Усложнившаяся из-за коронакризиса ситуация на рынке загородного строительства увеличивает риски участников процесса, особенно неопытных одиночек. О том, какие из этих рисков самые неприятные и как их избежать в интервью РБК+ Петербург рассказывает генеральный директор компании «Создай-Террасу» Илья Поскочинов.
Мировая конъюнктура и внутренний спрос
— Пандемия, как известно, сильно усложнила ситуацию на загородном строительном рынке. А в вашем сегменте какова сейчас ситуация?
— Мы работаем в сегменте многофункциональных зон отдыха. Они могут включать и террасы, и летние кухни, и навесы, и перголы, и беседки и т.д. Все это интегрируется в единое функциональное пространство. Проще говоря, строим сложные современные террасы. В принципе, ситуация у нас такая же, как и в других сегментах загородного строительства — коронакризис дестабилизировал мировой рынок строительных материалов. В разных странах возник дефицит стройматериалов различных видов. В том числе, изделий из лиственницы (досок, бруса и т.д.), которые являются для нас основными. Наиболее острый дефицит наблюдается в категории высококачественных материалов.
— Почему так происходит?
— Из-за девальвации рубля переработчикам стало очень выгодно экспортировать такие материалы в зону евро и получать к возврату 20% НДС. В результате большая доля производимых в России высококачественных стройматериалов из лиственницы уходит за границу.
Кроме того, китайцы начали активно скупать высококачественную древесину — они приезжают к нашим лесорубам с мешками наличности, платят за высококачественную древесину заведомо большую цену, чем могут предложить российские переработчики и составами вывозят ее в Китай.
Эти два фактора привели к тому, что на российском рынке преобладают в основном низкокачественные материалы, которые к тому же из-за высокого спроса сильно растут в цене. К примеру, в этом году лиственница на российском рынке подорожала уже на 60-70%, что, конечно, сильно беспокоит российских потребителей и негативно отражается на спросе. Экспорт же более устойчив, поскольку евро стабилен и цены для зарубежных потребителей в евро и долларах не растут.
— А то, что людей разогнали по домам на удаленную работу, как-то повлияло?
— Да, коронавирус «отправил» множество людей за город. В результате спрос на загородную недвижимость резко вырос. В то же время предложение со стороны строительного бизнеса сократилось. Помимо дефицита стройматериалов крайне негативную роль сыграла ситуация с мигрантами. Из-за прошлогоднего всплеска пандемии многие из них уехали на родину и не вернулись из-за закрытия границ, карантинов и других ограничительных мер, в том числе, связанных с вакцинацией.
В результате в этом году возник острый дефицит еще и работников — в тех строительных компаниях, которые в значительной степени использовали их труд. По этой же причине также резко сократилось количество полулегальных или вовсе нелегальных бригад, которых нанимают люди, предпочитающие самостоятельно обустраивать свои загородные владения. Заказы от тех и других перешли к компаниям, сохранившим свою работоспособность. Объем работ у них резко увеличился, что потребовало новых работников. Но найти их на рынке непросто, из-за чего растет стоимость таких сотрудников и, соответственно, издержки компаний, которые их нанимают.
Дефицит стройматериалов, рост спроса и уменьшение предложения — главные проблемы нашего рынка.
Профессиональный подход
— Государство вроде бы осознало ситуацию и пытается ее смягчить. Насколько это отразилось на вашем рынке?
— Для нашего сегмента государство приняло только одну меру — с 1 июля введены пошлины на экспорт сырой древесины. Но мы больше всего страдаем от экспорта стройматериалов, причем, высококачественных — это не сырая древесина, а продукты деревообработки. Экспорт сырой древесины, то есть «кругляка», из-за пошлин возможно сократится, увеличатся объемы сырья у переработчиков и, соответственно, они станут больше производить стройматериалов. Но, во-первых, все это произойдет не в ближайшее время, а в долгосрочной перспективе. Во-вторых, переработчики наверняка захотят как-то компенсировать свои экспортные потери. Например, воспользовавшись дефицитом продолжат еще больше поднимать цены. На данный момент никаких изменений на рынке стройматериалов я не вижу.
— Какая мера государственного регулирования вам сейчас больше всего нужна?
— Введение обязательного государственного стандарта на качество/сорта продуктов переработки древесины и повышение ответственности за нарушения госстандарта. Раньше этого регулировалось ГОСТом, но его отменили в качестве обязательного. Сейчас дефицит качественных стройматериалов породил множество злоупотреблений со стороны переработчиков. Недобросовестные переработчики занимаются пересортицей — выдают некачественные материалы (с сучками и другими дефектами) за качественные, ссылаясь в свое оправдание на нормативы и технические регламенты, которые они сами разрабатывают. При этом наименование сорта сохраняется прежним, к которому все привыкли, но качество материала при этом может быть другим. К примеру, заказываешь материал сорта «экстра», а получаешь сорт «Б», с сучками — потому что по нормативам данного производителя материал такого качества соответствует сорту «экстра».
— Это обстоятельство, наверно наряду с другими, заметно увеличивает риски потребителей?
— Да, конечно, особенно граждан, самостоятельно организующих строительство. У них нет ни должной квалификации, ни времени изучать нередко запутанные регламенты поставщиков и они легко становятся жертвами пересортицы.
Повысились риски и у профессиональных строителей. Помимо пересортицы, увеличились риски срыва сроков поставок, что особенно неприятно в ситуации возросшего количества заказов, а значит уплотнившего графика производства работ, и постоянно растущих цен на стройматериалы. Например, мы два месяца назад заказали крупную партию стройматериалов. Когда срок наступил, производитель сообщил, что не может осуществить поставку. Деньги вернул, но со времени заказа цены выросли и мы теперь вынуждены заказывать эти материалы по более высоким ценам.
Такой риск у граждан еще выше, потому что производителям крупные заказчики выгоднее мелких, тем более разовых. Крупными постоянными клиентами поставщики как правило дорожат, стараются их не подводить и если все-таки подводят, то лишь в крайнем случае, когда сами стали жертвой дефицита сырья. По этой же причине постоянного клиента редко обманывают и с пересортицей. Это лишь два фактора, почему людям выгоднее не заниматься самодеятельностью, а доверять благоустройство своей территории профессиональным компаниям.
Крупными постоянными клиентами поставщики как правило дорожат, стараются их не подводить
— А в чем еще преимущества профессионалов?
— Желая обустроить свои загородные участки, люди, как правило, исходят из устаревших представлений. Но прогресс в архитектуре идет очень быстро и многие даже не подозревают о современных тенденциях архитектурного дизайна, возможностях устройства комфортной среды. Люди привыкли к простым прямоугольным террасам, в то время как сейчас можно создавать интересные многофункциональные зоны, объединяющие дом и участок.
В тоже время многие хотят какого-то обновления своих территорий, помимо прочего понимая, что современные террасы расширяют полезную площадь дома и увеличивают стоимость их недвижимости в целом.
Достоинство таких профессиональных компаний еще и в широте кругозора. Мы, например, обстоятельно изучаем современные тренды европейской и американской архитектуры, в соответствии с которыми разрабатываем проекты рекреационных комплексов.
Признаки добросовестности
— В нынешней нестабильной ситуации у граждан наверняка повышается риск нарваться на недобросовестного строителя. Как им избежать этого риска? Как отличить добросовестную компанию от недобросовестной?
— Лучшей гарантией добросовестности является прозрачность компании, ее открытость. Добросовестная компания не стесняется показывать все свои внутренние процессы, публиковать информацию об этом в соцсетях. Такая компания готова приглашать потенциального клиента на склады своего поставщика, демонстрировать весь набор материалов, уместных для проекта, показывать процесс строительства, знакомить с командой. Компаниям закрытого типа, очевидно, есть, что скрывать.
Лучшей гарантией добросовестности является прозрачность компании, ее открытость.
— Помимо добросовестности, клиенту важно убедиться в адекватной квалификации компании. Она может быть открытой и добросовестной, но не умеет делать качественные вещи. Каковы здесь критерии?
— Прежде всего, для каждого вида работ надо выбирать узкоспециализированную компанию. Вероятность разного рода ошибок у таких компаний меньше, чем у тех, кто занимается всем. Если компания строит и дома, и гаражи, и бани, и террасы, то, скорее всего, она слабо разбирается в нюансах каждого типа построек, в том числе, в особенностях материалов, необходимых для этого. Потому что для одной только современной террасы требуется целая команда узких специалистов, которые слаженно работают в одном направлении — это и дизайнер-архитектор, и конструктор-проектировщик, и группа классных монтажников, которые умеют работать с деревом.
На Западе это поняли уже давно и, например, в США существует огромный рынок узкоспециализированных компаний. Крупные компании, которые занимаются всеми видами строительства, уже не могут составить конкуренцию узкоспециализированным.
Второе обстоятельство, на которое потребителю следует обратить внимание — это максимальная стандартизация технических решений. Мы, к примеру, разработали стандартное решение — некий комплекс материалов, работ и технических решений, на основе которого делаются всевозможные варианты террас. Наличие такого стандартного решения позволяет с большой точностью заранее определить количество материалов разных типов, которые понадобятся для строительства конкретной террасы.
Это позволяет уже на первом этапе работы с клиентом заказать основной объем материалов и тем самым обеспечить непрерывную работу над заказом, без перерывов на поиск материалов в середине процесса, что очень важно для соблюдения коротких сроков исполнения заказа, что непросто в нынешней сложной ситуации на рынке стройматериалов. Это особенно важно и для проектов сложной террасы, многофункциональной зоны отдыха, включающей несколько разных построек с разными материалами.