#62 Недвижимость СПб, 28 октября 2021
Решения , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Образовательные стандарты

Фото: pexels.com
Фото: pexels.com
Как застройщики меняют представление о современной школе и детском саде.

Только с начала 2021 года в Петербурге введено в эксплуатацию 40 социальных объектов, больше половины из них построены за счет инвесторов. В Ленинградской области ситуация похожая — до 2021 года за счет средств застройщиков было построено 33 детских сада и 8 школ. Как девелоперы работают с такой недвижимостью, что влияет на оформление и наполнение современных школ и детских садов — в материале РБК+.

Знаковые проекты

Число социальных объектов, построенных за счет девелоперов, в Петербурге и Ленинградской области растет, а вместе с этим меняется и отношение к их реализации. «Если раньше было важно само наличие соцобъекта, то сейчас обращают внимание на его внешний вид и наполнение, — говорит руководитель проектов комплексного освоения территорий Объединения «Строительный трест» Анзор Берсиров. — Сегодня иметь знаковые социальные и образовательные объекты застройщику выгодно не только для повышения привлекательности и комфорта жилья, но и с точки зрения продвижения и привлечения внимания клиентов».

Анзор Берсиров, «Строительный трест»
Анзор Берсиров, «Строительный трест» (Фото: «Строительный трест»)

При выборе архитектурного проекта для будущей школы или детского сада застройщики исходят из окружающей застройки. «Социальные объекты должны вписываться в жилой комплекс, составляя с ним единый ансамбль, — поясняет директор проекта «Северная долина» компании «Главстрой Санкт-Петербург» Дмитрий Калинин. — Наша компания рассматривает процесс выбора архитектурных проектов детских садов и школ, в том числе, как возможность органично разнообразить облик квартала, сделать его еще более привлекательным».

Дмитрий Калинин, «Главстрой Санкт-Петербург»
Дмитрий Калинин, «Главстрой Санкт-Петербург» (Фото: Главстрой Санкт-Петербург)

Важным для развития планировочных решений и архитектурного разнообразия становится отказ от проектирования социальных объектов по остаточному принципу. «Есть убеждение, что это очень сложные объекты с точки зрения соблюдения всех технических и санитарных нормативов, поэтому лучше ничего не выдумывать, но я уверен, что можно планировать и проектировать интересные образовательные объекты, — говорит Анзор Берсиров. — Например, в проекте ЖК NEWПИТЕР есть задача сделать знаковый архитектурный проект, и, самое важное, чтобы система образования там была под стать самому проекту».

По данным комитета по строительству Петербурга
По данным комитета по строительству Петербурга (Фото: РБК Петербург)

Современное наполнение

Способствует развитию проектов и обновление нормативной базы. «Современные детские сады и школы позволяют организовать обучение и пребывание ребят с бОльшим комфортом, чем проекты, например, 20-летней давности», — отмечает Дмитрий Калинин.

Просторные здания и территории, безбарьерная среда и мультимедийное оборудование — все это характеристики современных школ и детских садов. «Все новые социальные объекты проектируются с учетом требований доступной среды, с удобными пандусами, лифтами. Во многих новых садиках Петербурга предусмотрен бассейн-лягушатник, некоторые школы тоже проектируются сразу с бассейном, — отмечает руководитель группы маркетинга компании ЦДС Наталья Кукушкина. — В школах обязательными становятся оборудованные мультимедийные классы, просторные библиотеки. Уже давно застройщики практикуют сдачу садиков и школ со всем оборудованием, начиная от мебели и кухонной техники, и заканчивая меловыми досками и компьютерами».

Наталья Кукушкина, ЦДС
Наталья Кукушкина, ЦДС (Фото: ЦДС)

Меняется и подход к обеспечению безопасности. «В школах и детских садах устанавливаются автоматизированные системы пожарной безопасности, системы управления эвакуацией, охранные сигнализации и видеонаблюдение, автоматизированные системы мониторинга работы инженерных систем, контроля и управления доступом в здания и на территорию», — перечисляет Дмитрий Калинин.

Изменения затронули не только функциональное наполнение зданий. Интерьеры школ и детских садов также становятся более интересными и психологически комфортными для детей. «Например, в 2020 году Группа ЦДС завершила проектирование школы на 656 мест в жилом комплексе ЦДС «Северный» в Ленинградской области. На разработку интерьеров мы пригласили молодое дизайнерское бюро из Петербурга, которое специализируется на образовательных учреждениях, чтобы наши классы, рекреации, спортзалы и столовые были удобными и современными. Особенностью проекта станет встроенная мебель, специально разработанная для этой школы по индивидуальному заказу», — рассказывает Наталья Кукушкина.

По пути создания уникальных проектов пошел и «Главстрой Санкт-Петербург». «Мы стремимся не просто построить здания, а сформировать полноценный образовательный кластер внутри своих комплексов, — отмечает Дмитрий Калинин. — Один из примеров — центр обучения цифровым дисциплинам «Техноспейс», открытый на базе школы в ЖК «Юнтолово». Здесь дети осваивают роботехнику, навыки программирования и интернет вещей». Создание центров цифрового образования — общероссийский проект фонда «Вольное дело» промышленника Олега Дерипаски, основателя компании «Главстрой Санкт-Петербург».

Организация внутреннего пространства современной школы
Организация внутреннего пространства современной школы (Фото: pexels.com )

Сроки строительства

Скорость возведения образовательных учреждений зависит от размеров здания. «Если готова вся проектная документация и есть разрешение на строительство, то средний садик на 160-180 детей можно сдать под ключ примерно за год, школу на 600 учеников — за 2 года», — говорит Наталья Кукушкина.

Считается, что быстрее возводить типовые проекты социальных объектов. Однако, по словам девелоперов, это не всегда так. «Как правило, проекты требуют корректировки в зависимости от участка и конфигурации окружающей застройки, чтобы соблюсти требования по инсоляции и другие нормы», — поясняет Дмитрий Калинин. Поэтому строительство садика может занять до 18 месяцев, а школы до 24.

Строительная доля

В Петербурге строительство одной школы на 1600 учеников обойдется в 2 млрд рублей, на 500 мест — примерно 1,1 млрд рублей, подсчитали для РБК Петербург в комитете по строительству города. По оценкам девелоперов, за последние полгода стоимость возведения любых объектов, в том числе социальных, выросла в среднем на 30%.

В Ленинградской области строительство одного места в детском саду в рамках адресной инвестиционной программы (финансируется из бюджета) обходится в 1,2 млн рублей, одно место в школе — 1,5 млн рублей. Итоговая цена зависит от вместимости объекта, привязки к земельному участку и стоимости техприсоединения, уточнили в строительном блоке администрации Ленобласти. Иная ситуация при выкупе готовых объектов у застройщиков. Здесь стоимость выкупа рассчитывается исходя из установленных Минстроем России нормативов цен строительства (НЦС). Эта цифра меньше фактически потраченной застройщиком на строительство объекта. Поэтому выкупают объекты примерно за 60-70% от ее реальной стоимости, говорят девелоперы.

На текущий момент в городе и области практика выкупа соцобъектов разнится. «В городе мы обязаны построить и подарить объект, либо поучаствовать в совместном строительстве социальной инфраструктуры с другими застройщиками, в области по заключенным ранее соглашения есть возможность рассчитывать на компенсацию», — поясняет Анзор Берсиров. В Ленобласти ранее действовало две программы — региональная «Соцобъекты в обмен на налоги» и федеральная программа «Стимул». Однако Минстрой РФ изменил условия программы «Стимул» для инвесторов, исключив из нее школы и детские сады. «К федеральному софинансированию на строительство теперь принимаются дороги и инженерные сети. Тем не менее, ранее принятые соглашения на строительство соцобъектов будут исполнены в полном объеме», — уточнили РБК+ в строительном блоке администрации Ленобласти.

В 2020 году в Ленинградской области по программе «Соцобъекты в обмен на налоги» застройщиками было построено и введено в эксплуатацию 9 детских садов и одна школа. По федеральной программе «Стимул» — 3 школы и детский сад. В рамках реализации адресно-инвестиционной программы в эксплуатацию введено 18 социальных объектов.

«Но любая программа, будь то привлечение федеральных или региональных средств, полная или частичная компенсация, всегда будет комфортнее, чем безальтернативная передача объектов», — заключает Анзор Берсиров.

По данным комитета по строительству Петербурга
По данным комитета по строительству Петербурга (Фото: РБК Петербург)

Инструменты Универсальная среда
Содержание
Закрыть