Бизнес-кейс , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Экосистема газовых платежей

Фото: Петербургский международный газовый форум
Фото: Петербургский международный газовый форум
Исполнительный директор по розничному бизнесу, член правления АБ «Россия» Максим Дружинин — о принципах создания платежной экосистемы для пользователей и поставщиков услуг.

«С началом отопительного сезона надежность энергосистемы выходит на первый план. В этом году это особенно очевидно на фоне газового кризиса в Европе. Один из ключевых моментов, от которого зависит развитие газовой инфраструктуры, — собираемость и регулярность платежей за энергоресурсы. Согласно информации Росстата, общая задолженность по ЖКУ в 2020 году в России достигла 1,3 трлн рублей, половина из них — долги граждан. Но эта цифра может быть меньше благодаря системной работе поставщиков с задолженностями, а также развитию систем платежей для потребителей. Второй путь более сложный и технологичный, но и довольно эффективный. Развитие платежной среды приводит к созданию целых экосистем, в которые включены поставщики, банки и потребители услуг.

Главное качество, которым должна обладать дружелюбная для людей и компаний платежная среда — это удобство ее использования и четкость работы. Самое очевидное решение — создавать такую среду на технологической платформе банков, которые сегодня являются наиболее цифровизированными и высокотехнологичными с точки зрения использования IT-технологий. Банки знают и понимают, как такую экосистему создавать, и имеют возможность это сделать в кратчайшие сроки.

Здесь я могу привести пример разработки АБ «Россия» сервиса платежей «Мой газ». Так исторически сложилось, что наш банк глубоко интегрирован в цифровую систему «Межрегионгаза», по сути, мы являемся шлюзом для него, выступая посредником между поставщиком и внешней платежной средой. Поэтому мы понимали, какие потребности необходимо закрыть. Строго говоря, «Мой газ» — это сервис регионального уровня, облачный, защищенный, который обеспечивает возможность своевременной оплаты услуг ЖКХ для пользователя из любого региона. Сервис информационно взаимодействует со всеми системами ЖКХ, потребитель видит состояние своих оплат в личном кабинете, может подать показания и тут же совершить платежи. Число пользователей сервиса быстро растет — сейчас в нем почти 5 млн человек, которые ежемесячно совершают оплаты.

По сути, мы создали экосреду для клиентов «Межрегионгаза». Для самого поставщика экосистема — это удобный технологичный цифровой инструмент, который одновременно способствует улучшению собираемости платежей и платежной дисциплины. Также мы предоставляем сервис по формированию единого платежного документа (ЕПД) для самого «Межрегионгаза» в регионах. В ЕПД объединены все региональные поставщики услуг — это коммунальное хозяйство, электричество, газ. У нас есть технологии, которые позволяют разместить на квитанции QR-код, с которого можно напрямую, минуя личный кабинет, переходить на платежную страницу, оплачивать счета и задолженности.

Другая задача, которую мы решали в рамках сервиса — создание удобного сбора платежей для поставщика услуг. Сегодня же существует множество способов заплатить за газ — через банки, Почту России, банковские платежные агенты, агрегаторы, — и люди ими всеми пользуются. Поставщик получает деньги из множества каналов, и, увы, не всегда своевременно. Надо отметить, что Банк России провел за последние годы огромную работу и ограничил возможности для бесконтрольного приема платежей разными агентами, сейчас ситуация более-менее урегулирована и платежи действительно доходят до поставщиков услуг. Но все же вопрос в том, что граждане привыкли пользоваться огромным набором разных сервисов для оплаты. В этом случае мы становимся агрегатором и консолидирующим партнером по заведению этих платежей, осуществляем информационной обмен по этим платежам с биллинговыми системами «Межрегионгаза».

Мы как банк умеем собирать платежи и реестровать их. Все поступления от потребителей услуг в банке проверяются, упаковываются в зависимости от назначения платежа и отправляются в региональную компанию в виде одной суммы с реестром — вместо сотен тысяч поступлений, которые сам поставщик был бы вынужден разбирать. И все это в цифровом формате, что очень удобно.

При этом мы выступаем за открытую экосистему, клиенты могут платить из любого региона и точки мира, быть клиентом любого банка. Сейчас мы также работаем над улучшением качеств самообслуживания абонентов газовых служб, пилотируем биллинговую систему, СRМ-систему для сопровождения юридических и физических лиц. По сути, мы продлеваем банковские сервисы в цифре на территории, включенной в периметр межрегионгазовского сервиса, это взаимовыгодный симбиоз. Наша конечная цель — объединение децентрализованных сервисов и улучшение пользовательского опыта клиентов компании».

Практика «Бесплатная» газификация может обернуться коллапсом
Содержание
Закрыть