Инструменты , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Место под солнцем «корономики»

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com
Произошедшие во время пандемии структурные изменения российской экономики в дальнейшем будут определять технологический и хозяйственный ландшафт в стране.

Структурные изменения в мировой экономике, которые начали происходить во время пандемии COVID-19 и могут сохраниться надолго, эксперты считают важнейшим ее следствием. Изменения эти подчас настолько радикальны, что даже возник термин — «корономика». Российские и, в частности, петербургские сегменты «корономики» пока мизерны в глобальном масштабе, но именно они будут менять технологический и хозяйственный ландшафт в стране.

Мутирующие и растущие

Подобно самому вирусу, зависящие от него сегменты экономики быстро меняются. Иногда это глубокие изменения, затрагивающие структуру и технологическую базу отраслей. Иногда пандемия просто ускоряет развитие того или иного сегмента. Но если рост сильный и длительный, то он приводит к изменению качественных характеристик бизнеса.

Эксперты Мирового экономического форума (МЭФ) выделили 10 главных направлений быстрого роста: онлайн-торговля и роботизированная доставка, электронные и бесконтактные платежи, технологии удаленной работы, дистанционное обучение, телемедицина, онлайн-развлечения, технологии поставок в промышленности 4.0, 3D-печать, роботизация и дроны, 5G и информационно-коммуникационные технологии (ICT).

Эксперты, да и сами участники рынков, разумеется, не знают точно, сохранят ли эти тренды нынешние темпы роста в перспективе, но уверены, что в любом случае они заметно изменят ландшафт мировой экономики.

В России, и в частности в Петербурге, значимые качественные изменения происходят вследствие пандемии в IT, торговле, образовании, здравоохранении, фармацевтике.

Коронавирусные приоритеты в IT

В основе почти всех трендов — IT-технологии. Эта отрасль стала ключевой для «корономики». Пандемия стимулировала целый ряд направлений IT, о чем свидетельствуют данные компаний, в том числе петербургских — как разработчиков технологий, так и их потребителей (полной картины статистика пока не дает).

По свидетельству Дмитрия Дырмовского, генерального директора петербургской ГК ЦРТ (глобальный разработчик продуктов и решений на основе интеллектуальных речевых технологий и биометрии, входит в экосистему Сбербанка), обозначенные МЭФ тренды способствовали росту спроса на решения группы компаний ЦРТ. «Во втором квартале 2020 года относительно второго квартала 2019 года мы зафиксировали рост выручки на 49%. Ключевую динамику роста продемонстрировали направления голосовой и лицевой биометрии, диалоговых роботов. Из отраслей-потребителей можно выделить финтех, телеком, здравоохранение. Приоритетный спрос сформировал российский рынок, Ближний Восток и Латинская Америка. По нашим прогнозам, высокий спрос на такие решения сохранится», — сообщил глава ЦРТ.

Вырос спрос и на IT-технологии для дистанционного обучения. «В период с апреля по сентябрь текущего года в нашем учебном центре наблюдался рост количества заявок на дистанционное обучение в среднем на 30% по сравнению с аналогичным показателем 2019 года», — отметил, в частности, генеральный директор ООО «Компас ВЭД» Роман Гордиенок.

Из коммуникационных технологий сильнее всего, по-видимому, вырос сегмент видеоконференций. Вслед за компанией ZOOM, чья капитализация на 1 сентября выросла в 6 раз с начала года, бенефиты получили и ее российские конкуренты. Так, у производителя сервиса TrueConf спрос с начала марта вырос в 30 раз, сообщил директор по развитию компании Дмитрий Одинцов. Как он пояснил на недавно прошедшей конференции НП «Руссофт», это не был рост с нуля, поскольку компания работает в 80 странах с 2003 года.

Более чем вдвое выросла выручка у ГК Astra Linux, одного из российских лидеров разработки системного ПО и платформ виртуализации. «Пандемия привела к изменению стека технологий, которые используют компании. Это стимулировало импортозамещение ПО, позволило развивать новые продукты и услуги», — пояснил генеральный директор ГК Astra Linux Илья Сивцев.

По наблюдению директора по развитию Союза организаций бизнес-ангелов (СОБА) Луизы Александровой, «коронакризис» стимулировал не только рост объема онлайн-услуг, но и расширение их ассортимента. Например, инвесторы вкладывают деньги в стартапы по разработке корпоративных мессенджеров с разнообразным функционалом. «Высок спрос и на полноценный перевод выставок из оффлайна в онлайн, — продолжает Луиза Александрова. – Так, компании хотят проводить онлайн-выставки в 3D, а некоторые и в AR — чтобы максимально приблизить онлайн-общение к живому. Или team-building мероприятия — их пробуют проводить в формате онлайн-игр. Соответствующих технологических сервисов для бизнес-клиентуры на рынке пока мало, но высокий спрос подгоняет их разработку и развитие».

Жертвы «ковида»

Ряд мировых «корономических» трендов не получил развития в России. Так, по словам Льва Матвеева, председателя совета директоров компании «СерчИнформ», заметный рост мошенничества в финансовой сфере и утечек информации в период пандемии, стимулировавший во всем мире спрос на системы безопасности, не произвел должного впечатления на российских потребителей. В результате рост спроса на эти системы в России замедлился, так что оборот «СерчИнформ» увеличился всего на 10% — против роста на 40% в 2019 году.

«В части цифровизации энергетики отмечено падение затрат компаний на разработку и поддержку сайтов. Наблюдаются проблемы в связи со снижением уровня грантовой поддержки отрасли со стороны АСИ, Сколково и отмены отраслевых выставок и конференций», — свидетельствует генеральный директор ООО «ЭнергоПром» Николай Георгиевский. У компании Nexign, ведущего производителя систем поддержки бизнеса и решений интернета вещей для операторов связи, тоже сократился объем российских заказов, но благодаря иностранным заказам выручка компании в этом году увеличилась на 42% (к аналогичному периоду прошлого года), сообщил коммерческий директор Андрей Гулидин.

Эти и другие примеры показывают, что некоторые сегменты отраслей IT и телеком в мировую «корономику» не встроились и углубили в связи с пандемией отставание от мировых лидеров.

Медицина уходит в «цифру»

В здравоохранении наиболее очевидным бенефициаром пандемии стала телемедицина. «Возникла потребность безопасно и быстро получить медицинскую помощь, особенно это касалось людей с хроническими заболеваниями. Наш сервис вырос за время пандемии вдвое и продолжает активно расти», — комментирует тенденцию Эрик Бровко, основатель сервиса Здоровье.ру. По его словам, наибольший спрос на сервис предъявляли пациенты с псориазом, тревожными расстройствами, последствиями инсульта и пр. По словам Дмитрия Одинцова, представителя IT-компании TrueConf, поставщика услуг видеосвязи, у потребителей его сервиса в телемедицине выручка увеличилась в 6-8 раз.

По данным компании МТС, объем рынка телемедицины в России в 2019 году составил 20 млрд рублей. По оценке Эрика Бровко, в этом году рынок телемедицинских услуг может вырасти примерно в 3 раза по сравнению с 2019 годом. Рост произойдет в первую очередь за счет удаленных услуг по сопровождению пациентов. Эксперты уверены, что цифровое здравоохранение будет активно развиваться ближайшие пять лет. «Это основной запрос системы здравоохранения. Для многих телемедицина стала новой привычкой, которая уже останется в их жизни навсегда», — уверен он.

Определенные шансы для развития может получить также сегмент лабораторных исследований, считают эксперты и участники рынка. Перспективы этой отрасли связаны с тем, что коронавирусные ограничения затрудняют провоз биоматериала за границу. Это привело к тому, что практически все заказы на исследования исполняются на территории России. Таким образом, российские поставщики этой услуги временно избавлены от конкуренции со стороны западных коллег. «Мы сейчас получаем огромное количество запросов на проведение исследований от тех фармкомпаний, которые ранее использовали европейские лаборатории», — говорит Елена Чернер, генеральный директор ООО «Инвитро — Северо-Запад».

Заработают на вакцине

Существенные изменения происходят и в фармацевтической отрасли, где они связаны, во-первых, с повышением спроса на противовирусные препараты, а во-вторых, с появлением нового сегмента — рынка вакцин от коронавируса.

По данным DSM Group, за первый квартал 2020 года было продано более 42 млн упаковок противовирусных препаратов на сумму 18 млрд рублей. Рост по сравнению с аналогичным периодом 2019 года в денежном выражении составил 26,5%, в натуральном — 25,1%.

Что касается разработки вакцины, о перспективах этого сегмента можно судить по данным представителей Центра им. Гамалеи, зарегистрировавшего свою вакцину от COVID-19 «Спутник V». Как сообщили в Центре, для вакцинации жителей России необходимо произвести 80 млн доз вакцины. Еще больший потенциал у экспорта. По словам гендиректора Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилла Дмитриева, Россия уже получила запрос на 1 млрд доз вакцины от 20 государств.

На новой вакцине помимо Центра Гамалеи смогут заработать компании, которые займутся ее выпуском. В их число может войти петербургская «Биокад». Кроме того, «Биокад» сам занимается разработкой вакцины от коронавируса. Подобные разработки в Петербурге также ведут НИИ гриппа, ФГБУ «Институт экспериментальной медицины» и Санкт-Петербургский НИИ вакцин и сывороток.

Выгодное затворничество

COVID-19, вынудивший миллионы людей оставаться дома и осуществлять все покупки через интернет-магазины, резко увеличил обороты мировой онлайн-торговли.

Чистый объем продаж крупнейшего в мире онлайн-ретейлера Amazon увеличился во втором квартале 2020 года на 40%, до 88,9 млрд долларов по сравнению с 63,4 млрд долларов во втором квартале годом ранее. Это стало рекордом роста за 26-летнюю историю компании. Выручка еще одного гиганта в сфере онлайн-торговли, китайской Alibaba Group, за этот же период увеличилась на 34%, до 21,7 млрд долларов (по сравнению с аналогичным периодом 2019 года). В 2019 году объем розничных продаж электронной коммерции во всем мире составил 3,53 трлн долларов, в 2022 году она вырастет до 6,54 трлн долларов, прогнозирует Statista.

Российский рынок электронной торговли тоже ускорился в период пандемии, причем отрасль росла темпами, которые мало кто мог себе представить в начале года. Доля интернет-торговли выросла на впечатляющие 4% и впервые превысила 10% по итогам первого полугодия 2020 года. В прошлом году этот показатель был на уровне 6,1% (в деньгах — 1,4 трлн руб.), при том, что в странах-лидерах он составлял 8-10%, а в Китае — 20%.

Сейчас объем рынка электронной торговли в России, по данным АКИТ, составляет 1,654 трлн рублей. Наибольший объем заказов приходится на Москву (29,07%, 476,2 млрд рублей), Санкт-Петербург (7,8%, 129,3 млрд рублей) и Московскую область (6,49%). Петербургский комитет по промышленной политике прогнозирует рост городского рынка интернет-торговли как минимум на 30% (в 2019 году его доля в совокупном обороте розничной торговли города, по данным комитета, составляла 4,5%).

«Чтобы сохранить темпы роста, онлайн-площадки скорее будут концентрироваться на развитии внутреннего бизнеса, где мы видим основной потенциал роста», — говорит заместитель генерального директора по связям с индустрией в Ozon Мария Заикина.

Внутри и снаружи

Лидеры российского рынка электронной коммерции вполне успешно расширяют свое присутствие и в других странах. Так, крупнейший российский маркетплейс Wildberries в январе 2020 года вышел на рынок ЕС, запустив продажи в Польше, а затем — в Словакии. Во втором квартале 2020 года продажи Wildberries в штуках в Польше выросли почти в девять раз по сравнению с первым кварталом того же года. По итогам 2020 года Wildberries планирует удвоить оборот по сравнению с 2019 годом. Выручка компании в итоге должна вырасти до 450 млрд рублей.

Петербургский сервис по доставке продуктов питания iGooods, чья выручка выросла в первом полугодии в 3,4 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, планирует выйти в 2021 году на рынки Франции, Германии и Испании. По итогам этого года iGooods планирует увеличить оборот до 12 млрд рублей с 2,6 млрд рублей в 2019 году.

Лидеры — в тренде

Основная стратегическая задача почти всех игроков российского ретейла — нарастить долю онлайна в общем объеме продаж. Это уже удалось второму по обороту в России игроку в сегменте DIY — петербургскому «СТД Петрович». Компания и до пандемии была лидером в e-commerce в своем сегменте, но к концу лета она увеличила до 55% долю онлайн-торговли в своих продажах с 45% в марте. За первое полугодие 2020 года рост онлайн-продаж компании составил 70% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. «Наши амбиции простираются на цифровой мир, который станет надстройкой и неким порталом в мир реальный. Наша компания выстраивает экосистему сервисов, охватывающих весь процесс преобразований жилища», — говорит директор по маркетингу «СТД «Петрович» Игорь Колынин.

Один из лидеров среди fashion-сетей в России — петербургская Melon Fashion Group в период пандемии тоже укрепила свои позиции в онлайне. Лишившись всех офлайновых магазинов на несколько месяцев, компания все силы бросила на стремительное наращивание продаж на платформах крупнейших маркетплейсов. По некоторым оценкам, по итогам 2020 года доля онлайна у Melon Fashion Group достигнет 25-30%. Сегодня ретейлер входит в топ самых продаваемых fashion-брендов на Wildberries и Lamoda.

Александра Питкянен, исполнительный директор некоммерческой организации «Фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса, микрокредитная компания»:

Место под солнцем «корономики»

«Малый и средний бизнес — потенциально гибче, чем крупные компании, и может быстрее перестроить деятельность под новые «коронамические» тренды. Однако перестройка требует ресурсов. В стремлении адаптироваться к «постковидной» реальности компании особенно нуждаются в финансовой поддержке.

Компании из пострадавших отраслей, производственные, научно-технические компании и компании сферы услуг могут воспользоваться беззалоговыми займами, предоставляемыми Фондом на выплату заработной платы, для поддержки и возобновления деятельности. Размер данных займов оставляет от 50 тыс. до 5 млн рублей, срок предоставления займов от 6 до 36 месяцев. Процентная ставка на первый год — 1% годовых, на второй год — 2%, на третий — 3%.

В рамках стандартной программы микрофинансирования (займы под залог) предоставляет займы в размере от 50 тыс. до 5 млн рублей на срок до 36 месяцев по ставкам 1-5% годовых. Фонд может выступить поручителем за предпринимателя перед банком и предоставить обеспечение в размере до 100 млн рублей, но не более 50% от суммы кредита. По программе предоставления поручительств Фондом заключены соглашения с 47 банками».

Редакция РБК Петербург благодарит за помощь в подготовке статьи Санкт-Петербургское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Деловая Россия».
 

Скачать Содержание
Закрыть