Медицина идет на поправку
Материалы выпуска
Шанс для российского вина Экспертиза Медицина идет на поправку Рынок «Развитие дополнительных услуг станет приоритетом на ближайшие годы» Экспертиза Место под солнцем «корономики» Инструменты
Рынок Санкт-Петербург и область
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Медицина идет на поправку

Как проходит возвращение пациентов после запрета на оказание плановой медпомощи и что изменилось в работе частных клиник.
Фото: pixabay.com

Рынок медицинских услуг Петербурга восстанавливается после практически трехмесячного запрета на оказание плановой помощи пациентам. Резкое снижение пациентопотока в апреле-июне компенсировалось таким же резким его ростом в августе-сентябре, и отложенный спрос на медицинские услуги не удовлетворен до сих пор, отмечают участники рынка. Наиболее востребованы врачи узких специальностей.

Три месяца без врачей

Получение плановой медицинской помощи в Петербурге было ограниченно почти три месяца. Постановлением городского Управления Роспотребнадзора от 23 марта 2020 года были временно отменены посещения врачей для плановых консультаций, а также все визиты к докторам, связанные с диспансеризацией, вакцинацией и реабилитацией. Врачи имели право оказывать плановые услуги только в тех случаях, когда отсрочка могла привести к резкому ухудшению здоровья пациента и для выдачи рецептов на покупку жизненно важных препаратов.

Столь длительный перерыв, безусловно, сказался на здоровье петербуржцев, и в первую очередь под ударом оказались пациенты с хроническими заболеваниями. «Это миф, что человек с хроническим заболеванием может подождать, не получать какое-то время медицинской помощи. Наоборот, хронические пациенты нуждаются в постоянной медицинской помощи, ведь малейшее ухудшение, оставшееся без внимания, может привести к тяжелым последствиям для такого человека», — говорит генеральный директор Петербургского медицинского форума Сергей Ануфриев.

По данным Росстата, в январе — июле в стране умерли свыше 1,1 млн человек, это на 58 тыс. человек больше, чем за аналогичный период 2019 года. При этом число смертей, ассоциированных с Covid-19 напрямую или произошедших на фоне этой инфекции, составило 36 тыс. человек, или 67% от числа дополнительно умерших, отмечает руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением Гузель Улумбекова. Объясняя причины дополнительной, не связанной с новой коронавирусной инфекцией, смертности, Гузель Улумбекова напоминает, что в число главных факторов, влияющих на здоровье людей, входят уровень их доходов, образ жизни и доступность медицинской помощи. «Соответственно, причинами дополнительных смертей могли стать снижение доступности помощи по плановым показаниям, почти четырехмесячная социальная изоляция граждан, а также падение уровня доходов населения», — отмечает Гузель Улумбекова.

Очередь к доктору

После отмены запрета на оказание плановой помощи клиники сначала стали фиксировать медленное, но постоянное увеличение потока пациентов, всплеск которого пришелся на первые декады августа — начало сентября. Реализация отложенного спроса идет по всем направлениям, некоторые клиники даже сталкиваются с трудностями в обработке повышенного количества звонков и онлайн-обращений пациентов, отмечает генеральный директор Ассоциации частных клиник Санкт-Петербурга Александр Солонин.

Наиболее востребованы сегодня врачи узких специальностей: кардиологи, неврологи, эндокринологи, гинекологи, офтальмологи, говорят участники рынка. «Сегодня в нашей клинике вся запись к неврологам, кардиологам, эндокринологам полностью закрыта на три дня вперед», — говорит генеральный директор сети клиник «Медпомощь 24» Евгений Федоров. В числе востребованных у пациентов медицинских услуг он также отмечает услуги функциональной диагностики — ультразвуковые исследования, исследования состояния желудочно-кишечного тракта.

«После снятия ограничений я могу отметить так называемый «отложенный спрос» на услуги офтальмологов. Во-первых, увеличился поток пожилых пациентов — их было значительно меньше в период пандемии. Во-вторых, мы снова стали делать операции — во время эпидемии плановые вмешательства были запрещены. И наконец, люди, которые откладывали свои проблемы, после снятия ограничений обратились за лечением», — поясняет врач-офтальмолог холдинга «СМ-Клиника» Владимир Агеев.

Пока резкого увеличения запросов на консультации ЛОР-специалистов нет, но это временная ситуация, уверены эксперты. Скоро наступит традиционный осенне-зимний период сезонных заболеваний, в который очень востребованы отоларингологи, терапевты и повышается интерес к различным профильным диагностическим процедурам, прогнозирует Евгений Федоров.

В разные периоды преобладают те или иные ЛОР-заболевания, соответственно и востребованность конкретных процедур определяется сезоном. «В летнее время медики чаще всего занимаются лечением наружных отитов, ангин, серных пробок, а с наступлением холодов лечат острые респираторные заболевания, их осложнения, а также обострения хронических синуситов, тонзиллитов. Это и различные промывания, пункции, хирургические операции, физиотерапевтическое лечение. Например, пик хирургических операций приходится на осень, зиму. В этот период люди решаются на септопластику — коррекцию искривления носовой перегородки, удаление аденоидов, миндалин», — отмечает отоларинголог холдинга СМ-Клиника Мария Мишкорез.

Осторожность — норма жизни

На востребованность медицинских услуг также влияет ситуация общей неопределенности. «Люди не совсем понимают, чего ждать от будущего, СМИ постоянно говорят о второй волне эпидемии и готовящихся новых ограничениях. В такой обстановке люди пытаются обследоваться впрок, что также влияет на рост пациентопотока в клиниках», — делится наблюдениями Евгений Федоров.

О высоком спросе говорят и компании, занимающиеся лабораторной диагностикой. «Безусловно, пандемия внесла корректировки в жизнь людей, но структурно наши продажи тестов не изменились. Люди продолжают болеть, готовиться к плановым операциям. Единственное, в пандемию появился новый тест на антитела к коронавирусу, и теперь он так же пользуется спросом у пациентов», — говорит генеральный директор ООО «Инвитро — Северо-Запад» Елена Чернер.

Те, кто уже переболел новой коронавирусной инфекцией, обращаются за консультациями к пульмонологам, чтобы быть уверенными, что восстановление после болезни проходит хорошо, добавляют эксперты.

Пандемия изменила поведение пациентов, люди стали более настороженно относиться к соблюдению эпидемиологических рекомендаций — соблюдению социальной дистанции, использованию средств индивидуальной защиты, санитарной обработке, единодушны врачи и эксперты. Клиники также перестроились под эти требования и осваиваются в новой реальности. «Соблюдается социальная дистанция, пациент приходит в клинику только после предварительной записи по телефону. Термометрия на входе, маски-перчатки для пациентов, врачей и сотрудников, санитарная обработка поверхностей и дезары в каждом помещении — это новый стандарт нашей работы», — перечисляет Евгений Федоров.

Такие меры предосторожности оправданы и необходимы, уверен Сергей Ануфриев. «Сейчас, когда нужно было бы избегать лишней концентрации людей в лечебных учреждениях, наоборот, происходит их наплыв. Это неблагоприятно с точки зрения распространения ОРВИ и COVID-19», — указывает он.

Другое следствие пандемии — еще более тщательный выбор клиники по соотношению цена — качество, связанный со снижением платежеспособности населения. И, хотя подавляющее большинство клиник не повышали цены на свои услуги в течение последних месяцев, пациенты стремятся сэкономить. «С одной стороны, люди стали более внимательно относиться к своему здоровью, а с другой — стали еще тщательнее мониторить и сравнивать цены. Особенно это видно в сегменте детской медицины. Родители по-прежнему стараются выбрать для своего ребенка платные клиники с хорошей репутацией, но в свете общего сокращения доходов подыскивают более приемлемый по цене вариант», — отмечает Александр Солонин.

Выйти в ноль

Трехмесячный запрет на оказание плановой медицинской помощи поставил многие клиники в трудное положение, и понятно, что не все организации с ним справятся. По оценкам Сергея Ануфриева, уже разорились и ушли с рынка до 20% от общего количества петербургских частных клиник. В первую очередь это небольшие несетевые медицинские организации, занимавшие площади 200-300 м2 и обслуживавшие отдельные микрорайоны Петербурга. Также в сложном положении оказались клиники, специализирующиеся на педиатрии, пластической хирургии, небольшие стоматологические кабинеты, перечисляет Сергей Ануфриев.

Крупные игроки рынка рассчитывают «отыграть» весенние потери до конца года. «По итогам апреля у нас было отставание от показателей прошлого года на 65-67%, но уже по итогам августа оно составляет 11% у одного филиала и 17% у другого. За три месяца полноценной работы за счет реализации отложенного спроса и при условии неповышения цен отставание удалось сократить в пять раз», — говорит Евгений Федоров. По его прогнозам, 2020 год сеть «Медпомощь 24» закончит «в ноль или в слабом плюсе, в 5-6%».

Сейчас петербургские клиники в среднем отстают от прошлогодних показателей на 10-15%, согласен Александр Солонин. Он уверен, что рынок частных медицинских услуг к концу года восстановится как минимум до прошлогодних показателей, а драйвером этого процесса станет накопленный за три весенних месяца ограничений отложенный спрос и прогнозируемый сезонный рост количества обращений в частные клиники.

Люди начинают более внимательно относиться к своему здоровью, более ответственно подходят к вопросу заботы о нем, подчеркивает Елена Чернер. «Это означает, что спрос на услуги качественной медицины и лабораторной диагностики будет только расти», –полагает она. В ситуации же, когда большая доля имеющихся у государства финансовых средств будет направлена осенью этого года на оказание помощи пациентам с COVID-19, на другие виды помощи их останется значительно меньше, указывает Гузель Улумбекова. И, вероятно, при невозможности получения «бесплатной» медицинской помощи у пациентов не останется другого выбора, кроме как обращаться за необходимыми услугами в частные клиники.

Евгений Федоров, генеральный директор сети клиник «Медпомощь 24»:

«Пандемия напомнила нам, какой должна быть система организации процесса оказания медицинских услуг внутри клиники. Никакие ограничения не сняты, мы живем в новой реальности, внутренний эпидемиологический режим организации не изменился. Соблюдается социальная дистанция, пациент приходит в клинику только после предварительной записи по телефону. Термометрия на входе, маски-перчатки для пациентов, врачей и сотрудников, санитарная обработка поверхностей и дезары в каждом помещении — это новый стандарт нашей работы».

Мария Мишкорез, оториноларинголог холдинга «СМ-Клиника»:

«Осень, а особенно в Санкт-Петербурге — наиболее загруженный период для врачей-отоларингологов, что связано с традиционным сезонным всплеском острых респираторных заболеваний. Большинство изначально здоровых людей перенесут их легко. Повышенные риски усугубления состояния есть у людей с хроническими ЛОР-заболеваниями и/или снижением иммунной системы. К счастью, все больше пациентов понимают, что профилактика заболеваний значительно проще, дешевле и безопаснее, чем лечение уже возникшей проблемы».

Денис Дрянов, травматолог-ортопед группы клиник MedClub:

«Во время «домашнего» пережидания эпидемии многие накопили новые заболевания в связи с отсутствием должной физической активности. Это, в том числе, привело к отложенному спросу. Сейчас мы видим увеличение количества пациентов. Большинство приходит с жалобами на боли в крупных суставах. При этом болезни суставов «молодеют». Если раньше артроз развивался после 45 лет, то сегодня от него страдают уже в возрасте 25-30 лет. Ранняя диагностика заболеваний позволяет нам помочь пациенту консервативными методиками и избежать эндопротезирования сустава».