу экономику, сейчас меняется. Какое влияние этот фактор может оказать на рынок апартов — покажет ближайшее будущее.

Ну и третье, что влияет на продажи апартаментов, — это ситуация на рынке жилья. Когда в 2020-м году мы видели, что на фоне всех ограничений и локдаунов цена метра жилой недвижимости начала расти, а цена метра в апартаментах оставалась прежней, люди поняли, что разница не такая большая — купить однокомнатную квартиру или юнит в апарт-отеле.

Если говорить о долгосрочной перспективе, то текущая ситуация точно скажется на запуске новых объектов — активность застройщиков, успевшая наметиться в III квартале, может на какое-то время скорректироваться. Но ждать — это вполне понятное решение для компаний в ситуации неопределенности. Поэтому в ближайшее время мы точно увидим, что количество выводимых в продажу проектов на рынке уменьшится, а вот будет ли это краткосрочным или долгосрочным трендом — пока не очевидно.

Но, судя по тому, как активно в девелоперском сообществе обсуждают поправки к Генплану, какой бы ни была тактика наших действий в краткосрочной ситуации, стратегически все девелоперы ориентированы на долгосрочную перспективу. Никто не останавливает работу по покупке земельных участков, по проектированию. В долгосрочное будущее все смотрят все-таки оптимистично. Можно остановить на месяц старт нового проекта, но работу, которая обеспечивает компанию земельными банками, продажами и деньгами, никто не останавливал.

Вопросы со стройматериалами и инфраструктурой мы уже решили. Да, при этом произошли существенные изменения в логистике, которые повлияли на себестоимость. Сложными оказались вещи, связанные с IT-инфраструктурой: вся слаботочка завязана сейчас на IT. Для нас это принципиальный вопрос, поскольку является частью сервисной концепции обслуживания дома — например, чтобы лифт приезжал на ваш этаж, когда вы с телефоном выходите из своей квартиры. И, в конечном счете, все оказалось решаемо, вопрос только во времени и деньгах».


Реклама. Рекламодатель: ООО «Специализированный застройщик «Сакристия» сайт: https://www.rbi.ru/

Экспертиза «Недвижимость — безальтернативная возможность сохранения средств»
Содержание
Закрыть