Питомник для единорогов
Материалы выпуска
Питомник для единорогов Инновации Акселератор для стартапа Решения Коронавирус заставил стартапы переформатироваться под новую реальность Экспертиза Высокотехнологичный симбиоз Инновации Андрей Соколов: Чем технопарк похож на собес, и почему это хорошо Экспертиза
Инновации Санкт-Петербург и область
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Питомник для единорогов

Небольшие российские инновационные компании могут превратиться в единорогов с высоким уровнем капитализации, однако для этого надо изменять механизмы их поддержки.
Фото: pexels.com

Один из векторов экономического роста — развитие малого и среднего предпринимательства (МСП). Планируется, что к 2024 году доля МСП в ВВП нашей страны должна вырасти до 32%, причем параллельно должна увеличиться и доля экспорта субъектов МСП. Это невозможно без изменения стратегии поддержки, уверены эксперты, но нужны не только инвестиции и налоговые преференции. Важно обеспечить трансфер проверенных механизмов поддержки инновационных проектов, так как именно они имеют максимальные перспективы для развития экспортного потенциала и роста, значимого для ВВП.

Поддержка малого

По данным Росстата, впервые опубликованным в 2019 году, доля субъектов малого и среднего предпринимательства в российской экономике составляла 21,9%. В Нидерландах, Финляндии и Германии аналогичный показатель превышает 50%. На 2019 год, по оценкам аналитиков Сбербанка, количество активных компаний МСП в России составляло 27,6 на 1000 человек трудоспособного населения, тогда как среднемировое значение этого показателя находится на уровне 32,18.

Петербург находится в числе лидеров по развитию МСП в России: число активных компаний на 1000 человек здесь даже превышает среднемировой уровень, составляя 39,1, а доля в налоговых поступлениях в середине 2019 года достигла 30%. На этот момент в городе насчитывалось порядка 400 тыс. МСП, в которых работали более миллиона человек.

В 2020 году из-за пандемии и ограничительных мер эти показатели снизятся, однако можно выделить группу компаний, которые способны не только компенсировать потери и обогнать других, но и имеют потенциал стать единорогами. К единорогам («Unicorns») относят компании-стартапы, чья капитализация за короткий период превысила $1 млрд. Речь про те компании, которые постоянно заняты поиском и внедрением инноваций в свои технологические бизнес-процессы, продукты и услуги. Оставаясь в определенных законодательством рамках малого и среднего предпринимательства, они вносят значительный вклад в развитие экономики.

Тысяча смелых

«По данным «Технопарка Санкт-Петербурга», каждый год в городе появляется около 3 тыс. инновационных проектов, около трети из них подтверждают свою экономическую эффективность и доживают до момента поиска инвестиций для масштабирования работающей бизнес-модели. Это значит, что каждый год около 1000 человек открывают свое дело и становятся руководителями, — отмечает генеральный директор АО «Технопарк Санкт-Петербурга» Андрей Соколов. — Это довольно значимое число, и мы должны прикладывать силы, чтобы эти люди оставались в периметре городской экономики. Однако для этого недостаточно особых налоговых преференций или кредитов — нужны хорошие деловые и технологические связи».

Андрей Соколов (АО «Технопарк Санкт-Петербурга»)

Первые, как считает эксперт, создаются внутри университетов и коворкингов, как в Бизнес-инкубаторе «Ингрия», а вторые — в центрах прототипирования, региональных инжиниринговых центрах, особых экономических зонах. Дополнительно Санкт-Петербург нуждается в ярких технологических и деловых форумах, информационная повестка которых будет демонстрировать преимущества технологического предпринимательства и созданной для его поддержки инфраструктуры.

На старте

В зависимости от стадии и сферы деятельности компаний, им нужны различные инструменты поддержки. Так, 30% резидентов Бизнес-инкубатора «Ингрия» (это стартовый период формирования компании) ориентируется на маркетинговые инновации — изменение позиционирования продукта, методов его продвижения, целевой группы и т.п. 33% делают ставку на улучшение качества продукции, 19% — на внедрение результатов НИОКР, 18% — на улучшение технологии производства.

«Инновации в различных аспектах бизнеса, технологии, производства — вот первая отличительная характеристика наших резидентов. Вторая — техническая реализуемость проекта. Исходя из этого набора, мы подбираем нужные стартапу меры поддержки, помогаем «упаковать» проект для рынка, инвесторов и партнеров», — говорит директор Бизнес-инкубатора «Ингрия» Елизавета Уросова.

Елизавета Уросова (Бизнес-инкубатор «Ингрия»)

К числу наиболее востребованных, по словам Уросовой, относятся те инструменты поддержки, которые помогают измерить качество проекта в метриках. Элементы акселерации дают возможность понять, что влияет на продажи, менторские сессии дают качественную обратную связь рынка. При этом нужно развивать не только консалтинговые услуги, но и инфраструктуру — предоставлять резидентам доступ к оборудованным офисам и местам в коворкинге, следить за оснащением переговорных и площадок для мероприятий.

Стратегия роста

По мере роста бизнеса приоритеты меняются, и здесь на помощь приходит кластерная модель. «Эта модель давно завоевала признание в Европе: в некоторых странах промышленность «кластеризована» практически на 100%. Создаются и активно развиваются кластеры и в странах Азии, — говорит директор Центра кластерного развития Марина Зинина. — По оценке НИУ «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург занимает первое место среди 20 регионов, реализующих активную кластерную политику. Сейчас в нашем городе и области уже существует 26 кластеров и кластерных инициатив. Причем половину из них курирует Центр кластерного развития Санкт-Петербурга».

Половина компаний-участников кластерных проектов, реализуемых при поддержке Центра кластерного развития, стремится внедрить результаты инновационных процессов в производство, а вторая — концентрируется на сохранении полученных компетенций и наработок в инфраструктурных проектах.

В процессе развития у высокотехнологичных предприятий периодически возникает потребность в получении опытных партии своей новой продукции или апробации современных технологий для сокращения материальных и временных затрат в собственном производственном процессе. Удовлетворить эту потребность своими силами МСП чаще всего не могут. «Изучив опыт клиентов Технопарка, мы выяснили, что перед выпуском новой продукции или внедрением новой технологии наши резиденты искали способ подстраховаться от возможных рисков и снизить затраты. На поиск оптимальных решений неизбежно уходили время и деньги. А что если перенести эти процессы на внешнюю площадку — апробировать на ней этап производства нового продукта, промышленную технологию или ее прототип? Эта концепция была проверена на резидентах Бизнес-инкубатора, ставших заказчиками Центра прототипирования, а затем масштабирована в региональных инжиниринговых центрах», — делится решением Андрей Соколов.

Высокотехнологичная поддержка

Примером использования внешней инфраструктуры для собственных разработок может служить компания «Амбер», в которой с 2015 года была принята доктрина по созданию собственных продуктов. В «Амбер» заняты проведением высокотехнологичных исследований и разработок в области молекулярной биологии: активных фармацевтических субстанций на основе рекомбинантных белков, тест-систем для диагностики инфекционных и наследственных заболеваний человека, для криминалистики и для секвенирования ДНК. В 2016 году на площадке Регионального инжинирингового центра в области микрореакторного синтеза активных фармацевтических субстанций компания реализовала собственные исследования, направленные на разработку инновационных субстанций на основе рекомбинантных белков, провела комплекс маркетинговых и патентных исследований. Это позволило исследовать новые рынки и потенциальные продукты, создать и запустить собственный виварий по проведению доклинических исследований лекарственных средств, существенно сократив инвестиционные и временные затраты.

«Путь исследований и инновационных разработок в области биотехнологии представляет собой длительный по времени цикл, требующий значительных временных, интеллектуальных и материальных инвестиций. Результатом работы биотехнологической компании являются новые продукты в сфере медицины, фармакологии, которые обладают значительным социально-экономическим эффектом и высокой отдачей первоначальных вложений. «Амбер» и другие инновационные компании получают хорошие конкурентные преимущества, воспользовавшись инструментами высокотехнологической поддержки», — считает основатель и генеральный директор группы научно-производственных компаний «Амбер» Вениамин Старцев. Он отмечает, что оснащение инжиниринговых центров также должно соответствовать запросам высокотехнологичного бизнеса, открывая для него новые направления развития. Сейчас компания «Амбер» сфокусирована на разработке прототипов экспресс-тест-систем для диагностики инфекционных заболеваний человека, в том числе COVID-2019.

Вениамин Старцев («Амбер»)

При постоянном развитии техническое оснащение инжиниринговых центров привлечет не только единорогов: с их помощью «классические» компании могут познакомиться с новыми способами промышленного производства, испытать свои разработки и опробовать преимущества цифровизации в своих бизнес-процессах. Примером этому должен стать проект Российско-финского научного Парка живых систем. Эта площадка в периметре Технопарка Санкт-Петербурга нацелена на развитие молекулярно-биологических исследований и расширение технологических возможностей в области химического синтеза.

Трансфер поддержки

На скорость и эффективность развития проектов влияет также окружение. В консервативной среде долго сохранять высокие темпы развития трудно. Либо малые и средние предприятия революционизируют связанные с ними партнерскими отношениями организации и втягивают их в быстрый рост, либо окружение заставляет небольшие предприятия замедлить свое развитие. И последнее происходит чаще, чем хотелось бы.

Поэтому эксперты уверены: чтобы российские инновационные МСП могли со временем превратиться в единорогов, нужно расширять проверенные опытом методы поддержки. Только в этом случае потенциал инновационных компаний можно будет развить в полной мере.

«В большинстве случаев формула успеха таких компаний выглядела следующим образом: собственные разработки плюс чужой опыт. Часть компаний, воспользовавшаяся системой поддержки МСП в «Технопарке Санкт-Петербурга», добавила в формулу необходимую им инфраструктуру и сервисы и рассчитывает достичь поставленных целей быстрее других», — объясняет Андрей Соколов.

Говоря о перспективах трансфера, эксперт обратил внимание на новую инициативу правительства, в рамках которой бизнесмены, которые построят индустриальный или технопарк, смогут вернуть свои затраты за счет налоговых и таможенных платежей, которые резиденты новых структур заплатят в федеральный бюджет. Механизм, которые обеспечит возврат до 100% инвестиций, сейчас готовится. По мнению Андрея Соколова, появление подобных преференций очень своевременно и станет дополнительным драйвером развития технопарков и трансфера их наработок, если управляющие компании будущих технопарков сумеют выйти за рамки девелоперских или реиндустриальных проектов и детально изучат реальные запросы высокотехнологичных малых и средних компаний.

«Мы нацелены на развитие как предприятий внутри кластера, так и межкластерных проектов, готовы оказывать консультации и всяческое сопровождение в их ведении, содействие в доступе к государственным программам развития, в привлечении финансирования не только от Минэкономразвития и Министерства промышленности», — поясняет Марина Зинина. Она убеждена, что кластерные модели можно использовать для реализации перспективных проектов и других министерств — например, в сельском хозяйстве и в здравоохранении.

Все это позволит удержать перспективные компании в Петербурге. Правда, для того, чтобы в процессе развития успешные проекты оставались на городской территории, важна еще и финансовая составляющая.

«Инвестиции — ресурс, критически важный для масштабирования инновационных бизнес-моделей. К сожалению, в Петербурге очень мало собственных венчурных денег, частично это решается за счет корпоративных акселерационных программ, но чаще всего, стартапы привлекают инвестиции от московских фондов и вскоре выходят из периметра городской экономики», — резюмирует Елизавета Уросова.