Рыночный расклад , Санкт-Петербург и область ,  
0 
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

Онлайн покупки пошли в рост

Фото: pexels.com
Фото: pexels.com
Какие преимущества для покупателей дает развитие онлайн продаж недвижимости

Доля онлайн покупок недвижимости растет. Как отмечают аналитики, уже до 80% продаж у отдельных застройщиков может проходить дистанционно. Чем удобны удаленные сделки, как развивается сервис, и какие новые услуги в него будут включаться — РБК + рассказали застройщики и аналитики рынка.

Рост сделок

Популярность онлайн-сервисов постоянно растет, это связано с ограничениями из-за пандемии и ростом числа региональных покупателей в Петербурге, отмечают эксперты. Кроме того, за прошедший год практика дистанционной покупки квартиры уже стала привычной для покупателей.

Техническая возможность заключить электронную сделку существовала и до пандемии, отмечает руководитель Аналитического центра Циан Алексей Попов, но на них приходилось единицы процентов от всего рынка — по разным оценкам от 2 до 6 пп. В апреле и мае 2020 года доля дистанционных сделок по объективным причинам выросла, а затем корректировалась. «Сегодня долю сделок, которые прошли без визитов в офисы продаж и без содержательного общения в банках, можно оценить примерно в 20% от общего числа регистраций ДДУ в 2020 году», — отмечает Попов.

Алексей Попов (Аналитический центр Циан)
Алексей Попов (Аналитический центр Циан)

По данным компании «Л1 Строительная компания № 1», за 2020 год количество онлайн-сделок выросло почти вдвое.

В этом году рост дистанционных сделок продолжился. «С начала 2021 года число онлайн-бронирований выросло более чем в два раза, по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Так только за последние три месяца 2021 года онлайн было забронировано порядка 1,5 тыс. квартир, что составляет более половины от общего объема онлайн-бронирований за 2020 год», — отмечает руководитель консалтингового центра «Петербургская недвижимость» Ольга Трошева.

Ольга Трошева («Петербургская недвижимость»)
Ольга Трошева («Петербургская недвижимость»)

Сервис ДомКлик от Сбера подсчитал, что только за февраль 2021 года онлайн заключено 278 сделок на сумму 1,2 млрд руб. В прошлом году за март 2020 года заключено 213 сделок на общую сумму 0,6 млрд руб. Относительно прошлого года прирост количества сделок составил 30%.

Перспективная адаптация

До пандемии удаленно можно было подобрать банк для получения ипотеки, но все дальнейшие действия чаще всего требовали личного присутствия заемщика. В итоге застройщики в течение первого пандемийного периода не только внедрили, но и усовершенствовали имеющиеся механизмы продаж.

Сегодня на рынке первичного жилья используются инструменты для дистанционных продаж: онлайн оформление ипотеки, визуализации, 3D-туры по шоурумам, фото и видео объектов. Подписание документов, отправка их на электронную регистрацию сделки и безопасные расчеты проходят всего за один визит в офис банка или застройщика.

«Сложности были в основном технического характера: необходимо было установить специальные программы, приобрести дополнительное видеооборудование для показов, обучить сотрудников работы с ними. Но схема оказалась удобной и востребованной и после окончания «удаленки», особенно для иногородних покупателей, а также для людей с ограниченными возможностями и семей с детьми. В итоге сейчас фактически все этапы: от подбора квартиры до регистрации сделки в Росреестре, можно провести дистанционно», — отмечает директор по развитию «Л1 Строительная компания № 1» Надежда Калашникова.

Надежда Калашникова («Л1 Строительная компания №1»)
Надежда Калашникова («Л1 Строительная компания №1»)

Основные пользователи такой услуги — это региональные покупатели, а также те, кто интересуется лотами в ЖК эконом— и комформт-классов, отмечает Алексей Попов. «Для покупателей более дорогой недвижимости достаточно сложно принять решение стоимостью в десятки миллионов рублей без личного общения и/или посещения офиса продаж и строительной площадки», — добавляет он.

Но и для такой категории клиентов сервисы развиваются. «Для многих покупателей очень важны личные встречи с менеджерами и живые просмотры объектов, — подтверждает Ольга Трошева. — В этой части онлайн-сервисы тоже не стоят на месте, мы проводим полноценные видеоконсультации и онлайн-просмотры объектов: менеджер в деталях может показать все покупателю в прямом эфире. Мы стремимся сделать покупку квартиры удобной и доступной для каждого, поэтому очное общение с клиентами имеет для нас такой же безусловно высокий приоритет».

Преимущества онлайна

Главное преимущество для всех участников процесса — это экономия времени. «Иногородним покупателям не нужно приезжать в Петербург для того, чтобы купить квартиру. Весь цикл — от подбора варианта, просмотра выбранной квартиры до подписания всех документов производится удаленно. Застройщик, в свою очередь может показать квартиры сразу в нескольких объектах. Специалистам не нужно ездить по различным инстанциям и стоять в очередях, чтобы оформить документацию. Все это можно сделать прямо с рабочего места», — говорит Надежда Калашникова.

Кроме того, при заключении дистанционной сделки покупатели сегодня могут рассчитывать на скидки от застройщиков и ведущих онлайн платформ. «На данный момент все онлайн-сделки проводятся при помощи платформы «Дом Клик» от Сбербанка. При проведении такой сделки покупатель получает скидку в размере 0,3% к ставке по ипотеке. Если выбранная квартира была размещена на платформе «Дом клик» и забронирована через этот сервис, то идет дополнительная скидка в размере 0,1%», — поясняет Надежда Калашникова. Зарегистрированный в госорганх договор покупатель получает течение 10 дней.

Аналогичные платформы развивают застройщики и другие банки. Например, уже заработала «Жилищная экосистема ВТБ». «Сейчас Компания Л1 заключает договор с этим банком, чтобы расширить возможности для наших клиентов», — делится планами компании Надежда Калашникова.

Дополнительные сервисы

В дальнейшем тренд на онлайн-сделки с недвижимостью продолжит набирать популярность. Однако результаты 2021 года будут зависеть от потребительского спроса со стороны клиента, уточняют в пресс-службе Сбербанка.
С расширением возможностей, популярность дистанционных сервисов будет расти. «Доля онлайн сделок будет увеличиваться, особенно, если удастся решить ряд законодательных сложностей, прежде всего, в части дистанционного открытия счетов», — полагает Алексей Попов.

Кроме того, пока еще не все виды сделок можно проводить удаленно. Например, онлайн-сделка невозможна при оформлении долевой собственности на квартиру. «Возможно, со временем и этот пробел будет устранен», — заключает Надежда Калашникова.

Содержание
Закрыть