Акселератор для стартапа
Материалы выпуска
Питомник для единорогов Инновации Акселератор для стартапа Решения Коронавирус заставил стартапы переформатироваться под новую реальность Экспертиза Высокотехнологичный симбиоз Инновации Андрей Соколов: Чем технопарк похож на собес, и почему это хорошо Экспертиза
Решения Санкт-Петербург и область
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Акселератор для стартапа

Какие акселераторы нужны стартапам
Фото: pexels.com

Венчурная индустрия в Петербурге набирает обороты. Наряду с независимыми профессиональными акселераторами, стартапами все больше начинают заниматься как частные, так и государственные компании, организующие свои, корпоративные, акселераторы. Какие подходы к развитию дают наилучшие результаты для технологических стартапов (смартапов), а какие для акселераторов и стоящих за ними компаний, обсуждали участники четвертого фестиваля White Night Startup 2020, посвященном теме: «Маленький стартап в большом бизнесе: как зрелые бизнесы растят свое будущее».

Бизнес-проводник

Объем венчурных инвестиций в России по итогам первого полугодия 2020 года составил $183,8 млн. Из них порядка $83 млн или 45% всех вложений — вклад корпораций. При этом каждая компания выбирает свой путь взаимодействия со стартапами. Так, корпоративный акселератор StartupDrive, созданный компанией «Газпром нефть», занимается не запуском пилотных проектов со стартапами, а развитием их бизнеса. «Мы работаем с теми, у кого уже есть работающий продукт, есть бизнес, есть первые клиенты. Мы предлагаем им помощь в масштабировании бизнеса, — поясняет руководитель StartupDrive Константин Мусатов. — От стартапа мы тоже ждем экономический эффект для нас, но когда он вырастет». Успешный стартап помогает компании в ее технологическом развитии. «Для нас все стартапы, с которыми мы работаем — это потенциально новые виды бизнеса», — говорит он.

Константин Мусатов (Startup Drive)

Что касается отбора стартапов, то StartupDrive интересуется проектами в сферах, близких профилю «Газпром нефти» и сегменту сбыта моторных топлив. «Это стартапы из смежных с нами отраслей, нам интересны все технологии вокруг транспортных средств и вокруг людей, которыми этим транспортными средствами владеют и пользуются. В этой области мы готовы дать экспертизу, и надеемся, что это будет позитивно влиять на наш бизнес», — говорит Константин Мусатов.

Похожая модель — и у стартап-хаба компании МТС. «В этом году мы добавили центр акселерации, венчурный фонд и 5G-центр, — сообщил директор филиала МТС в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Павел Коротин. — Наша компания за последние годы превратилась в полноценного поставщика цифровых услуг, появление сети 5G станет мощным драйвером развития новых технологий. Сейчас мы отбираем стартапы, которые делают свои продукты для сети нового поколения, чтобы к моменту ее запуска в коммерческую эксплуатацию, мы могли представить рынку решения, работающие на ее базе. Наш венчурный фонд инвестирует в стартапы, имеющие стратегическую ценность для МТС. Недавно один петербургский стартап CoinKeeper, это мобильный сервис учета личных финансов, контроля расходов и сбережений, получил от нас 125 млн рублей на развитие».

Экономия затрат

В МегаФоне уже два года работает Технологическая песочница — площадка для стартапов, где можно быстро тестировать гипотезы и внедрять новые решения. «За это время мы утвердили 100 пилотных проектов, которые помогают повышать эффективность бизнеса МегаФона. Она измеряется в том, сколько средств нам удалось заработать или сэкономить для компании благодаря применению новых технологий, — отметил старший менеджер по инновациям ПАО «Мегафон» Павел Белов. — К KPI Технологической песочницы относятся количество внедренных в компании проектов и их финансовые показатели».

Корпоративного акселератора у МегаФона нет, но компания активно сотрудничает с внешними акселераторами и бизнес-инкубаторами, например, с ФРИИ, бизнес-инкубатором ВШЭ, «Ингрия». «В прошлом году мы запустили совместную программу с акселератором «Физтех.Cтарт», а в этом — трек маркетинговых технологий MarTech в рамках «Московского акселератора», — сообщил Павел Белов.

Павел Белов (ПАО «Мегафон»)

Банк «Санкт-Петербург» выбрал третий путь. «Для нас работа со стартапами — это не пилоты, не фаст-трэк, мы их в себя не встраиваем. Мы их отправляем в цепочки создания ценности через компании, которые предоставляют для нас какие-то продукты, — рассказал вице-президент ПАО «Банк «Санкт-Петербург» Михаил Гаврилов. — Очень простой пример. Есть работа по оптимизации внутреннего процесса хождения документов. Нужна сепарация. Это когда искусственный интеллект разбирает документы и сортирует их в необходимом порядке. Мы можем купить эту работу у компании X и заплатить за нее миллион, а можем купить у стартапа и заплатить в 10 раз меньше. И стартапу хорошо, и нам. Для нас это в первую очередь снижение издержек — мы заменяем дорогих поставщиков на более дешевых, которые соответствуют нашим требованиям по качеству. Рыночные отношения. Никаких отдельных проектов. Никаких акселераторов. У нас есть ключевые подрядчики, через которых мы можем это реализовать».

Михаил Гаврилов (ПАО «Банк «Санкт-Петербург»)

Генеральный директор АО «Технопарк Санкт-Петербурга» Андрей Соколов поддерживает прагматичный подход корпораций к стартапам. «Корпорациям акселератор нужен для того, чтобы произвести упаковку продукта стартапа под свои потребности и под свой регламент — чтобы встроить его в свой бизнес и масштабировать через себя. Если же вы хотите просто вложить деньги и создать непрофильный актив, который вы потом перепродадите — это другой бизнес. Это больше к банку, а не к корпорации», — уверен Андрей Соколов.

Андрей Соколов (АО «Технопарк Санкт-Петербурга»)

Корпорации, по большому счету, от стартапа нужен не его бизнес, а только его технология, уточнил генеральный директор АО «ИТМО Хайпарк» Андрей Назаров. «Важно различать, что надо корпорациям, и что является бизнесом. Те люди, которые придумывает технологию, совсем не факт, что будут способны сделать бизнес-решение», — резонно отмечает он.

Угрозы рынку

Более того, корпорациям и не нужно развивать стартапы для рынка, потому что ничего хорошего из этого не выйдет, полагает Михаил Гаврилов. «Это тупиковый путь. Пройти за три года шесть пилотов с корпорациями — ничего серьезного не получить, максимум только чтобы прокормиться. И потом либо благополучно переехать за границу, либо пойти работать в эту же корпорацию… Вклад корпораций даже в США в развитие стартапов ровно никакой, они просто не мешают и только поставляют на рынок кадры стартаперов. То, что в России развитием стартапов занимаются корпорации, а не венчурные капиталисты, не малый бизнес, который корпорации покупают — это губит все, что есть на рынке стартапа», — утверждает он.

Региональный координатор «Клуба лидеров» в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Вячеслав Трактовенко указывает еще на одну угрозу рынку: «У нас многие государственные структуры, которые являются институтами развития, в частности Российская венчурная компания (РВК), имея свои акселераторы и заводя их в своих корпоративных клиентов, с которыми они делают венчурные фонды, пытаются собой подменять рынок. Структуры, существующие на бюджетные деньги, убивают конкуренцию частных акселераторов, просто на своем административном ресурсе становясь операторами корпоративных акселераторов, хотя нужно развивать рынок. И получается, что одна рука создает все условия для того, чтобы развивать стартапы, а другая начинает заменять собой элементы инфраструктуры, не давая развиваться частным акселераторам».

Вячеслав Трактовенко («Клуб лидеров» в Санкт-Петербурге и Ленинградской области)

Михаил Гаврилов видит только два разумных выхода из сложившейся ситуации: «Либо государство, как в Китае, вкладывает гигантские деньги и тогда у нас госстартапы работают элитные — бриллиантовые люди с такой головой, что они даже не думают уезжать, потому что здесь им так хорошо, что нигде так хорошо не будет, либо мы не лезем и даем процессу развиваться самому».

Что нужно стартапам

По мнению директора технопарка «Ленполиграфмаш» Даниила Старковского, работавшего с большим количеством корпоративных акселераторов, самая успешная модель — это замещение стартапами части собственных научных мощностей корпорации. «А вот те акселераторы, которыми занимаются люди из отдела пиара — они портят всю картину. Стоит задача правильно сориентировать стартап. Если акселератор дает только знания, то он проигрывает. Если дает и знания, и финансы, то это как раз та модель, которая успешно формирует стартап», — советует Даниил Старковский.

Но даже в этом случае, говорит руководитель стартапа «Данкол» Михаил Коряков, риск неудачи велик. «Как правило, те, кто проводит саму акселерацию в корпорации не очень сильно связаны с тем департаментом, который является потребителем этого стартапа, его технологий и решений. У этого департамента есть свои планы, его финансы уже расписаны и стартап в его планы просто не вписывается. Я знаю случаи, когда стартап даже показывает экономическую выгоду, приносит прибыль своим решением, но его не рискуют использовать», — утверждает он.

Не стоит недооценивать и роль знаний, говорит операционный директор ООО «Сарафан Технологии» Яна Александрова. Компании сама в свое время выросла из стартапа. «У нас именно через акселераторы произошел самый большой прорыв и рост, и деньги пошли. Нам самое главное, что дали акселераторы, помимо денег — это идеи, — отмечает она. — В совместной работе с акселератором рождаются не просто проекты, а новый продукт, который мы потом оформляем и несем на другие рынки. Так произошло у нас с «Мегафоном» и наши продукты мы уже выводим на европейские рынки. И в этом я вижу самые большие перспективы работы с акселераторами».

Директор по развитию Союза организаций бизнес-ангелов (СОБА) Луиза Александрова считает, что в большинстве случаев стартаперу имеет смысл идти в акселераторы, которые финансово зависимы от успеха своих стартапов: «Тогда они замотивированы, чтобы этот стартап стал успешным — чтобы он привлек деньги, получил новых клиентов и рос. Такие акселераторы полезны стартапам, потому что они зарабатывают на росте стартапов. А в корпоративный акселератор можно идти только в том случае, если эта корпорация действительно является твоим клиентом».

Принять реальность

Тем не менее, без корпораций пока не обойтись. «Структура нашей экономики построена таким образом, что основной спрос и инвестиционные предложения находятся у государственных компаний. И это те реалии, в которых мы будем вынуждены жить еще какое-то количество лет. Поэтому надо просто правильно их использовать, — полагает Вячеслав Трактовенко. — И рынок, я думаю, придет к тому, что очень сильно кастомизируется в отношении того, какая роль у корпораций. Или они это делают для себя или являются источником спроса».

В любом случае работа корпораций со стартапами полезна для общества, считает председатель Совета директоров Международного консорциума «Санкт-Петербургский кластер чистых технологий для городской среды» Николай Питиримов: «Они несут культуру стартапа в массы — не по зарплатам деньги раскладывают, не в оффшоры уводят, а на стартапы, на новые технологии тратят. Это очень важно, это социальная ответственность. Как умеют, так и занимаются. А пророка в своем отечестве ведь все равно нет».

Николай Питиримов (Международный консорциум «Санкт-Петербургский кластер чистых технологий для городской среды»)

«Мы находимся в самом начале процесса, работа эта очень важная. Чем больше начинаний, тем лучше — в том числе и со стороны разных корпораций. Это данность, мы должны с этим мириться, но останавливаться на этом не надо», — заключил Андрей Назаров.

Справка:

Четвертый фестиваль White Night Startup 2020 прошел в этом году на площадке «Ленполиграфмаш» 12-13 сентября под девизом «Каждый человек — стартап. Инвестируйте в людей».

Тон фестивалю задало барабанное шоу Центра ритмического развития KENAKOBATUKADA, ознаменовавшее начало ключевой дискуссии нулевого дня White Night Startup 2020 — «Маленький стартап в большом бизнесе: как зрелые бизнесы растят свое будущее». Всего за 3 дня площадку White Night Startup посетило более 7 000 человек. Как отметил организатор фестиваля Александр Ружинский: «Прошедший Фестиваль показал высокую востребованность темы саморазвития и образования у горожан».

Ключевое событие фестиваля — конкурс стартапов — «Holy Startup.!». Его победителем стал проект — SEZAM, улучшающий жизнь горожан, за счет сервиса совместных покупок.