В 2020 году рынок лабораторной диагностики вырос на треть. Один из основных факторов роста — проведение исследований, связанных с COVID-19. Спрос на эту услугу предъявляли не только физические лица, но и компании, которые активно проверяли на «ковид» своих сотрудников. От тестирования отдельных сотрудников работодатели постепенно перешли к договорам с крупными лабораторными службами для диагностики персонала на COVID-19, а после начала массовой иммунизации — и на антитела. Как отмечают эксперты, развитие тренда на сотрудничество лабораторий с немедицинскими организациями продолжится и в этом году.
Рост рынка
Объем российского рынка медицинских лабораторных услуг в 2020 году, по данным исследования BusinesStat, достиг 330,6 млн исследований, что на 18,2% превысило показатели 2019 года. Причиной роста стало масштабное проведение исследований на выявление коронавируса.
В Петербурге, по оценкам генерального директора «Ассоциации частных клиник Санкт-Петербурга» Александра Солонина, по итогам 2020 года рынок лабораторной диагностики в денежном выражении вырос на 30% — до 5 млрд руб. По оценке инвестиционного директора Ales Capital Максима Зимакова, с коронавирусом было связано более трети всех обращений.
Спрос на исследования во многом поддерживался корпоративным сегментом. Заинтересованность работодателей в сохранении здоровья сотрудников значительно повысилась весной 2020 года на фоне развития пандемии. Уже в мае, когда необходимо было не допускать на рабочие места сотрудников — носителей вируса, со стороны компаний резко вырос спрос на услуги по проведению ПЦР-тестов на «ковид» — об этом сообщила главный внештатный специалист по медицине труда комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга Татьяна Веселова.
«В апреле — июне 2020 года федеральные лабораторные службы по всей стране зафиксировали стремительный рост числа заявок на исследования от компаний, — подтверждает тенденцию заместитель генерального директора лабораторной службы «Хеликс» Дарья Горякина. — Многие организации, деятельность которых не останавливалась во время режима самоизоляции, начали тестировать сотрудников на COVID-19 на постоянной основе по собственной инициативе». В Москве, напомним, такие тестирования были обязательными.
Ответственность и польза
«Работодатели хотели быть уверенными, что очное присутствие сотрудника на работе не станет фактором распространения инфекции в коллективе. В компаниях, где массовое тестирование ПЦР проводилось, вспышек «ковида» зафиксировано не было», — резюмирует Татьяна Веселова.
«Ответственное отношение работодателей к этому вопросу стало их преимуществом — в глазах как сотрудников, так и соискателей», — отмечает руководитель пресс-службы hh.ru по СЗФО Мария Бузунова. По ее мнению, положительная репутация будет особенно важна в тех сегментах, где нарастает проблема дефицита кадров. К таким сферам, например, относятся строительная отрасль, производство. Пока готовность работодателя частично или полностью компенсировать расходы будущих сотрудников на тестирование упоминается в 4% вакансий, размещенных на сайте hh.ru с начала 2021 года.
Цена заботы
«В дальнейшем многое будет зависеть от политики государства, и чем больше ответственности за здоровье сотрудников будет ложиться на работодателей, тем больше будет появляться форматов взаимодействия компаний с медицинскими организациями», — уверен Максим Зимаков.
По оценкам Татьяны Веселовой, за время пандемии в Петербурге подобные соглашения заключили около трети всех работодателей. Та же тенденция наблюдается в регионах. Так, руководитель отдела маркетинга ФК «Сочи» Александр Ким отметил, что клуб особое внимание уделяет здоровью сотрудников, поэтому был заключен прямой договор с лабораторной службой для проведения ПЦР-тестирования.
«Уральский завод резиновых технических изделий» («Уральский завод РТИ») заключил прямой договор с лабораторной службой «Хеликс» в июле 2020 года. Всего за это время, по словам руководителя группы по охране труда и окружающей среды завода РТИ Алевтины Карпухиной, было проведено более 400 ПЦР-тестов. «Главное преимущество такого сотрудничества — экономия рабочего времени. Мы брали пробы для тестирования в медицинском кабинете предприятия, т.е. рабочим не нужно было тратить время на поездки в лабораторию. После курьер забирал образцы, и в течение короткого времени мы получали результаты. Это очень удобно. Кроме того, такое тестирование существенно ниже по цене, поскольку забор материала для исследования мы проводили самостоятельно», — отметил представитель завода РТИ.
Как отмечает Дарья Горякина, лабораторная служба «Хеликс» проводит исследования в рамках прямых договоров с «Русалом», «Газпром нефтью», «Алросой», «СУЭК». «Мы сотрудничаем в регионах с «Россети Ленэнерго», производителем аппаратов ИВЛ «Уральским приборостроительным заводом», компанией «Евраз-Урал» и другими», — добавляет она.
По словам Татьяны Веселовой, подобное соглашение — достаточно высокая финансовая нагрузка на компанию. «Бюджет, который компании выделяют на тестирование, зависит от потребностей конкретного работодателя, числа обследуемых сотрудников, типов выполняемых исследований и их периодичности, — уточняет Дарья Горякина. — Мы работаем как с небольшими заказчиками, у которых проводим тестирование 25 сотрудников раз в неделю — их бюджет может составлять от 100 тыс. рублей в месяц, так и с крупными компаниями, у которых за выезд можем протестировать тысячу человек. Годовой бюджет на диагностику у таких заказчиков достигает 40 млн рублей».
В рамках таких договоров лабораторные службы сегодня проводят все виды исследований по диагностике COVID-19. Среди наиболее популярных запросов — организация выездного взятия проб для анализов на антитела и для ПЦР-тестов, а также бесконтактное тестирование персонала в офисе или на дому.
Удаленный сервис
Для работодателей прямой договор на проведение исследований с лабораторной сетью, помимо обеспечения эпидемиологической безопасности, выгоден прежде всего с точки зрения экономии затрат на организацию процесса. Лабораторные службы сегодня предлагают сервис «одного окна»: заключая договор в Москве, можно пользоваться услугами и в региональных филиалах.
«Выбор лаборатории совершался в центральном офисе в Москве, и вся работа по заключению договора велась именно специалистами Москвы», — делится опытом компании и. о. директора Медцентр АК «АЛРОСА» (ПАО) Наталья Челпанова. Тестирование на новую коронавирусную инфекцию нужно было проводить в условиях пандемии, когда стал отмечаться рост случаев COVID-19 среди работников компании, а также в связи с открытием временных обсерваторов для работников, вылетающих на вахту в Якутию. «Мощностей своих лабораторий, расположенных в Мирнинском районе, было недостаточно, поэтому и было принято решение привлечь к данной работе аккредитованные лаборатории», — добавляет Наталья Челпанова.
Удобно партнерство и частным клиникам, которые не располагают собственной лабораторией. Такой договор позволяет оперативно проводить исследования для клиентов.
Развитие направления потребовало от лабораторных служб создания специального программного обеспечения: баз и удобных приложений для регистрации заказов и отслеживания результатов исследований как для медицинских, так и немедицинских организаций. Такие решения ценятся клиентами. «Благодаря интеграции наших информационных медицинских систем появляется возможность оперативно получать данные о результатах исследований наших пациентов, направленных для сдачи биоматериала в лаборатории «Хеликс» из клиник, входящих в группу «СОГАЗ». Это удобно как для пациентов, так и для врачей», — рассказали РБК+ в пресс-службе ГК «СОГАЗ Медицина».
Фокус на антитела
Появление антиковидных вакцин постепенно смещает спрос с ПЦР-тестов в сторону анализов на наличие антител. Спрос на тестирования на антитела начал превалировать над спросом на ПЦР-тесты в октябре и рос до февраля 2021 года на волне начавшейся массовой иммунизации, говорит Татьяна Веселова. «В ноябре 2020 корпоративные клиенты заказывали в пять раз больше ПЦР-тестов, чем исследований на антитела, а в марте 2021 разница сократилась до 1,5 раз», — подтверждает Дарья Горякина.
«Сейчас спрос стабилизировался, и, по нашим прогнозам, на этом уровне и останется. Пока не установлено, как долго сохраняется иммунитет после вакцинации, поэтому всем привившимся даются рекомендации раз в полгода тестироваться на антитела. Спрос же на ПЦР-тесты со временем сойдет на нет», — полагает Татьяна Веселова. По ее словам, это будет способствовать еще большей популярности прямых договоров работодателей и лабораторий.
Эксперты BusinesStat прогнозируют дальнейший рост рынка лабораторной диагностики в 2021 году. В результате количество проведенных лабораторных исследований в России составит в 2021 году 373,7 млн, что на 13% превысит значение 2020-го — считают в агентстве. Александр Солонин полагает, что тестирование на коронавирус останется по-прежнему актуальным, при этом восстановятся объемы исследований, не связанных с COVID-19.