«Развитие дополнительных услуг станет приоритетом на ближайшие годы»
Материалы выпуска
Шанс для российского вина Экспертиза Медицина идет на поправку Рынок «Развитие дополнительных услуг станет приоритетом на ближайшие годы» Экспертиза Место под солнцем «корономики» Инструменты
Экспертиза Санкт-Петербург и область
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

«Развитие дополнительных услуг станет приоритетом на ближайшие годы»

Генеральный директор ПАО «Россети Ленэнерго» Андрей Рюмин – об опыте цифровизации и влиянии пандемии на деятельность электросетевой компании.

Период карантинных ограничений стал испытанием не только для жителей города, но и для крупных сетевых компаний. Что позволило пройти этот этап с минимальными потерями, где появятся новые цифровые подстанции и как изменения в законодательстве скажутся на условиях техприсоединения потребителей — в интервью РБК+ рассказал генеральный директор ПАО «Россети Ленэнерго» Андрей Рюмин.

ЦИФРОВОЕ УСКОРЕНИЕ

— В чем особенность работы электросетевой компании в условиях карантина?

— Электросетевой комплекс является системообразующим, деятельность нашей компании останавливаться не может. Несмотря на эпидемиологическую ситуацию, мы должны в срок выполнять мероприятия по подключению потребителей, обеспечению надежного и качественного электроснабжения, выполнению ремонтных и инвестиционных программ. Безусловно, в этих непростых условиях мы уделяли особое внимание безопасности персонала. Все наши специалисты были обеспечены средствами индивидуальной защиты. В условиях пандемии «Россети Ленэнерго» выполняли в срок все обязательства по подключению, показатели сохранены на уровне аналогичного периода 2019 года, ремонтная программа выполнена в намеченные сроки, в полном объеме. Разумеется, под усиленный контроль было взято электроснабжение медицинских учреждений, принимающих пациентов с COVID-19, а также других социально значимых объектов. Компания подтвердила способность работать в штатном режиме даже в условиях ограничений.

— Пандемия ускорила внедрение цифровых сервисов во всех отраслях. Какие дополнительные услуги для потребителей компании стали доступны в этот период в Петербурге и Ленобласти?

— Действительно, пандемия COVID-19 изменила уклад жизни бизнеса, в частности, переформатировала работу сетевых компаний на дистанционное обслуживание клиентов. Компания «Россети Ленэнерго» в течение нескольких лет планомерно улучшала свои клиентские сервисы и автоматизировала процедуру техприсоединения. Поэтому, когда возникла необходимость полностью перевести все центры обслуживания клиентов на дистанционный режим работы, мы оперативно это сделали.

— Как компания взаимодействовала с клиентами?

— Мы находились на связи с нашими клиентами, в том числе работали в формате видеоконсультаций. Еще до пандемии в «Личном кабинете» компании можно было подать любой тип заявки на технологическое присоединение без ограничений по мощности, в том числе от разных собственников, отслеживать ее статус в режиме онлайн и получать уведомления об изменении статуса по электронной почте или смс. Работает онлайн-калькулятор для расчета стоимости процедуры, доступна онлайн-оплата услуг технологического присоединения, а также возможность использования электронной цифровой подписи договоров.

— Насколько востребованы были эти онлайн-сервисы среди потребителей? И как они будут развиваться в дальнейшем?

— Востребованность наших онлайн-сервисов — контактного центра, личного кабинета на сайте компании и мобильного приложения — возросла на 300%. Значительный рост интереса к нашим сервисам заочного обслуживания, во-первых, указал на необходимость расширения функционала существующих онлайн-решений. Во-вторых, «заочный режим» позволил сформировать более широкий комплекс услуг, которые электросетевая компания может оказывать без очного обращения заявителя в центр обслуживания клиентов. Развитие дополнительных услуг станет одним из приоритетных направлений для компании на ближайшие годы.

Наша задача довольно амбициозна: изменить отношение к электросетевым услугам в нашем регионе, предлагая широкий спектр работ, сокращая сроки их выполнения, соблюдая высокие стандарты качества. Это относится к размещению телекоммуникационного оборудования на сетевых объектах компании, аренде волоконно-оптических кабелей, техническому обслуживанию и ремонту частных электрических сетей, проектированию и строительству объектов энергетики и так далее.

— Как продвигается программа цифровизации внутри компании?

— Программа «Цифровая трансформация» рассчитана на период до 2030 года включительно. В текущем году в компании разрабатывается ряд интересных проектов, таких как система управления передачей электроэнергии с использованием технологий «больших данных», проект «Цифровой сотрудник», целью которого является повышение доступности внутренних сервисов для всех специалистов компании и обеспечение непрерывности работы, в том числе в дистанционном режиме. Разрабатывается система инвентаризации основных средств с использованием RFID меток [Radio Frequency IDentification — радиочастотная идентификация. — Ред.], автоматизируется закупочная деятельность, продолжается автоматизация бизнес-процессов по технологическому присоединению потребителей.

По результатам 2020 года планируется тиражирование показавших свою эффективность технологий на все дочерние общества Группы компаний «Россети». В ПАО «Россети Ленэнерго» рассматриваются планы по реализации цифровых проектов в области интеллектуального мониторинга оборудования, комплекса визуального осмотра и наблюдения за состоянием оборудования подстанций, цифрового проектирования и инжиниринга.

— Как цифровые инструменты позволяют бороться с несанкционированными подключениями?

— За период карантина количество незаконных подключений не возросло, поскольку многие организации не работали. Но при этом хочу отметить, что ПАО «Россети Ленэнерго» проводит постоянную работу по пресечению незаконного подключения к электрическим сетям, за 7 месяцев текущего года нами выявлено более 2000 случаев незаконного потребления электроэнергии в объеме 25,64 млн кВт.ч, с нарушителей взыскано 172,5 млн руб. Основным инструментом, позволяющим выявить несанкционированное потребление электроэнергии, является интеллектуальный учет. Он позволяет оперативно получать информацию о фактическом потреблении, собрать баланс электроэнергии на определенном участке сети и выявить аномальные отклонения.

НОВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

— В июле 2020 года была введена в эксплуатацию цифровая подстанция на севере города — «Каменка». Сколько таких подстанций планируется построить в этом году?

— В этом году мы планируем ввод нескольких объектов в Ленинградской области, в том числе подстанции 110 кВ «Ясень» для нужд «Северного потока — 2» и двух подстанций для реконструкции сети внешнего электроснабжения порта «Усть-Луга» в Кингисеппском районе. В Санкт-Петербурге завершаем строительство подстанции 110 кВ «Московская-Товарная».

Кроме того, у нас уже работает первый цифровой район электрических сетей в Ленинградской области — Всеволожский РЭС. За последние два года успешно запущены в работу и эксплуатируются цифровые подстанции: ПС 110 кВ «Каменка» и ПС 35 кВ «Детскосельская» в Петербурге, ПС 110 кВ «Куземкино» в Ленинградской области.

До 2024 года запланировано создание цифрового района электрических сетей в Санкт-Петербурге на базе Северного РЭС (Выборгский и Калининский районы) филиала «Россети Ленэнерго» «Кабельная сеть», модернизация сети Петроградского, Колпинского районов Санкт-Петербурга и реализация других проектов.

— А сколько всего запланировано цифровых подстанций, способных работать без персонала?

— До 2025 года в рамках нового строительства и комплексной модернизации запланировано создание 50 цифровых подстанций напряжением 35-110 кВ на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Кроме того, в рамках выполнения частичной реконструкции на 30 подстанциях 35-110 кВ будут установлены цифровые элементы: современные терминалы релейной защиты, система телеуправления коммутационными аппаратами непосредственно с диспетчерского пункта центра управления сетями ПАО «Россети Ленэнерго».

— С 1 июля изменился порядок технологического присоединения к электрическим сетям для физических и юридических лиц. Как новые правила техприсоединения повлияют на предоставление услуги?

— Изменения в законодательстве касаются самой массовой категории заявителей: физических лиц, которым для бытовых и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, требуется мощность до 15 кВт, а также предприятий малого и среднего бизнеса, в том числе ИП, запрашивающих мощность до 150 кВт. Главное новшество состоит в том, что вместо договора о техприсоединении сетевая компания сразу направляет заявителю счет. Его оплата становится подтверждением согласия с условиями оферты и заключения договора. Весь документооборот между заявителем и сетевой организацией перенесен в онлайн — от подачи заявки на технологическое присоединение до заключения и исполнения договора. Все операции осуществляются через личный кабинет клиента «Россети Ленэнерго» на сайте компании, через Портал-ТП.рф, а также в мобильных приложениях «Россети» и «Клиент Ленэнерго». Документы со стороны сетевой организации подписываются электронной подписью. Заявителю останется только осуществить присоединение к электрическим сетям со своей стороны.

— Изменились ли правила установки приборов учета и сроки подключения?

— Теперь заявителям не требуется устанавливать приборы учета электроэнергии — сетевая организация сделает это за собственный счет. Если говорить о сроках осуществления присоединения разных категорий потребителей, то они не изменились.

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ИТОГИ И ПЛАНЫ

— Как вы оцениваете финансовые итоги первого полугодия? Как изменились показатели по передаче электроэнергии в этот период?

— По итогам деятельности за первое полугодие 2020 года полезный отпуск электроэнергии относительно аналогичного периода 2019 года снизился на 4,0% — из-за аномально высокой температуры наружного воздуха в зимние месяцы и приостановки деятельности и сокращения объемов производства многих предприятий и организаций во втором квартале в связи с проведением карантинных мероприятий.

Эти факторы привели к снижению выручки ПАО «Россети Ленэнерго» от оказания услуг по передаче электрической энергии за 6 месяцев 2020 года по отношению к планируемой величине на 3,4 млрд руб. Вместе с тем меры, предпринятые с целью минимизации негативного влияния объективных факторов на финансовые результаты Общества, принесли свои результаты: компания сохранила стабильное финансово-экономическое положение. Чистая прибыль «Россети Ленэнерго» за 6 месяцев по сравнению с аналогичным периодом 2019 года снизилась незначительно — всего на 2,4% — и составила 7,6 млрд рублей.

Из значимых событий первого полугодия текущего года я хочу отметить завершение консолидации на базе компании электросетевых активов на территории Санкт-Петербурга: к ПАО «Россети Ленэнерго» присоединены дочерние общества АО «Курортэнерго», АО «ЦЭК», АО «СПб ЭС», АО «ПЭС». Объединенная компания с более прозрачной структурой будет отвечать повышенным требованиям инвесторов. С завершением реорганизации и реализацией ПАО «Россети Ленэнерго» инвестиционной программы связан и рост активов за 6 месяцев 2020 года (на 8,2%), а чистые активы Общества за первое полугодие 2020 года увеличились на 12,3%.

— Завершен процесс консолидации, проведен ребрендинг — какие задачи теперь на повестке дня?

— Первостепенной задачей для нас всегда остается надежное электроснабжение потребителей. «Россети Ленэнерго» ведут целенаправленную работу по снижению аварийности в сетях — реализуют ремонтную и инвестиционную программы. К безусловным приоритетам относится сохранение стабильных финансовых результатов, а также цифровизация бизнес— и технологических процессов, системная работа по усовершенствованию процедуры техприсоединения к сетям, развитие нетарифных услуг.