В 2012 году Россия занимала 188 место из 190 стран в рейтинге Doing Business по показателю подключения к системе энергоснабжения. В 2019 году — уже 7 строчку и продолжает ее удерживать. За счет чего происходит сокращение сроков, какие изменения в порядке техприсоединения произошли с 1 июля 2020 года, кого они затронули и какие инициативы будут рассмотрены в этом году — представители сетевых организаций, Минэнерго, профильного комитета Смольного, а также представители бизнеса обсудили в рамках бизнес-конференции, проведенной РБК Петербург и ПАО «Россети Ленэнерго» накануне открытия ПМЭФ-2021.
Подключиться за один шаг
С 1 июля 2020 года в России изменился порядок технологического присоединения к электрическим сетям для физических лиц, которым требуется мощность до 15 кВт, и для предприятий малого и среднего бизнеса (в том числе индивидуальных предпринимателей), запрашивающих мощность до 150 кВт.
Как сообщил заместитель генерального директора по развитию и технологическому присоединению ПАО «Россети Ленэнерго» Александр Пятигор, заявителю достаточно пройти всего одну процедуру — подать заявку на технологическое присоединение. Заявки принимаются только в электронном виде. Для потребителей электроэнергии отменена процедура подписания договора — теперь договор считается подписанным на основании оплаты счета в течение 5 рабочих дней, иначе заявка аннулируется. Также заявителю теперь не нужно ни подавать уведомление о выполнении технических условий, ни подписывать пакет закрывающих документов, включая акты технологического присоединения. Приборы учета электроэнергии отныне устанавливает сама сетевая организация.
«Если до конца этого года идет установка обычных приборов учета, то со следующего года — интеллектуальные приборы учета в обязательном порядке» — пояснил заместитель директора департамента развития электроэнергетики Министерства энергетики Российской Федерации Александр Коротенко.
Новый порядок, по словам Александра Пятигора, распространяется и на НКО (садоводства, огородничества), которым, однако, пока надо еще представить некоторые документы, в частности, справку о количестве земельных участков, копии документов, подтверждающих права собственности на них, согласие собственников на обработку их персональных данных.
За 30 дней в простых случаях
«Россети Ленэнерго» обязуются осуществить процесс заключения и исполнения договора техприсоединения за 30 рабочих дней в соответствии с новым постановлением Правительства РФ, но для этого заявка должна удовлетворять нескольким условиям:
1. ЭПУ подключается к сетям с классом напряжения 0,4 кв и ниже
2. расстояние от сети «Ленэненерго» до границ участка заявителя не превышает 15 метров.
3. отсутствует необходимость согласования с третьими лицами.
4. от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству или реконструкции электросетевых объектов.
Более сложные ситуации потребуют большего времени на исполнение заявки.
Упрощается процедура и для физических и юридических лиц, и ИП, которые сами производят электроэнергию (мощностью до 15 кВт) и хотят продавать ее через сети «Россети Ленэнерго». «Вместо двух заявок теперь надо подавать одну, единую — для техприсоединения энергопринимающего устройства (если его нет у клиента) и объекта микрогенерации. Порядок заключения договора тот же, что и для потребителей — электронный документооборот, вместо физического подписания — оплата любым способом, включая онлайн», — отметил Александр Пятигор.
Важными условиями обеспечения безопасности он назвал наличие у «Россети Ленэнерго» возможности дистанционного отключения объектов микрогенерации (в случае угрозы аварии), а у заявителя — оснащения объектов по производству электрической энергии устройствами РЗА [релейно-защитная автоматика – ред.], исключающими несинхронное включение объекта в общую сеть «Россети Ленэнерго» и «подпитку» короткого замыкания в сети — чтобы авария не развивалась.
Сроки присоединения также сокращаются — для категории потребителей до 150 кВт до 30 дней. По словам Александра Коротенко, ежегодно от данной категории заявителей поступает более 150 тыс. заявок. «Таким образом, преимущества с точки зрения сокращения сроков получит наибольшее количество потребителей», — отметил он.
Цифровизация дает новые возможности
В ходе цифровой трансформации энергосетевые компании активно развивают сервисы для потребителей. Так, Минэнерго планирует расширить «точки входа», создав возможность подачи электронной заявки на присоединение к сетям через единый портал государственных и муниципальных услуг — ЕПГУ. «Возможность подать заявку в сетевую организацию напрямую сохранится, но с целью улучшения сервиса, — а у нас сетевых организаций порядка 1670, и не у всех есть качественные сайты как у крупных компаний, — перспективным видится процесс укрупнения информационных систем, чтобы у сетевой организации была возможность сделать выбор: либо развивать свой собственный сайт или обеспечивать подачу заявок через ЕПГУ», — отметил Коротенко. Внести в правительство данную инициативу министерство планирует в этом году.
Крупные компании, такие как «ПАО «Россети», продолжают открывать новые возможности для пользователей. Как рассказал начальник Управления реализации технологического присоединения и дополнительных услуг ПАО «Россети» Владимир Давыдкин, главным достижением стал запуск новой версии Единого портала технологического присоединения для взаимодействия с потребителями (Портал). «Его функционал существенно расширен. В частности, в Личном кабинете потребителя теперь есть практический полный набор возможных услуг, включая электронный документооборот (в том числе СМС-уведомление о всех действиях в процессе технологического присоединения), возможность сообщать о проблемах с электроснабжением, задавать вопросы специалистам электросетевой компании, можно воспользоваться функцией интеллектуального учета электроэнергии, участвовать в опросах о качестве услуг и обслуживания и т.д», — отметил он.
Новая версия Портала существенно облегчает потенциальным клиентам поиск ближайших центров питания с нужным напряжением и резервом мощности (они обозначены на регулярно обновляемой карте), позволяет им с помощью онлайн-калькулятора рассчитать ориентировочную стоимость присоединения с учетом мероприятий сетевой организации, предусмотренных ТУ и т.д.
По словам Давыдкина, оценили преимущества Портала и потребители — количество посетителей выросло более чем вдвое и продолжало расти, достигнув в марте 2021 года 160 тыс., что более чем в 5 раз превышает показатель июня 2020 года (последнего месяца действия старой версии портала). Обновленный сервис также позволяет самому ПАО «Россети» упростить контроль за производством и потреблением электроэнергии в регионах, а также оперативно реагировать на возникающие проблемы.
От «долго, дорого, непонятно» до одного клика
По словам начальника Управления перспективного развития Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга Анатолия Тарасова, работа над созданием новой среды и внедрением эффективных механизмов техприсоединения началась примерно 10 лет назад. «Наша задача была в том, чтобы избежать хаоса, чтобы технологическое присоединение не превращалось в «технологический подвиг» — ни для заявителя, ни для сетевой организации». Это длительный процесс, который затрагивал как оптимизацию процедур внутри самих компаний, так и изменения на законодательном уровне с учетом антимонопольных и градостроительных ограничений. «Нас интересовали подключения не только заявителей 15 кВт и 150 кВт, которых большинство, а от 0 до бесконечности — для самых сложных производств», — отметил Тарасов. Все это потребовало времени и усилий со стороны всех участников процесса.
«Посмотрите на стоимость подключения к электросетям в рейтинге Doing Business в 2012 году — [1080% от ВВП на душу населения] — сроки и количество процедур — [238 дней, 9 процедур] — о чем это говорит? Долго, дорого, непонятно. Ясно, что это надо было менять. Нужно было выводить с рынка посредников, которые съедали время и деньги, и поддерживали ту систему. И работа проведена. Последние четыре года мы живем в совершенно новой реальности. Электросетевые компании в вопросах техприсоединения стали примером для остальных организаций. Наработки, которые были сделаны «Ленэнерго», распространились на сферы тепло-, водо— и газоснабжения. Более того, ряд практических решений, разработанных в Санкт-Петербурге, уже успешно используется в других регионах», — сказал Тарасов.
В 2020 году, согласно рейтингу Doing Business, стоимость подключения составляет 5,7% от ВВП на душу населения. По словам председателя Комиссии по энергетике Санкт-Петербургского отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Аркадия Семьянинова, на сегодняшний день подключение происходит фактически в один этап, даже в ОАЭ — это два этапа. «У нас для категории малого бизнеса и физических лиц — все происходит в один клик, весь документооборот электронный, никуда не надо идти, смотреть, уточнять — все в приложении в телефоне», — отметил он. Во многом это стало возможно благодаря изменениям, вступившим в силу в июле прошлого года.
Инициативы на год
Участники дискуссии также озвучили свои законодательные инициативы на текущий год. «Для бизнеса важно знать не только об уже вступивших в силу изменениях, но и о планируемых, чтобы вовремя перестроить бизнес-процессы и распланировать расходы на год», — подчеркнул Аркадий Семьянинов. Сама «ОПОРА РОССИИ» планирует выступить с инициативой о внесении поправки в 223 ФЗ закон, чтобы проектно-изыскательные работы (ПИРы) и строительно-монтажные работы разыгрывались в одном лоте для сокращения сроков работ. «Нам кажется, что эти изменения в законодательстве повысят доступность инфраструктуры и инвестиционную привлекательность страны», — пояснил Семьянинов.
Минэнерго работает над совершенствованием правоприменительной практики по подключению садоводов. «Мы видим сотни и даже тысячи обращений от садоводов — есть сложности в правоприменительной практике 861 постановления. Мы сейчас находимся в активной стадии оптимизации процедуры с точки зрения узких мест при подаче заявки. Конкретные положения находятся на урегулировании с ФАС и Минэкономразвития. Надеемся, что к концу года мы предложим оптимальное решение, чтобы всем садоводам стало проще присоединяться к энергосетям», — отметил Коротенко.
Также из перспективных направлений — работа с представителями строительной отрасли по упрощению порядка техприсоединения при строительстве многоквартирных домов и комплексной застройке. «Мы в рамках этой работы сделали проект дорожной карты, который направлен на совершенствование порядка платы при технприсоедениении. Он включает в себя все ресурсы — электричество, газ и тепло», — сказал Коротенко. Также прорабатываются изменения в градостроительный кодекс. «Будет отдельная глава по технологическому присоединению и отдельно по переустройству сетей, в том числе электрических. Такая работа тоже планируется в этом году», — заключил Коротенко.