От первого лица , Санкт-Петербург и область ,  
0 

В Петербург за впечатлениями: как городу привлечь новых туристов

В Петербург за впечатлениями: как городу привлечь новых туристов
Гендиректор отеля «Санкт-Петербург» — о ситуации на гостиничном рынке города

Загрузка петербургских отелей еще не вернулась на допандемийный уровень, зато российский турист приносит отельерам больший доход, чем средний китаец из бюджетной группы. Впереди у города чемпионат Европы по футболу, смотреть который приедут польские и словацкие болельщики. О перспективах сезона и о том, что нужно Петербургу, чтобы не уступить Москве в борьбе за внутреннего туриста — в интервью РБК+ рассказал генеральный директор отеля «Санкт-Петербург» Андрей Петелин.

РОССИЙСКИЙ ТУРИСТ ДОРОЖЕ КИТАЙСКОГО

— Как вы оцениваете ситуацию в гостиничном бизнесе в текущем году?

— Этот год я бы назвал годом восстановления и годом позитивных ожиданий. Начиная с конца февраля — начала марта мы видим восстановление на рынке гостиничных услуг в Санкт-Петербурге. Связано это с тем, что власти ослабили ограничения. Туристы из регионов это оценили и поехали в Петербург. Мы наблюдаем всплеск индивидуального туризма из Москвы и регионов Центральной полосы России.

К сожалению, в отличие от южных направлений, у нас период пребывания туристов существенно меньше. Если в Сочи и в Крым люди едут недели на две, то в Петербург обычно на 3-4 дня максимум. Тем не менее, рост числа туристов дает нам возможность с оптимизмом смотреть в будущее и надеяться, что этот сезон состоится.

В нашем отеле увеличилась глубина продаж, которая не была характерна для начала года. Что касается мероприятий и конференций, спрос на них значительно превышает спрос 2019 года.

— А как переносится отсутствие иностранных туристов?

— Нам не хватает иностранцев. Иностранный турист — это, как правило, более богатый турист с более высоким средним чеком. Они широко тратят деньги: больше оставляют в ресторанах и магазинах. С другой стороны, раньше было много бюджетных организованных групп — те же китайцы, в основном, приезжали именно в таком формате. Они обеспечивали высокую заполняемость отелей города, но «бюджетный» китаец приносит меньше, чем индивидуальный российский турист. В этом году в нашем отеле число индивидуальных российских туристов выросло в два раза по сравнению с 2019 годом.

— Какова ситуация с текущей заполняемостью отелей?

— В Петербурге традиционно высок фактор сезонности. Высокий сезон — с мая по октябрь, все остальное — межсезонье, которое чуть-чуть озарялось детскими каникулами. Это сохранилось, как и тенденция выходного дня.

В среднем по городу допандемийная загрузка в сегменте сертифицированных 3-4-звездочных отелей в мае была на уровне 80%, сейчас она составляет порядка 55-60%. Нам уникальная локация, панорамные рестораны, конгресс-холл и большой концертный зал позволяют иметь более высокую загрузку, чем у конкурентов, но это все же ниже, чем в допандемийный период.

— Если сравнивать с другими российскими регионами, у Петербурга в сложившейся ситуации были преимущества в плане привлечения внутренних туристов?

— Я бы так не сказал. Было несколько периодов, когда власти города устанавливали более жесткие ограничения, чем в других регионах. Особенно «больно» это было в конце года, когда власти призвали в Петербург не приезжать, хотя традиционно Новый год — это сезон повышенного туристического спроса.

В то же время, количество привлекательных направлений для туризма в России ограничено. И Санкт-Петербург исторически относится к местам повышенного спроса. Всегда было принято его посещать как культурную столицу, привозить сюда детей. Этот статус сохранился, и спрос на Петербург в этом плане остается.

БИЗНЕСМЕНЫ ВОЗВРАЩАЮТСЯ В ОФЛАЙН

— Как вы оцениваете перспективы делового туризма в текущем году?

— Это важный вопрос для нас, поскольку значительная часть работы нашего отеля связана с деловым туризмом, мы регулярно проводим корпоративные мероприятия различных форматов в наших конференц-залах и в большом концертном зале.

Весь прошлый год мы наблюдали сокращение таких мероприятий: они или отменялись, или уходили в онлайн. В текущем году мы наблюдаем восстановление этого сегмента. Было много прогнозов о том, что онлайн заменит все прочие форматы, но мы видим, что бизнес-сообщество по-прежнему заинтересовано в проведении офлайновых мероприятий и в личных встречах.

Если бы были сняты все ограничения, объем деловых мероприятий уже вернулся бы к уровню 2019 года. Но действующие на данный момент ограничения препятствуют ряду форматов. Посмотрим, в какую сторону будет развиваться ситуация, но пока прогноз оптимистичный.

— Какую роль в восстановлении делового туризма играет Петербургский международный экономический форум?

— Сам факт его проведения является сигналом для бизнеса, что сегодня есть возможность проводить крупные мероприятия. Это, безусловно, положительный момент.

— Какие еще мероприятия, помимо ПМЭФ, могли бы повысить привлекательность города для делового туриста?

— Любые мероприятия, которые организуются с поддержкой властей, были бы полезны как для города в целом, так и сегмента HoReCa в частности. Основной момент, о котором бизнес-сообщество говорит не первый год, заключается в том, что у нас высокая концентрация мероприятий в период белых ночей и высокого туристического сезона, и было бы правильно увеличить их количество в период низкого сезона.

ОТЕЛЬ КАК ИСТОЧНИК ЭМОЦИЙ

— Как, на ваш взгляд, можно было бы привлечь в Петербург новых туристов?

— Здесь есть целый комплекс задач. Первая — это транспортная доступность. Нужно и дальше развивать Пулково как транспортный хаб. Количество рейсов с момента пандемии катастрофически сократилось, и, по сути, только Москва теперь является транспортным хабом.

Второе — хотелось бы, чтобы власти больше развивали инфраструктуру самого города. В Петербурге динамика развития существенно ниже, чем в Москве.

— Как меняется сам российский турист?

— Больше стало туристов с личным транспортом. С одной стороны, сократилось количество авиаперелетов, с другой, многие считают, что такой способ путешествий снижает риски заболевания. В этом отношении наш отель удачно расположен на транспортных магистралях. Кроме того, у нас есть большая парковка, и путешественникам на личном автотранспорте удобно у нас останавливаться.

В целом, портрет российского туриста не изменился. Каких-то особых перемен в поведении тоже нет, скорее, оно вернулось к норме. В прошлом году под воздействием негативной информации многие люди испытывали стресс, и это сказывалось на том, как они ведут себя, как проводят время. Сегодня мы уже не видим этой озабоченности. Люди как ходили в рестораны до пандемии, так и сейчас ходят, как ходили в магазины, так и ходят.

— Какими качествами нужно обладать отелю, чтобы в нынешних условиях привлечь к себе туристов?

— Я бы не стал преувеличивать фактор пандемии. Он больше сказывается на выборе самого направления. Люди едут туда, где они меньше сталкиваются с ограничениями и больше возвращаются в нормальность.

Если говорить про выбор отеля, то он основан на ряде критериев. Гости, во-первых, ориентируются на локацию, во-вторых, смотрят на соотношение цена-качество через систему отзывов, в-третьих, хотят получить некую особую атмосферу, впечатление. Пребывание в отеле — полноценная часть отдыха, и основная задача отеля, с моей точки зрения, — сформировать комфортную атмосферу с элементами новизны для гостя, чтобы он мог переключиться из рутины и получить положительные эмоции от отдыха в полной мере.

— Каким образом ваш отель решает эту задачу?

— Еще до локдауна мы разработали стратегию, которая выгодно отличает нас от других гостиниц. Во-первых, в отеле «Санкт-Петербург» гость получает не просто номер определенной категории, а комплекс услуг. В конгресс-холле отеля можно провести деловое мероприятие любого формата. Можно воспользоваться услугами в сфере красоты и здоровья, заказать экскурсии и многое другое. Во-вторых, гость получает незабываемые впечатления и уникальные эмоции от панорамного вида на акваторию Невы и центр города со всех локаций в отеле. Многие специально устаивают фотосессии на фоне Невы и крейсера Авроры. В-третьих, на крыше отеля успешно работает видовой ресторан La Vue. Это уникальное место не только с точки зрения видовых характеристик, но и гастрономической кухни. Гастротуризм сейчас очень популярное и перспективное направление. И здесь мы готовы удивлять гостей и возможностями петербургской кухни, и оригинальной винной картой, разработанной сомелье ресторана. La Vue отмечен многими профессиональными и общественными наградами, что также делает ресторан интересным для посещения. Жители и гости города специально приезжают сюда, чтобы попробовать гастрономические новинки и испытать «вау-эффект» от панорамного вида.

— В этом году отель отмечает юбилей. С чем подошли к этой дате?

— Да, в этом году отелю исполняется 50 лет. Это для нас знаковое событие. Отель прошел несколько этапов. Было время, когда он управлялся Интуристом и был ориентирован на прием иностранных делегаций. Был сложный перестроечный период и пожар, в котором мы потеряли практически половину гостиницы. За последние годы была проведена серьезная реновация — акционеры вложили больше миллиарда рублей в обновление физической инфраструктуры. На сегодняшний момент мы — современный отель с качественным сервисом в уникальной локации и с потрясающим видом на центр города, любоваться которым можно, в том числе, из нашего ресторана на крыше.

РЫНОК ЖДЕТ ВОССТАНОВЛЕНИЯ

— Как, в целом, гостиничный бизнес Петербурга пережил пандемию?

— Крупных потерь на рынке не было. Пострадали, в первую очередь, маленькие гостиницы, бизнес которых был основан на аренде помещений. В этом сегменте были закрытия и продажи. Если говорить про средний и крупный бизнес — тут все выжили и нормально себя чувствуют.

— Каковы ваши прогнозы по дальнейшему развитию гостиничного бизнеса Петербурга?

— Перспективы у отелей города благоприятные. Петербург — исключительное направление как для внутреннего, так и для международного туризма. Если говорить про внутренний туризм, то я связываю его дальнейшее развитие со снятием ограничений. Если говорить про рынок в целом, то мы все, конечно, очень ждем иностранных туристов. И я очень надеюсь, что со второй половины года количество иностранцев вырастет, и мы сможем во многом возместить свои финансовые потери.

Уже подтверждено, что на Чемпионат Европы приедут иностранные болельщики. К нам едет большое количество болельщиков из Польши и Словакии. В более отдаленной перспективе нас также ждут крупные международные соревнования, например, финал Лиги чемпионов УЕФА. Поэтому мой прогноз — на фоне снятия ограничений рынок будет восстанавливаться.
 

Решения «Прививка» бережливого производства
Содержание
Закрыть