Доля онлайн покупок недвижимости растет. Как отмечают аналитики, уже до 80% продаж у отдельных застройщиков может проходить дистанционно. Чем удобны удаленные сделки, как развивается сервис, и какие новые услуги в него будут включаться — РБК + рассказали застройщики и аналитики рынка.
Рост сделок
Популярность онлайн-сервисов постоянно растет, это связано с ограничениями из-за пандемии и ростом числа региональных покупателей в Петербурге, отмечают эксперты. Кроме того, за прошедший год практика дистанционной покупки квартиры уже стала привычной для покупателей.
Техническая возможность заключить электронную сделку существовала и до пандемии, отмечает руководитель Аналитического центра Циан Алексей Попов, но на них приходилось единицы процентов от всего рынка — по разным оценкам от 2 до 6 пп. В апреле и мае 2020 года доля дистанционных сделок по объективным причинам выросла, а затем корректировалась. «Сегодня долю сделок, которые прошли без визитов в офисы продаж и без содержательного общения в банках, можно оценить примерно в 20% от общего числа регистраций ДДУ в 2020 году», — отмечает Попов.
По данным компании «Л1 Строительная компания № 1», за 2020 год количество онлайн-сделок выросло почти вдвое.
В этом году рост дистанционных сделок продолжился. «С начала 2021 года число онлайн-бронирований выросло более чем в два раза, по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Так только за последние три месяца 2021 года онлайн было забронировано порядка 1,5 тыс. квартир, что составляет более половины от общего объема онлайн-бронирований за 2020 год», — отмечает руководитель консалтингового центра «Петербургская недвижимость» Ольга Трошева.
Сервис ДомКлик от Сбера подсчитал, что только за февраль 2021 года онлайн заключено 278 сделок на сумму 1,2 млрд руб. В прошлом году за март 2020 года заключено 213 сделок на общую сумму 0,6 млрд руб. Относительно прошлого года прирост количества сделок составил 30%.
Перспективная адаптация
До пандемии удаленно можно было подобрать банк для получения ипотеки, но все дальнейшие действия чаще всего требовали личного присутствия заемщика. В итоге застройщики в течение первого пандемийного периода не только внедрили, но и усовершенствовали имеющиеся механизмы продаж.
Сегодня на рынке первичного жилья используются инструменты для дистанционных продаж: онлайн оформление ипотеки, визуализации, 3D-туры по шоурумам, фото и видео объектов. Подписание документов, отправка их на электронную регистрацию сделки и безопасные расчеты проходят всего за один визит в офис банка или застройщика.
«Сложности были в основном технического характера: необходимо было установить специальные программы, приобрести дополнительное видеооборудование для показов, обучить сотрудников работы с ними. Но схема оказалась удобной и востребованной и после окончания «удаленки», особенно для иногородних покупателей, а также для людей с ограниченными возможностями и семей с детьми. В итоге сейчас фактически все этапы: от подбора квартиры до регистрации сделки в Росреестре, можно провести дистанционно», — отмечает директор по развитию «Л1 Строительная компания № 1» Надежда Калашникова.
Основные пользователи такой услуги — это региональные покупатели, а также те, кто интересуется лотами в ЖК эконом— и комформт-классов, отмечает Алексей Попов. «Для покупателей более дорогой недвижимости достаточно сложно принять решение стоимостью в десятки миллионов рублей без личного общения и/или посещения офиса продаж и строительной площадки», — добавляет он.
Но и для такой категории клиентов сервисы развиваются. «Для многих покупателей очень важны личные встречи с менеджерами и живые просмотры объектов, — подтверждает Ольга Трошева. — В этой части онлайн-сервисы тоже не стоят на месте, мы проводим полноценные видеоконсультации и онлайн-просмотры объектов: менеджер в деталях может показать все покупателю в прямом эфире. Мы стремимся сделать покупку квартиры удобной и доступной для каждого, поэтому очное общение с клиентами имеет для нас такой же безусловно высокий приоритет».
Преимущества онлайна
Главное преимущество для всех участников процесса — это экономия времени. «Иногородним покупателям не нужно приезжать в Петербург для того, чтобы купить квартиру. Весь цикл — от подбора варианта, просмотра выбранной квартиры до подписания всех документов производится удаленно. Застройщик, в свою очередь может показать квартиры сразу в нескольких объектах. Специалистам не нужно ездить по различным инстанциям и стоять в очередях, чтобы оформить документацию. Все это можно сделать прямо с рабочего места», — говорит Надежда Калашникова.
Кроме того, при заключении дистанционной сделки покупатели сегодня могут рассчитывать на скидки от застройщиков и ведущих онлайн платформ. «На данный момент все онлайн-сделки проводятся при помощи платформы «Дом Клик» от Сбербанка. При проведении такой сделки покупатель получает скидку в размере 0,3% к ставке по ипотеке. Если выбранная квартира была размещена на платформе «Дом клик» и забронирована через этот сервис, то идет дополнительная скидка в размере 0,1%», — поясняет Надежда Калашникова. Зарегистрированный в госорганх договор покупатель получает течение 10 дней.
Аналогичные платформы развивают застройщики и другие банки. Например, уже заработала «Жилищная экосистема ВТБ». «Сейчас Компания Л1 заключает договор с этим банком, чтобы расширить возможности для наших клиентов», — делится планами компании Надежда Калашникова.
Дополнительные сервисы
В дальнейшем тренд на онлайн-сделки с недвижимостью продолжит набирать популярность. Однако результаты 2021 года будут зависеть от потребительского спроса со стороны клиента, уточняют в пресс-службе Сбербанка.
С расширением возможностей, популярность дистанционных сервисов будет расти. «Доля онлайн сделок будет увеличиваться, особенно, если удастся решить ряд законодательных сложностей, прежде всего, в части дистанционного открытия счетов», — полагает Алексей Попов.
Кроме того, пока еще не все виды сделок можно проводить удаленно. Например, онлайн-сделка невозможна при оформлении долевой собственности на квартиру. «Возможно, со временем и этот пробел будет устранен», — заключает Надежда Калашникова.